Инклюзивный урок русского языка «Обобщение. Морфемный состав слова»

7
1
Материал опубликован 21 February 2020 в группе

Инклюзивный урок русского языка.

Описание педагогической практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе начального инклюзивного образования, позволяющие организовать активно-деятельностное обучение с помощью педагогических приёмов и методов, формирующих УУД; онлайн-сервисов:

                      Lerningaps.org - для создания тренажёра

                      YouTube - для использования фрагмента мультфильма

                      Puzzlecup.соm - для создания кроссворда

                      Сalameo.com - для создания электронной книги c фотографиями урока    

                      Сервис коротких ссылок  url  

Сервисы Google – таблицы, презентации, документы;

программы Vegas Pro 3.0 – для редактирования видео (мультфильма)

Фрагмент видео-урока http://qoo.by/aGw  

Фото с урока https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPdG9EQnVITEctYnc 


ФИО учителя Токова Светлана Павловна

Место работы, должность ГКОУ РО Казанская школа-интернат, учитель

Контакты:

почтовый адрес: 346170 Ростовская область, Верхнедонской район, ст.Казанская, ул. Щербакова, д. 5б

контактный телефон: 89064167502

е-mail: svetatkva05@gmail.com



Технологическая карта урока

Название предмета русский язык Класс 3 класс

Тема: Обобщение. Морфемный состав слова.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.

ЦЕЛЬ: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при  изучении темы «Морфемы», в ходе совместной и групповой деятельности обучающихся под руководством учителя.

Задачи:

- обучающие:

проконтролировать и проанализировать степень усвоения названия морфем, их порядка и назначения в слове, умения применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных в частях слова,  изученных и сформированных на предыдущих уроках,

устранить пробелы в знаниях изученного материала;

-развивающие:

развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы,

закреплять и отрабатывать умение планирования, самоконтроля и самооценки,

развивать эмоции, речь, мышление, внимание обучающихся посредством организации игры, разноуровневой работы в командах, обсуждения занимательных ситуаций, использования ассоциаций;

-воспитательные:

формировать умения выслушивать товарища, работать в группе, отстаивать свою точку зрения,

пробуждать чувство ответственности, понятие необходимости и важности решения и выполнения всё более сложных заданий, являющихся помощниками в интеллектуальном и волевом развитии.



Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- называть морфемы слова;

- распознавать части морфем в слове;

- анализировать и классифицировать слова по типу орфограммы в морфемах слова;

- определять роль частей слова;

- оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Метапредметные результаты:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: уметь анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения своих действий в соответствии с планируемыми результатами.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

иметь опыт участия в учебных действиях, приносящих пользу себе и одноклассникам, осмысливать  причины успеха и неудач в учебной деятельности, адекватно их воспринимать;  уметь  совершенствовать имеющиеся знания.



Формы работы: фронтальная, парная, групповая

Девиз урока/занятия/НОД: Всё, что мы делаем, нужно! Усердно работаем, дружно!



Описание деятельности педагога, обучаемого, средств коммуникаций:



N п/п

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся с нормой и с ЗПР

Оборудование, материалы, программные продукты

Примечание

I-й этап урока. Организационный момент – 3 минуты.

Цель: создание эмоционального, положительного настроя детей на активную и продуктивную работу на уроке, развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности; установление контакта между обучающимися.

1

Организует класс, создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

Под звуки песни дети выполняют инструкции учителя и садятся на свои места.

Диск МР3 с песней «Улыбка» (композитор Владимир Шаинский, стихи Михаил Пляцковский)

Используется педагогический приём «Улыбка»

2

Приветствует детей и проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует к учебной деятельности.

Проверяют готовность к уроку, активно включаются в работу.

Учебник, тетрадь, ноутбук, учебные принадлежности.

В стихотворной форме

3

Настраивает обучающихся на самооценку своей готовности к уроку в оценочном листе с помощью смайлика.

Оценивают готовность к предстоящей работе на уроке, выделив цветом выбранный смайлик в оценочном листе

Таблица «Оценочный лист» (Google-сервис)

Обучающиеся самостоятельно работают в общедоступной таблице «Оценочный лист», в строке со своей фамилией после каждого вида деятельности, войдя через свой аккаунт Google.

II-й этап урока. Проверка домашнего задания – 5 минут.

Цель: выявление знания правописания изученных слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

1

Организует словарную работу через картинный диктант.

Дети с нормой: Записывают самостоятельно слова по картинкам.

Дети с ЗПР: вставляют орфограммы в словарные слова на карточках с последующим объяснением их написания с помощью слов-образов.

Презентация (Google-сервис)

https://docs.google.com/presentation/d/1nzCqfP3S7Q7hY-m7iPA3UDI8carfqOb7Bm4rAv0BUI0/edit#slide=id.p

Используется метод ассоциаций. Обучающиеся применяют изученные ассоциации для запоминания слов с безударной гласной, непроверяемой ударением

2

Предлагает провести взаимопроверку.



Помогает обсудить критерии оценивания словарного диктанта:

«5» - всё правильно,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки,

«2» - более 2-х ошибок


Проводят взаимопроверку: проверяют работы соседа по парте и оценивают их.

Таблица «Оценочный лист», (Google-сервис)

Готовясь к уроку, я создала «Оценочный лист», открыла доступ и разрешила редактирование детям. Через свой аккаунт ученики входят в Google-почту и по присланной учителем ссылке заходят в общего доступа «Оценочный лист», в котором работают самостоятельно, оценивая свою деятельность, используя фронтально созданные критерии оценок. Я отслеживаю накопление оценок и выставляю свои на другой (следующий) лист. Чаще наши оценки (учеников и учителя) совпадают. Редко, но бывает, что оценки не совпадают. Тогда сначала проверяю свою точку зрения. Затем уточняю позицию ученика. даю возможность отстоять своё мнение или убеждаю в ошибке.

III-й этап урока. Актуализация субъектного опыта обучающегося – 8 минут.

Цель:  воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для совершенствования знаний, умений и навыков; определение границ знания и незнания.

1

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Предлагает разгадать кроссворд с целью определения темы урока,

организации повторения, закрепления, обобщения.

Дети по желанию и по очереди выходят к доске, разгадывают кроссворд «Части слова», работая с классом.

Кроссворд «Части слова» http://puzzlecup.com/?guess=6C63902BEDA6B01F

Работа с кроссвордом интересна для детского восприятия, когда создана ситуация, требующая помощи детей, которая повышает их учебную мотивацию (есть во фрагменте видеоурока https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPZTJrak85a2t0YWM/view

).

Применяется системно-деятельностный подход - основа для развития УУД.

2

Предлагает детям поиграть в «Живую схему», придумать свои правила игры.

Дети с ЗПР: становятся по порядку: приставка, корень, суффикс, окончание, внизу – основа, надев шапки-костюмы.

Дети на местах подбирают слова по «живой схеме» и записывают их в тетрадь, выделяя морфемы и орфограммы с последующим объяснением.

Ученики планируют другие действия с “живой схемой”, предлагают свои варианты - убирают морфемы и записывают слова по новым схемам: приставка, корень, окончание; корень, суффикс, окончание; корень, окончание и др.

Шапки-костюмы для игры «Живая схема»



3

Совместно с обучающимися обсуждает и знакомится с критериями оценивания:

«5» - принимал активное участие в работе с кроссвордом и игрой без ошибок (орфографических в том числе);

«4» - допущена 1 ошибка;

«3» - допущено 2 ошибки;

«2» - сделано 3 ошибки и больше.

Совместно с учителем обсуждают и знакомятся с критериями оценивания.


Приём «Знакомство с критериями». Используется после каждого выполненного задания.

4

Предлагает обучающимся оценить свою работу.



Заполняют оценочные листы.

Оценочный лист на Google-диске.

Педагогический приём «Райтинг».

Используется после каждого выполненного задания.

5

Предлагает подготовленному ученику прочесть наизусть стихотворение-вывод, сравнить его с правилом в учебнике.

Внимательно слушают выразительное чтение наизусть учеником, вспоминают правила, сопоставляют ответы с информацией в учебнике, приводят примеры, делают выводы и обобщают изученный учебный материал: какие существуют морфемы и для чего служит каждая морфема в слове?

Учебник русского языка

Дети работают с электронной формой учебника (ЭФУ)

IV-й этап урока. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 5 минут

Цель: определение цели своего обучения, планирование действий самостоятельной работы и формирование и развитие знаний и умений применять алгоритм разбора слов по составу.

1

Предлагает вспомнить алгоритм морфемного разбора слова.

Дети с ЗПР: объясняют порядок разбора слова по составу, опираясь на схему.

Дети с нормой: Планируют работу по алгоритму разбора слов по составу, используя знакомую схему; предлагают свои варианты работы со схемой.

   Схема морфемного разбора слова с обозначением цифрами его порядка.

Хочется сделать акцент на ИКТ-компетентность обучающихся младших классов с ЗПР. Ведь ИКТ увеличивает возможность для формирования УУД, т.е ИКТ-компетентность – фундамент формирования УУД.

2

Организует работу в парах по 3-м уровням сложности, предлагая игру  «Соотнеси схемы и слова» (на компьютерах)

Повторяют правила безопасности при работе на компьютерах (ноутбуках), при выходе в интернет!

Выбирают задание-игру, соответствующее уровню сложности своим способностям и силам, используя известную маркировку на ноутбуках (красный цвет – III уровень сложности, зелёный – II, жёлтый – I)

Выполняют задания тренажёра «Соотнеси схемы и слова», разбирая слова по составу и подбирая соответствующую схему.

Ноутбуки, интерактивная доска.


Тренажёры:

I уровень http://LearningApps.org/display?v=pk7pftbnt01

II уровень

http://LearningApps.org/display?v=pwnkwe2v201

III уровень

http://LearningApps.org/display?v=p58pfbe4n01


К определению своего уровня сложности снова на помощь детям приходит самооценка. Четвероклассники уже хорошо ориентируются в соотношении своих умений, знаний и навыков с маркировкой – «цветом сложности заданий». Бывает и так (но редко): ребята выбирают задания сложнее своих возможностей, тогда стараются выполнять его, используя взаимопомощь группы; или, наоборот, выбрав уровень, справляются с заданием легко и быстро, тогда получают дополнительные задания от учителя следующего уровня.

Физкультминутка – 1 минута.

Цель: профилактика переутомления глаз и общего переутомления.


Организует отдых для детей

Встают из-за парт, выполняют физминутку под музыку.

Физминутка отдохнём


V-й этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения через создание проблемной ситуации – 5 минут.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения на предыдущих уроках, повторение и закрепление ранее изученного, формирование умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для нахождения путей её решения

1

Предлагает вниманию детей мультфильм, который поможет сформулировать проблему, цели и пути решения учебной задачи:

- Ребята, нам пришло видео-письмо от Вити Перестукина из страны невыученных уроков. Давайте ему поможем попасть домой, для этого необходимо вставить буквы в слова и дать объяснение.

Внимательно смотрят мультфильм. Выдвигают гипотезы по поставленной проблеме, вставляют буквы и объясняют написание, применяя правило (дети с нормой) и используя метод ассоциаций (дети с ЗПР «выпадать может гласная буква Е, т.к. она катится, круглая. А буква И остаётся в слове, т.к. цепляется своими элементами-крючочками за слово»). Приводят устно ещё по одному примеру на это же правило.

Записывают слова в тетрадь, выделяют орфограммы.

Делают вывод, что правописание суффиксов -чек-, чик-,

-очек-, -очик- подчиняется этому же правилу.

Фрагмент мультфильма со встроенным голосом учителя https://youtu.be/fhD3nY7JcWM или

https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPSzdHMzVGRTFDdzQ/view

Создание проблемной ситуации с помощью активного метода обучения (АМО) «Выход за пределы»

2

Предлагает детям готовый вариант решения проблемы, намеренно допуская ошибки при просмотре мультфильма.

Опровергают версию учителя, объясняя верное написание суффиксов.

Карточки с буквами е, и для вставки в места орфограмм.

Применяется педагогический приём «Лови ошибку»

3

Напоминает детям об оценке своей работы с её критериями.

Самооценка знаний правила правописания суффиксов и умений его применять. Занесение оценки в оценочный лист.

Оценочный лист на Google-диске.

Приём «Райтинг»

VI-й этап урока . Применение знаний и умений в новой ситуации - 9 минут.

Цель: Формирование и развитие ценностных ориентаций младших школьников к умению наблюдать за словами с орфограммами в разных частях слова (морфемах), применять изученные правила, используя способы проверки; планировать, контролировать и оценивать учебные действия, принимать решение.

1

Организует работу в парах по карточкам, предлагая распределить слова в 3 столбика по общим признакам, определить в них орфограммы, назвать их, объяснить правописание.

- На какое правило не хватает слова? Подберите пример.

Работают в парах, размышляя, общаясь, сравнивая и  анализируя слова из карточки, делают вывод, распределяют существительные по столбикам с объяснением:

нос, глаз   2) носы, глаза   3) носик, глазик

(единственное число, множественное число, «маленькие слова» - слова с уменьшительно-ласкательным значением; правописание безударной гласной и парного согласного в корне, суффиксов -ек- и  -ик-).

Обнаруживают, что отсутствует слово с суффиксом -ек-, формулируют правило с примером.

Карточки со словами.


2

Наводит детей на мысль об оценке своей работы с её критериями.

Самооценка парной работы  по критериям с занесением в оценочный лист.

Оценочный лист на Google-диске.


3

Стимулирует обучающихся на стремление проявить свои знания и желание представить себя в роли хорошего ученика. Настраивает детей на проявление орфографической зоркости, диктует текст.

Разрабатывает совместно с детьми критерии:

«5» - диктант выполнен без ошибок

«4» - допущено 1-2 ошибки в диктанте

«3» - 3-4 ошибок  

«2» -  более 4

Дети с нормой выполняют письмо под диктовку, применение изученных правил,  самоконтроль, самопроверка по эталону.

Дети с ЗПР: работают по карточкам (вставляют пропущенные буквы и объясняют учителю написание орфограмм в то время, когда проходит самоконтроль у детей с нормой).


Занесение оценки в «Оценочный лист»


Диктант https://drive.google.com/file/d/0B89UGmSZPHBPZTJrak85a2t0YWM/view


Дети, выполнившие работу на «3» и ниже, на коррекционных занятиях  проходят по ссылке д/з в gmail-почте, списывают  предложения, выделяют орфограммы и обозначают морфемы, в которых они находятся. Устно объясняют правописание орфограмм и повторяют правила.


5

Предлагает задания на дом по выбору:

Стр. 55 упр. 87: из упражнения подобрать к схемам по 2 слова или

Стр. 88 упр. 56: подобрать к схемам слова

- Можно выполнить оба задания

Комментирует  домашнее задание

Выбирают задание и записывают в дневник

Дневники

Педагогический приём «Выбор задания»

VII-й этап урока. Рефлексия учебной деятельности - 4 минуты.

Цель: формирование и развитие ценностных ориентаций четвероклассников к умению анализировать и осмысливать свои достижения, к самооценке своих знаний, умений,  навыков изученного материала.

1

Организует рефлексию пройденного материала и работы детей на уроке. Настраивает обучающихся на получение от них обратной связи. Помогает прикрепить лампочки-шары к верёвке и демонстрирует итог урока цветной гирляндой.

Каждый обучающийся анализирует урок, оценивает свою активность и результативность работы, выбирает одну из трех лампочек: красная лампочка – все на уроке было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой, урок в целом удался;

жёлтая лампочка – большая часть пройденного материала понятна, выполнил практически все задания, работа не доставила особых проблем, был непонятен 1 – 2 момента;

белая лампочка – много непонятного, с большинством заданий не справился, работой не доволен, урок в целом не понравился.

Верёвка и разноцветные шары

АМО «Гирлянда»

2

Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения о степени вовлеченности, активности и результативности своего труда на уроке. Обеспечивает положительную реакцию детей на результат своей работы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Подведение итогов, выставление общей оценки за урок, используя накопленные заработанные оценки,  сравнение с оценкой учителя.

Оценочный лист на Google-диске.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с заслуженной победой! Удачи и творческих успехов!

21 March 2020