Статья «Составление функциональных лексических таблиц на уроках английского языка»
Сведения об авторе
Дмитриева Ирина Ивановн
учитель английского языка первой категории
ГБОУ Липецкой области «Кадетская школа имени майора милиции А. Коврижных»
г. Липецк
Составление функциональных лексических таблиц на уроках английского языка.
В настоящее время все больше и больше людей хотят изучать и владеть английским языком. Причины бывают разными, но основная цель –это общаться на английском языке.
Изучение иностранного языка требует не только усвоения грамматических структур, наличие необходимого словарного запаса и правильного произношения, но и овладение навыками речевого поведения разного стиля в зависимости от условий и ситуации. И от того, насколько развиты навыки продуктивной и репродуктивной речи зависит исход решения коммуникативной задачи. Не редко причиной вербальных затруднений является недостаточное владение лексическим материалом по теме. Поэтому, формирование лексических навыков – одна из самых актуальных проблем в обучении иностранному языку в школе.
В конце 20 века Е.И. Пасов, российский лингвист, специалист и профессор в области методики иноязычного образования, разработал ряд инновационных материальных средств обучения, в том числе лексические смысловые таблицы: функционально-смысловые таблицы (ФСТ) и лексико-грамматические таблицы (ЛГТ) речевого высказывания. Эти виды таблиц приобрели популярность у учителей и преподавателей иностранного языка и до настоящего времени являются одним из самых эффективных средств в формировании и совершенствовании лексических навыков. В книгах «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков.» Пасов Е.И. и «Урок иностранного языка» Пасов Е.И., Кузовлева Н.Е. подробно описаны принципы и приемы работы с ЛТ. Так же, готовые таблицы на английском языке разработаны и представлены авторами УМК “English” В.П. Кузовлев.
Преимущества лексических таблиц заключаются в том, что
упраздняется этап семантизации за счет использования экстралингвистического объекта, содержащего проблему(видеосюжет, рассказ, иллюстрация, ситуация из опыта, новость и т.п), тем самым мотивирующего к выражению мнения и обсуждению и удобно расположенный в таблице лексический материал для функционального замещения слов из родного языка иноязычными(для ФСТ);
экономят время на уроке;
позволяют освоить большое количество ЛЕ;
могут применяться в разных условно речевых упражнениях;
предусматривают индивидуализированный подход (ребенок сам выбирает слово или словосочетание, помогающее ему решить коммуникативную задачу);
удобны и просты в использовании: учащиеся с разными способностями успешно работают с ЛТ;
заменяют тематический словарь;
помогают логично построить собственное высказывание.
В наш век стремительного развития технологий и международного сотрудничества требуется быстрая адаптация к меняющимся социальным и трудовым условиям. Не зря навыками 21 века принято считать творческий подход, коммуникативные умения, критическое мышление и способность сотрудничать. Составление ЛТ вместе с учащимися на уроках формирования и совершенствования лексических навыков может способствовать развитию УУД, которые в свою очередь являются проводником к приобретению навыков 21 века.
Давайте рассмотрим, условия и способ реализации такого подхода.
И так, для организации составления ЛТ на уроке учителю следует
определить проблему по изучаемой теме и подготовить материал для ситуации, мотивирующей к обсуждению (иллюстрации, видеосюжет, рассказ, высказывание, и т.п.);
составить вопросы для блоков таблицы,
выделить необходимый лексический материал (на уроке он может быть дополнен индивидуальными идеями учащихся),
подготовить таблицу для заполнения на уроке.
Работа на уроке осуществляется следующим образом.
Предварительный этап работы над составлением таблицы включает
-речевую подготовку, состоящую из короткого обсуждения или обмена информации по тематической ситуации к теме урока, предложенной учителем;
- выделение проблемы и постановку темы урока;
- постановку вопросов к коммуникативным задачам по проблеме (блоки таблицы);
Работа над составлением таблицы.
-логичное распределение вопросов и выбор языковых средств для предваряющей незаконченной синтагмы;
- предложение вариантов решения поставленных задач для каждого блока с иллюстративной опорой и собственных идей;
- последовательное заполнение блоков идеями с обсуждением в соответствии с целью речевого упражнения и задачей;
Предложения проговариваются во фронтальном режиме, в парах: вопрос-ответ. Может иметь место и групповая работа, если группы разрабатывают блоки и озвучивают по очереди с тем, чтобы поделиться идеями. Учитель помогает корректировать оформление речевого материала при помощи записей на доске/ интерактивной доске.
Заключительный этап работы с таблицей.
- прочтение или прослушивание высказываний по теме, обсуждение, выражение мнения;
- составление индивидуального высказывания с помощью ЛТ для ответа на главный вопрос урока, обмен мнениями.
Домашнее задание может содержать
-оформление таблицы в печатном виде,
- редактирование и подготовка своего высказывания в устной форме,
- рассказ об отношении членов семьи к обсуждаемому явлению,
- высказывание по другому проблемному вопросу относительно темы урока, требующему субъективного подхода,
- написание письма (задание для написания письма учитель готовит заранее).
Пример работы на уроке открытия нового знания по теме «Чтение книг».
Цель: формирования лексических навыков говорения с составлением ЛТ по теме урока.
Проблема: Is reading important? (Чтение – важно?)
Задачи: 1. Совершенствование грамматических навыков говорения.
2. Совершенствование навыков аудирования и чтения.
3. Повторение знакомой лексики использование ее в новом контексте.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение деятельности. Орг. Момент (1,5 мин) |
Приветствие, общение на тему занятий на летних каникулах |
Рассказывают, чем занимались, чем обычно занимаются |
личностные коммуникативные регулятивные |
Актуализация знаний (3 мин) |
Корректирует ошибки |
Повторение правил образования настоящего, прошедшего времен, употребление герундия и причастия |
коммуникативные регулятивные познавательные |
Постановка учебной цели (2 мин)
(1,5 мин) |
-Представляет иллюстрации по теме«Чтение»
- видео или фотографии, иллюстрирующие необходимость в чтении, но с разным отношением к нему |
-Находят общее понятие для иллюстраций, определяют тему урока «Чтение книг» - формулируют проблему урока «Is reading important?», записывают заголовок в таблице |
коммуникативные логические, регулятивные, общеучебные |
Построение проекта (5 мин) |
Предлагает рассмотреть сеты иллюстраций, помогающие сформулировать вопросы, и корректирует предваряющие фразы для блоков таблицы |
Построение плана- вопросника, коммуникативных задач для достижения цели -What genres do people read? -What kind of activity is reading? - When do people read? - Why do people read? - Does reading make you think? - How do books help in life? |
регулятивные, логические, коммуникативные, познавательные |
Первичное закрепление (17 мин) |
Предлагает фотографии с подписями, отражающие явления с новой лексикой |
Высказывают свои идеи по каждому блоку и записывают(если сложные в чтении слова, произносятся вместе) |
общеучебные, коммуникативные, познавательные |
Самостоятельная работа (10 мин) |
Предлагает -высказаться по таблице о значимости 3х жанров «Why do people read …?»
-обобщить сказанное отобрав наиболее важные характеристики для доказательства |
Высказываются по жанрам фентези, научная литература, справочная литература. Соглашаются, дополняют , … - отбирают материал и высказываются
|
коммуникативные, логические, регулятивные, личностные |
Рефлексия (5 мин) |
Просмотр ролика «Why should you read?» (3 мин) |
-Сравнивают услышанное и увиденное, анализируют, дополняют таблицы, выделяют, - обсуждают наиболее сложные моменты, оценивают свою работу(можно с помощью таблиц самооценивания) |
познавательные, личностные, коммуникативные |
Домашнее задание |
- Самостоятельно заполнить 7 блок «Why do some people dislike reading?»Почему некоторые люди не любят читать; - Высказывание по таблице «Мой любимый жанр» |
логические, познавательные, общеучебные, коммуникативные, личностные |
Полученная таблица представлена в приложении 1.
На следующем уроке речевая подготовка должна быть связана с материалом таблицы, как актуализация материала. Далее предлагается тема «Любимые жанры подростков», где материал таблицы имеет абсолютную актуальность. На последующих уроках по этой теме учащиеся могут так же пользоваться составленной ЛТ в уже других ситуациях и с иными грамматическими явлениями.
При таком подходе даже слабо подготовленные учащиеся приобретают навык составления собственного высказывания. И на этапе развития речевых умений каждый ученик сможет поучаствовать в обсуждении без опоры.
Составление ЛТ можно так же применять для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР.
Работа с ЛТ помогает ученикам научиться
- самостоятельно работать с англоязычным материалом: детально разбирать предоставленную информацию;
- работать с производными словами: выбирать правильную форму;
- пользоваться синонимами и антонимами;
- систематизировать изучаемый материал;
- использовать нужные грамматические явления для оформления фраз;
-работать с толковым словарем;
-логично конструировать монологическое высказывание и участвовать в обсуждении;
-ставить коммуникативную задачу и находить пути ее решения.
В заключении стоит отметить, что самостоятельное составление ЛТ учащимися помогает развивать разные универсальные учебные действия: личностные, логические, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Постепенный отказ от опор способствует снятию языкового барьера и развитию речемыслительной активности на иностранном языке , а так же повышению самостоятельности в выборе речевых средств выражения.
Список используемой литературы
Пассов, Е. И., Кузовлева, Н. Е. Урок иностранного языка. — М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. — 640 с. — (Настольная книга преподавателя иностранного языка).
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — (Библиотека учителя иностранного языка).