Состояние и перспективы сертификации лесной промышленности

1
0
Материал опубликован 2 February 2016 в группе

Латыпова Л.В.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕРТИФИКАЦИИ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России - один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской Федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) — одна из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 5-е место среди российских отраслей промышленности. На его долю приходится 2,2% ВВП страны, 3,4% процента выпуска промышленной продукции, более 3,9% валютной выручки от экспорта. Вместе с тем, численность занятых в отрасли превышает 1 млн. человек, что придает ей высокий уровень социальной значимости. Общее число предприятий, функционирующих в сфере лесозаготовки и переработки древесины, превышает 20 тысяч, причем среди них преобладают сравнительно мелкие компании. Это обстоятельство определяет весьма низкий для российской промышленности уровень концентрации производства. В среднем по отрасли доля четырех крупнейших производителей составляла около 30%, что является одним из самых низких показателей в отечественной промышленности (в среднем по России - более 50%). В 45 субъектах Российской Федерации производство лесобумажной продукции составляет от 10 до 50% от общих объемов промышленной продукции в этих регионах [1].

Деятельность лесопромышленного комплекса базируется на крупнейшей в мире лесосырьевой базе. Общий запас древесины, в которой составляет 82 млрд. куб. м, в том числе 44 млрд. куб. м спелых и перестойных насаждений. На долю ценных хвойных пород приходиться более 70%. Несовершенная структура лесопромышленного производства, характеризующаяся низкой долей продукции с высокой добавленной стоимостью, сдерживает рост благосостояния населения, занятого в лесном секторе экономики

По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО ООН, в перспективе спрос на лесобумажную продукцию в мире увеличится в 1,52 раза при прогнозируемом истощении сырьевой базы, особенно в регионах, специализирующихся на экспорте сырья или осуществляющих интенсивную переработку древесины на своей территории. Примером тому может быть Китай, имеющий высокие темпы развития экономики и практически потерявший на данном этапе собственную лесосырьевую базу [1].

Отсутствие мощностей по выпуску продукции глубокой механической и химической переработке древесины в лесоизбыточных районах страны вынуждает их экспортировать необработанную древесину. Это, в первую очередь, относиться к районам Сибири и Дальнего Востока. Ориентация последних на экспорт круглого леса и пиломатериалов не решает, а только усугубляет решение проблем эффективного использования лесных ресурсов этих регионов. По лесам, включенным в лесоэксплуатацию, установлена расчетная лесосека в целом по Российской Федерации 559 млн. куб. м. Использование расчетной лесосеки по рубкам главного пользования составляет 22,8%, в том числе по хвойному хозяйству 27,8%, по лиственному 15%. Наиболее низкие показатели использования расчетной лесосеки имеют место в Сибири и на Дальнем Востоке. Показатели лесопользования в Российской Федерации значительно уступают многим развитым странам. Если в России ежегодно вырубается 0,18% от общего запаса леса, то в Финляндии 3,3, Швеции 2,5, США 2,1, Канаде 0,72%. Эти показатели ни в коей мере не обеспечивают выполнение Российской Федерацией международных обязательств по устойчивому и неистощительному лесопользованию [1].

Перспективный спрос на российскую лесопродукцию оценивается как благоприятный и долговременный. Однако бесконечное наращивание экспорта древесного сырья в сопредельные страны без увязки его с созданием мощностей по производству конкурентоспособной лесобумажной продукции не оправдано, так как в стратегическом плане главной целью развития лесной промышленности является обеспечение потребностей внутреннего рынка преимущественно за счет собственных ресурсов и разумной доли импорта. Несовершенная структура лесопромышленного производства препятствует рациональному вхождению Российской Федерации в мировую торговлю лесобумажной продукцией. При этом доля Российской Федерации в мировой лесной торговле остается низкой. В структуре лесного экспорта более 33% составляют поставки необработанного круглого леса и 23% пиломатериалов. Однако в целях упорядочения экспорта необработанной древесины целесообразно добиться его прозрачности. Лесопромышленный комплекс России, включающий лесозаготовительные предприятия, а также компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в настоящее время не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии.

Сложившая ситуация в лесопромышленном комплексе России не позволяет рассчитывать на серьезные позитивные изменения в ближайшем будущем при сохранении существующей макроэкономической конъюнктуры и отсутствии четких реальных действий государственных органов, направленных на стабилизацию обстановки в отрасли. Имеющиеся запасы лесных ресурсов Российской Федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

Продукция лесного комплекса широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Объемы производства и потребления мебели и бумажно-картонной продукции оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества.

Развитие лесной промышленности базируется на научных исследованиях, направленных на создание современных технологических процессов и оборудования, способных обеспечить конкурентоспособность отечественной лесобумажной продукции. Предусматривается обеспечение роста инновационной активности в отрасли путем создания и развития системы программных соглашений между разработчиками, изготовителями и потребителями инновационной продукции.

В лесозаготовительной отрасли, учитывая разнообразие природно-производственных условий страны, предполагается внедрение машин нового поколения? как для хлыстовой, так и для сортиментной технологий лесозаготовок, внедрение на нижнескладских работах оборудования модульного типа, а также технологии заготовки и переработки дровяной

древесины для использования ее в энергетических целях.

Объемы и динамика производства основных видов лесопродукции в Российской Федерации за 1990 - 2008 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика объемов производства основных видов продукции лесного комплекса Российской федерации

Наименование

 

1990

 

1998

2000

 

2005

 

2008

 

2008
в %
к 1990

Заготовка древесины, млн. куб. м

 

303,8

 

130,2

167,9

 

185,0

 

207,0

 

68,1

Пиломатериалы, млн. куб. м

 

75,0

 

18,6

20,0

 

22,0

 

23,2

 

30,9

Фанера, млн. куб. м

 

1,6

 

1,1

1,5

 

2,6

 

2,8

 

175,0

Древесно-стружечные плиты,
млн. куб. м

 

5,6

 

1,6

2,3

 

3,8

 

5,3

 

94,6

Древесно-волокнистые плиты,
млн. куб. м

 

1,5

 

0,6

0,9

 

1,3

 

1,6

 

106,7

Бумага и картон, млн. т

 

8,3

 

3,6

5,3

 

7,1

 

7,6

 

91,6

Как видно из представленных данных объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесно-стружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в 2008 г. ниже уровня 1990 г.

Основными странами - экспортерами лесных товаров являются: США, Китай, Канада, Германия, Финляндия. Перспективными продуктовыми нишами для российской лесобумажной продукции в перспективе до 2020 год являются:

- по пиломатериалам - страны СНГ, страны Балтии, страны Западной Европы, Египет, Китай, Япония;

- по фанере клееной - США, страны Балтии, Германия, Франция, Италия, Египет;

- по целлюлозе - Китай, страны Западной Европы, страны Восточной Европы, Республика Корея;

- по бумаге и картону - Германия, Турция, страны Восточной Европы, Китай.

Проблема роста спроса на лесобумажную продукцию в ряде стран Европы, Китая и Японии обостряется в связи с резким сокращением в ближайшие годы экспорта круглого леса из Российской Федерации [1].

В процессе становления и развития рыночных отношений в России вопросы обеспечения качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, становятся все более актуальными. В последние годы уровень качества продукции российских предприятий, поступающей на внутренний и внешний рынок, несколько вырос, но в большинстве случаев пока еще далек от западных аналогов.

Существующая у нас в стране система стандартизации и сертификации, несмотря многочисленные попытки изменить ее в соответствии с международными требованиями в данной области, в нынешнем виде все-таки достаточно громоздка и нуждается в дальнейшем пересмотре. Вот почему в настоящее время ведется подготовка нового пакета законов РФ в области стандартизации и сертификации.

В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок проведения сертификации :

Рис 1. Порядок проведения сертификации

В зависимости от выбранной предприятиями схемы сертификации, некоторые шаги этой последовательности могут быть пропущены. Расходы по проведению сертификации, аккредитации и аттестации оплачивают заявители [2].

Сертификация лесов – это механизм, основанный на добровольном участии, позволяющий потребителю распознать продукцию лесной промышленности, произведенную при соблюдении стандартов и при соблюдении качества лесопользования.

Добровольная сертификация — подтверждение независимой экспертной организацией декларируемых изготовителем функциональных характеристик и показателей качества.

В добровольном порядке сертифицируется продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация не подменяет необходимость обязательного подтверждения соответствия, устанавливаемого законодательно, но ее материалы (протоколы испытаний, сертификаты систем качества и др.) могут быть использованы заявителем, когда он применяет для обязательного подтверждения соответствия процедуру декларирования с использованием в качестве доказательной базы материалы третьей стороны. Добровольная лесная сертификация состоит из сертификации процессов лесоуправления и лесопользования, а также сертификации цепочки поставок готовой продукции потребителю. Для проведения сертификации существуют определенные требования к управлению лесами, ведению документации, маркировке продукции.

Объекты сертификации – участки лесов, на территории которых ведутся лесное хозяйство и лесопользование, субъекты – лесохозяйственные организации, лесозаготовительные предприятия, имеющие в аренде участки лесного фонда, а также лесоперерабатывающие предприятия и иные заготовители. Сертифицироваться также может производственная цепочка «от заготовителя – до потребителя».

В настоящее время все новые и новые миллионы гектаров леса вовлекаются в процесс сертификации, сертификация поможет бороться с незаконной вырубкой леса и обеспечить неистощительное лесопользование. Сертификация лесной продукции имеет важное значение, так как по площади сертифицированных лесов Россия входит в тройку стран-лидеров и уступает лишь Канаде и Швеции. Лидером лесной сертификации является корпорация «Илим Палп», на долю которой приходится свыше 40% всех сертифицированных российских лесов.

Организатором создания Национальной системы выступил Российский национальный совет по лесной сертификации, учредителями совета являются Российский центр защиты леса, Московский государственный университет леса, РАО «Бумпром», группа «Илим», Всероссийский НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, другие крупнейшие предприятия, научные и общественные организации лесного комплекса РФ.

В России активно внедряется лесная сертификация с аккредитацией FSC. FSC – (Forest Stewardship Council) Лесной попечительский совет – это международная независимая организация, разрабатывающая стандарты в области лесопользования, лесопереработки и производства продукции, дающая право организациям – внешним аудиторам проводить аудиты и выдавать соответствующие сертификаты. Цель FSC - содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами.
Главным инструментом в достижении этой цели является лесная сертификация и маркировка сертифицированной продукции. Внешней стороной этой схемы является товарный знак FSC [
2]. Система сертификации цепочки поставок на соответствие FSC-STD-40-004 - Стандарт FSC по цепочке от заготовителя к потребителю для компаний, поставляющих и производящих продукцию, сертифицированную по FSC (Лесного попечительского совета). Система предназначена удовлетворить интересы потребителей и изготовителей продукции. Потребитель хочет гарантировано получать (приобретать) продукцию с заявленными изготовителем характеристиками. И это было бы подтверждено независимой стороной. Изготовитель — изготавливать и реализовывать продукцию, которая пользовалась бы повышенным спросом по сравнению с аналогичной продукцией других производителей и, соответственно, получать большую прибыль. При этом ссылаться при реализации или в рекламе на оценку соответствия своей продукции со стороны авторитетной организации. Видимым отличием сертифицированной продукции от аналогичной, не сертифицированной, является нанесенный товарный знак FSC. Этот знак, информирует покупателя, что приобретаемая им продукция соответствует по качеству требованиям, заявленным изготовителем и указанным в маркировке.

Проведение сертификации продукции в этой системе позволит производителям повысить конкурентоспособность продукции на рынке, а потребителям — значительно уменьшить риск приобретения продукции со скрытыми недостатками, и не соответствующей требованиям, декларированных изготовителем, а порой и фальсифицированной продукции.
Поэтому для продукции, обращающейся на потребительском рынке России и подпадающей под требования технических регламентов по безопасности, принимаемых федеральными законами, когда она в обязательном порядке маркируется Знаком обращения на рынке. Знак системы FSC может его дополнять, информируя, что продукция не только безопасна, но и качественна.
В отношении продукции, не подпадающей под требования технических регламентов. При проведении добровольной сертификации определяется соответствие продукции заданным или заявленным требованиям и характеристикам, обеспечивающим ее потребительские свойства и безопасность — к тому, что заложено в нормативных документах, договорных обязательствах и определяется требованиями рынка. То есть тому, что потребитель определяет как качество товара.
Добровольная сертификация не подменяет необходимость обязательного подтверждения соответствия, устанавливаемого законодательно, но ее материалы (протоколы испытаний, сертификаты систем качества и др.) могут быть использованы заявителем, когда он применяет для обязательного подтверждения соответствия процедуру декларирования с использованием в качестве доказательной базы материалы третьей стороны.

Россия начинает активно конкурировать с другими лесными державами на мировом рынке, где растет спрос на сертифицированную лесную продукцию, усиливаются запреты на несертифицированные товары. Сегодня Национальная система способна наилучшим образом обеспечить устойчивое управление лесами и создать мощный заслон теневому обороту древесины. При полноценной работе ожидается значительное – более чем в два раза – сокращение нелегального оборота лесной продукции. Национальная система станет действенным инструментом Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины, принятой правительством РФ в 2007 году».

Добровольная лесная сертификация также должна стать одним из рычагов контроля над деятельностью арендаторов лесного фонда, после передачи им (в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса РФ) функций государства по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных участках. При внедрении Национальной системы в ближайшие три года площадь сертифицированных участков лесного фонда РФ может превысить 20% всей расчетной лесосеки.

В России сертифицировано только 10 млн. га – около 2% расчетной лесосеки. Для сравнения, в Швеции, Германии, Финляндии, Австрии сертифицировано 100% лесных площадей [3]. Сертификацию в России проводили аккредитованные структуры международных организаций, таких как Лесной попечительский совет (FSC). Принцип их аудита сводится главным образом к контролю соблюдения международных норм природоохранной деятельности.

В основу Национальной системы, напротив, положено российское лесное и природоохранное законодательство – новая редакция Лесного кодекса РФ и подзаконные акты в ее развитие. При этом стандарты Национальной системы прошли гармонизацию с международными критериями и индикаторами, это послужит весомым аргументом в пользу того, чтобы Национальная система получила международную аккредитацию.

Кризис серьёзно ударил по лесопромышленному комплексу России. По глубине спада лесная отрасль находится в середине списка, но по его продолжительности – в числе лидеров. Однако мировой экономический кризис не первопричина кризиса российского лесного сектора. Начало спада было связано с совокупным влиянием других обстоятельств: введением в действие недоработанного нового Лесного кодекса, непродуманным административным реформированием органов лесоуправления, критическим истощением доступных лесных ресурсов. Существует ряд и других причин, например постоянный рост платежей и тарифов, связанных с лесопользованием, производством и экспортом лесной продукции, а также высокая коррупционная составляющая лесного бизнеса на всех его уровнях.

В целях усиления конкурентоспособности на международном рынке лесопродукция должна подвергаться добровольной сертификации.


 


 

Литература

Матеров И. Доклад на 8-м съезде лесопромышленников и лесоэкспортеров заместителя министра промышленности и энергетики Российской Федерации.

Мазурова Е.Н., Маскалева Т.А. Волкова Ю.А. Сертификация лесyой промышленности. Статья (ЛфСибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

www. bumprom.ru Добровольная лесная сертификация в России.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.