Инклюзивный урок русского языка «Обобщение. Морфемный состав слова»
Инклюзивный урок русского языка.
Описание педагогической практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе начального инклюзивного образования, позволяющие организовать активно-деятельностное обучение с помощью педагогических приёмов и методов, формирующих УУД; онлайн-сервисов:
Lerningaps.org - для создания тренажёра
YouTube - для использования фрагмента мультфильма
Puzzlecup.соm - для создания кроссворда
Сalameo.com - для создания электронной книги c фотографиями урока
Сервис коротких ссылок url
Сервисы Google – таблицы, презентации, документы;
программы Vegas Pro 3.0 – для редактирования видео (мультфильма)
Фрагмент видео-урока http://qoo.by/aGw
Фото с урока https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPdG9EQnVITEctYnc
ФИО учителя Токова Светлана Павловна
Место работы, должность ГКОУ РО Казанская школа-интернат, учитель
Контакты:
почтовый адрес: 346170 Ростовская область, Верхнедонской район, ст.Казанская, ул. Щербакова, д. 5б
контактный телефон: 89064167502
е-mail: svetatkva05@gmail.com
Технологическая карта урока
Название предмета русский язык Класс 3 класс
Тема: Обобщение. Морфемный состав слова.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.
ЦЕЛЬ: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Морфемы», в ходе совместной и групповой деятельности обучающихся под руководством учителя.
Задачи:
- обучающие:
проконтролировать и проанализировать степень усвоения названия морфем, их порядка и назначения в слове, умения применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных в частях слова, изученных и сформированных на предыдущих уроках,
устранить пробелы в знаниях изученного материала;
-развивающие:
развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы,
закреплять и отрабатывать умение планирования, самоконтроля и самооценки,
развивать эмоции, речь, мышление, внимание обучающихся посредством организации игры, разноуровневой работы в командах, обсуждения занимательных ситуаций, использования ассоциаций;
-воспитательные:
формировать умения выслушивать товарища, работать в группе, отстаивать свою точку зрения,
пробуждать чувство ответственности, понятие необходимости и важности решения и выполнения всё более сложных заданий, являющихся помощниками в интеллектуальном и волевом развитии.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- называть морфемы слова;
- распознавать части морфем в слове;
- анализировать и классифицировать слова по типу орфограммы в морфемах слова;
- определять роль частей слова;
- оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Метапредметные результаты:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения своих действий в соответствии с планируемыми результатами.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные результаты:
иметь опыт участия в учебных действиях, приносящих пользу себе и одноклассникам, осмысливать причины успеха и неудач в учебной деятельности, адекватно их воспринимать; уметь совершенствовать имеющиеся знания.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая
Девиз урока/занятия/НОД: Всё, что мы делаем, нужно! Усердно работаем, дружно!
Описание деятельности педагога, обучаемого, средств коммуникаций:
N п/п | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся с нормой и с ЗПР | Оборудование, материалы, программные продукты | Примечание |
I-й этап урока. Организационный момент – 3 минуты. Цель: создание эмоционального, положительного настроя детей на активную и продуктивную работу на уроке, развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности; установление контакта между обучающимися. | ||||
1 | Организует класс, создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке. | Под звуки песни дети выполняют инструкции учителя и садятся на свои места. | Диск МР3 с песней «Улыбка» (композитор Владимир Шаинский, стихи Михаил Пляцковский) | Используется педагогический приём «Улыбка» |
2 | Приветствует детей и проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует к учебной деятельности. | Проверяют готовность к уроку, активно включаются в работу. | Учебник, тетрадь, ноутбук, учебные принадлежности. | В стихотворной форме |
3 | Настраивает обучающихся на самооценку своей готовности к уроку в оценочном листе с помощью смайлика. | Оценивают готовность к предстоящей работе на уроке, выделив цветом выбранный смайлик в оценочном листе | Таблица «Оценочный лист» (Google-сервис) | Обучающиеся самостоятельно работают в общедоступной таблице «Оценочный лист», в строке со своей фамилией после каждого вида деятельности, войдя через свой аккаунт Google. |
II-й этап урока. Проверка домашнего задания – 5 минут. Цель: выявление знания правописания изученных слов с непроверяемой безударной гласной в корне. | ||||
1 | Организует словарную работу через картинный диктант. | Дети с нормой: Записывают самостоятельно слова по картинкам. Дети с ЗПР: вставляют орфограммы в словарные слова на карточках с последующим объяснением их написания с помощью слов-образов. | Презентация (Google-сервис) https://docs.google.com/presentation/d/1nzCqfP3S7Q7hY-m7iPA3UDI8carfqOb7Bm4rAv0BUI0/edit#slide=id.p | Используется метод ассоциаций. Обучающиеся применяют изученные ассоциации для запоминания слов с безударной гласной, непроверяемой ударением |
2 | Предлагает провести взаимопроверку. Помогает обсудить критерии оценивания словарного диктанта: «5» - всё правильно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - более 2-х ошибок | Проводят взаимопроверку: проверяют работы соседа по парте и оценивают их. | Таблица «Оценочный лист», (Google-сервис) | Готовясь к уроку, я создала «Оценочный лист», открыла доступ и разрешила редактирование детям. Через свой аккаунт ученики входят в Google-почту и по присланной учителем ссылке заходят в общего доступа «Оценочный лист», в котором работают самостоятельно, оценивая свою деятельность, используя фронтально созданные критерии оценок. Я отслеживаю накопление оценок и выставляю свои на другой (следующий) лист. Чаще наши оценки (учеников и учителя) совпадают. Редко, но бывает, что оценки не совпадают. Тогда сначала проверяю свою точку зрения. Затем уточняю позицию ученика. даю возможность отстоять своё мнение или убеждаю в ошибке. |
III-й этап урока. Актуализация субъектного опыта обучающегося – 8 минут. Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для совершенствования знаний, умений и навыков; определение границ знания и незнания. | ||||
1 | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Предлагает разгадать кроссворд с целью определения темы урока, организации повторения, закрепления, обобщения. | Дети по желанию и по очереди выходят к доске, разгадывают кроссворд «Части слова», работая с классом. | Кроссворд «Части слова» http://puzzlecup.com/?guess=6C63902BEDA6B01F | Работа с кроссвордом интересна для детского восприятия, когда создана ситуация, требующая помощи детей, которая повышает их учебную мотивацию (есть во фрагменте видеоурока https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPZTJrak85a2t0YWM/view ). Применяется системно-деятельностный подход - основа для развития УУД. |
2 | Предлагает детям поиграть в «Живую схему», придумать свои правила игры. | Дети с ЗПР: становятся по порядку: приставка, корень, суффикс, окончание, внизу – основа, надев шапки-костюмы. Дети на местах подбирают слова по «живой схеме» и записывают их в тетрадь, выделяя морфемы и орфограммы с последующим объяснением. Ученики планируют другие действия с “живой схемой”, предлагают свои варианты - убирают морфемы и записывают слова по новым схемам: приставка, корень, окончание; корень, суффикс, окончание; корень, окончание и др. | Шапки-костюмы для игры «Живая схема» | |
3 | Совместно с обучающимися обсуждает и знакомится с критериями оценивания: «5» - принимал активное участие в работе с кроссвордом и игрой без ошибок (орфографических в том числе); «4» - допущена 1 ошибка; «3» - допущено 2 ошибки; «2» - сделано 3 ошибки и больше. | Совместно с учителем обсуждают и знакомятся с критериями оценивания. | | Приём «Знакомство с критериями». Используется после каждого выполненного задания. |
4 | Предлагает обучающимся оценить свою работу. | Заполняют оценочные листы. | Оценочный лист на Google-диске. | Педагогический приём «Райтинг». Используется после каждого выполненного задания. |
5 | Предлагает подготовленному ученику прочесть наизусть стихотворение-вывод, сравнить его с правилом в учебнике. | Внимательно слушают выразительное чтение наизусть учеником, вспоминают правила, сопоставляют ответы с информацией в учебнике, приводят примеры, делают выводы и обобщают изученный учебный материал: какие существуют морфемы и для чего служит каждая морфема в слове? | Учебник русского языка | Дети работают с электронной формой учебника (ЭФУ) |
IV-й этап урока. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 5 минут Цель: определение цели своего обучения, планирование действий самостоятельной работы и формирование и развитие знаний и умений применять алгоритм разбора слов по составу. | ||||
1 | Предлагает вспомнить алгоритм морфемного разбора слова. | Дети с ЗПР: объясняют порядок разбора слова по составу, опираясь на схему. Дети с нормой: Планируют работу по алгоритму разбора слов по составу, используя знакомую схему; предлагают свои варианты работы со схемой. | Схема морфемного разбора слова с обозначением цифрами его порядка. | Хочется сделать акцент на ИКТ-компетентность обучающихся младших классов с ЗПР. Ведь ИКТ увеличивает возможность для формирования УУД, т.е ИКТ-компетентность – фундамент формирования УУД. |
2 | Организует работу в парах по 3-м уровням сложности, предлагая игру «Соотнеси схемы и слова» (на компьютерах) | Повторяют правила безопасности при работе на компьютерах (ноутбуках), при выходе в интернет! Выбирают задание-игру, соответствующее уровню сложности своим способностям и силам, используя известную маркировку на ноутбуках (красный цвет – III уровень сложности, зелёный – II, жёлтый – I) Выполняют задания тренажёра «Соотнеси схемы и слова», разбирая слова по составу и подбирая соответствующую схему. | Ноутбуки, интерактивная доска. Тренажёры: I уровень http://LearningApps.org/display?v=pk7pftbnt01 II уровень http://LearningApps.org/display?v=pwnkwe2v201 III уровень http://LearningApps.org/display?v=p58pfbe4n01 | К определению своего уровня сложности снова на помощь детям приходит самооценка. Четвероклассники уже хорошо ориентируются в соотношении своих умений, знаний и навыков с маркировкой – «цветом сложности заданий». Бывает и так (но редко): ребята выбирают задания сложнее своих возможностей, тогда стараются выполнять его, используя взаимопомощь группы; или, наоборот, выбрав уровень, справляются с заданием легко и быстро, тогда получают дополнительные задания от учителя следующего уровня. |
Физкультминутка – 1 минута. Цель: профилактика переутомления глаз и общего переутомления. | ||||
| Организует отдых для детей | Встают из-за парт, выполняют физминутку под музыку. | Физминутка отдохнём | |
V-й этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения через создание проблемной ситуации – 5 минут. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения на предыдущих уроках, повторение и закрепление ранее изученного, формирование умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для нахождения путей её решения | ||||
1 | Предлагает вниманию детей мультфильм, который поможет сформулировать проблему, цели и пути решения учебной задачи: - Ребята, нам пришло видео-письмо от Вити Перестукина из страны невыученных уроков. Давайте ему поможем попасть домой, для этого необходимо вставить буквы в слова и дать объяснение. | Внимательно смотрят мультфильм. Выдвигают гипотезы по поставленной проблеме, вставляют буквы и объясняют написание, применяя правило (дети с нормой) и используя метод ассоциаций (дети с ЗПР «выпадать может гласная буква Е, т.к. она катится, круглая. А буква И остаётся в слове, т.к. цепляется своими элементами-крючочками за слово»). Приводят устно ещё по одному примеру на это же правило. Записывают слова в тетрадь, выделяют орфограммы. Делают вывод, что правописание суффиксов -чек-, чик-, -очек-, -очик- подчиняется этому же правилу. | Фрагмент мультфильма со встроенным голосом учителя https://youtu.be/fhD3nY7JcWM или https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPSzdHMzVGRTFDdzQ/view | Создание проблемной ситуации с помощью активного метода обучения (АМО) «Выход за пределы» |
2 | Предлагает детям готовый вариант решения проблемы, намеренно допуская ошибки при просмотре мультфильма. | Опровергают версию учителя, объясняя верное написание суффиксов. | Карточки с буквами е, и для вставки в места орфограмм. | Применяется педагогический приём «Лови ошибку» |
3 | Напоминает детям об оценке своей работы с её критериями. | Самооценка знаний правила правописания суффиксов и умений его применять. Занесение оценки в оценочный лист. | Оценочный лист на Google-диске. | Приём «Райтинг» |
VI-й этап урока . Применение знаний и умений в новой ситуации - 9 минут. Цель: Формирование и развитие ценностных ориентаций младших школьников к умению наблюдать за словами с орфограммами в разных частях слова (морфемах), применять изученные правила, используя способы проверки; планировать, контролировать и оценивать учебные действия, принимать решение. | ||||
1 | Организует работу в парах по карточкам, предлагая распределить слова в 3 столбика по общим признакам, определить в них орфограммы, назвать их, объяснить правописание. - На какое правило не хватает слова? Подберите пример. | Работают в парах, размышляя, общаясь, сравнивая и анализируя слова из карточки, делают вывод, распределяют существительные по столбикам с объяснением: нос, глаз 2) носы, глаза 3) носик, глазик (единственное число, множественное число, «маленькие слова» - слова с уменьшительно-ласкательным значением; правописание безударной гласной и парного согласного в корне, суффиксов -ек- и -ик-). Обнаруживают, что отсутствует слово с суффиксом -ек-, формулируют правило с примером. | Карточки со словами. | |
2 | Наводит детей на мысль об оценке своей работы с её критериями. | Самооценка парной работы по критериям с занесением в оценочный лист. | Оценочный лист на Google-диске. | |
3 | Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания и желание представить себя в роли хорошего ученика. Настраивает детей на проявление орфографической зоркости, диктует текст. Разрабатывает совместно с детьми критерии: «5» - диктант выполнен без ошибок «4» - допущено 1-2 ошибки в диктанте «3» - 3-4 ошибок «2» - более 4 | Дети с нормой выполняют письмо под диктовку, применение изученных правил, самоконтроль, самопроверка по эталону. Дети с ЗПР: работают по карточкам (вставляют пропущенные буквы и объясняют учителю написание орфограмм в то время, когда проходит самоконтроль у детей с нормой). Занесение оценки в «Оценочный лист» | Диктант https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPZTJrak85a2t0YWM/view | Дети, выполнившие работу на «3» и ниже, на коррекционных занятиях проходят по ссылке д/з в gmail-почте, списывают предложения, выделяют орфограммы и обозначают морфемы, в которых они находятся. Устно объясняют правописание орфограмм и повторяют правила. |
5 | Предлагает задания на дом по выбору: Стр. 55 упр. 87: из упражнения подобрать к схемам по 2 слова или Стр. 88 упр. 56: подобрать к схемам слова - Можно выполнить оба задания Комментирует домашнее задание | Выбирают задание и записывают в дневник | Дневники | Педагогический приём «Выбор задания» |
VII-й этап урока. Рефлексия учебной деятельности - 4 минуты. Цель: формирование и развитие ценностных ориентаций четвероклассников к умению анализировать и осмысливать свои достижения, к самооценке своих знаний, умений, навыков изученного материала. | ||||
1 | Организует рефлексию пройденного материала и работы детей на уроке. Настраивает обучающихся на получение от них обратной связи. Помогает прикрепить лампочки-шары к верёвке и демонстрирует итог урока цветной гирляндой. | Каждый обучающийся анализирует урок, оценивает свою активность и результативность работы, выбирает одну из трех лампочек: красная лампочка – все на уроке было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой, урок в целом удался; жёлтая лампочка – большая часть пройденного материала понятна, выполнил практически все задания, работа не доставила особых проблем, был непонятен 1 – 2 момента; белая лампочка – много непонятного, с большинством заданий не справился, работой не доволен, урок в целом не понравился. | Верёвка и разноцветные шары | АМО «Гирлянда» |
2 | Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения о степени вовлеченности, активности и результативности своего труда на уроке. Обеспечивает положительную реакцию детей на результат своей работы. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Подведение итогов, выставление общей оценки за урок, используя накопленные заработанные оценки, сравнение с оценкой учителя. | Оценочный лист на Google-диске. | |
Сафонова Елена Валерьевна