Технологическая карта урока физики «Электрическая цепь и её составные части» (8 класс)
Технологическая карта урока.
1.Ф.И.О. учителя: Косарева Антонина Михайловна
2. Класс: 8 Дата: 04.02.16г. Предмет физика
3. Тема урока: Электрическая цепь и её составные части.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.
а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения обучающихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) воспитание умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, рейтинговая таблица, разноуровневый дидактический материал, компьютер.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
||
1. Организационный момент. |
|||||||
«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Улыбнитесь друг другу, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам». «Выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент времени» |
Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек» |
Отвечают на приветствие учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока |
|||||||
«Сегодня в течении урока вы в рейтинговые таблицы будете заносить полученные баллы, а в конце урока переведём баллы в оценку.» Рассказ о том, что в связи с широким использованием электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? |
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Электрическая цепь и ее составные части». |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний |
|||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал. Беседа с учащимися по вопросам: Что такое электрический ток? Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник электрический ток? Где создается электрическое поле? Что совершается в источнике тока? Где находятся разделенные частицы? Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе? Для какой цели нужно получать электрический ток? Какие источники тока вы знаете ещё? Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? |
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
|||||||
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке. Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? • потребитель • источник тока • соединительные провода • замыкающее устройство Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. Работа с учебником (рисунок 48), учитель прикрепляет таблички с условными обозначениями на доску, уч-ся записывают их в тетрадь. Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому. Изобразим схему этой цепи. (1 обуч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника. Демонстрация ЭОР «Сборка электрической цепи». (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf) |
Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует сборку цепи. Даёт задание поработать с рисунком учебника, записать условные обозначения в тетрадь. Демонстрация ЭОР. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, чертят условные обозначения и схему в тетради. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. |
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. |
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания |
|||||||
«Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы - электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем». Выполнить практическую работу. Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась. Составить схему. Дается задание по учебнику: (упр. 13 №2) начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно. |
Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках, физический эксперимент. Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность выполнения. |
Находят «дефект» в схемах, выполняют практическое задание. Выполняют задание по учебнику. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. |
Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. |
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление |
|||||||
Индивидуальные задания: расставьте условные обозначения по «местам», соединив стрелкой условные обозначение с названием прибора.
Несколько человек получают дифференцированное задание: выдан самодельный выключатель. Он представляет собой устройство: на деревянной дощечке закреплены 2 кнопки, которые могут соединяться друг с другом металлической скрепкой. Вопрос ученикам: оценить технические свойства этого выключателя.
|
Формулировка условий заданий. Обсуждается выполнение дифференцированного задания. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током. |
Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. |
Закрепляют знания, полученные на уроке. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание |
|||||||
Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3); творческое задание: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде игрушки. |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока |
|||||||
«Ребята, вспомните цель нашего урока. Из каких составных частей состоит электрическая цепь?» Выставляются оценки обучающимся. |
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос: «Из каких составных частей состоит электрическая цепь». Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. |
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия |
|||||||
Надо привести в порядок свои рабочие места, приборы разложите в коробки с условными обозначениями, которые находятся на столе у учителя. «Выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент времени» |
Проводит рефлексию, анализирует. |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы. |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. |
Саморегуляция |