Статья «Социализация личности учащихся через систему РазноВозрастных Отрядов при поддержке Российского Движения Школьников»

2
0
Материал опубликован 25 February 2021

Социализация личности учащихся через систему РазноВозрастных Отрядов при поддержке Российского Движения Школьников.

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет воспитание социальной ответственности. Об этом говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» № 536 от 29 октября 2015 г. ориентирует педагогов на использование потенциальных возможностей новой структуры.

В связи с этим необходимы глубокое теоретическое осмысление проблемы социальной ответственности подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации способов, методов, условий для становления подрастающего поколения.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных). В современном обществе отряды могут взять на себя функцию развития социальной ответственности обучающихся.

Опираясь на многолетний опыт работы РВО в школе, мы делаем акцент в 2018 году на разработку и апробацию системы развития социальной ответственности школьником средствами разновозрастных объединений в составе РДШ.

Структура РВО гармонично ложится на предлагаемую структуру РДШ. Так как каждый отряд РВО помимо общих коллективно творческих дел имеет свою направленность: экоотряд, отряд волонтеров, школьный медиацентр газета «Под крышей», отряд ЮИД, отряд краеведов, отряд личностного развития и гражданской активности.

ОТРЯД ВОЛОНТЕРОВ:

Наша воспитательная работа выстроена через содействие в приобщении учащихся к волонтерскому движению и созданию добровольческого отряда. В центре внимания должно встать доброе отношение к людям, принятие позиции другого, готовность решать проблемные ситуации, умение находить конструктивные решения и, главное, общественно-полезный добровольческий труд.

Основным направлением волонтерской деятельности является помощь в поддержании чистоты в городе и сопутствующая культурная деятельность. С каждым годом задача усложняется в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Для подготовки учащихся к добровольческой деятельности был проведен ряд классных часов, уроки добра от молодежного центра «Перспектива». Учащиеся посмотрели короткометражные фильмы, показывающие волонтерскую деятельность. Кроме того, ребята провели несколько добровольческих акций, посетили интернат.

Развивая уже существующее волонтерское движение и самоуправление, были проведены беседы, добровольческие форумы и слеты, на которых почетные волонтеры города и области делились своим опытом с учениками, недавно вставшими на путь добра.

Ребята самостоятельно организовали и провели несколько акций: «С книгой по жизни», «Будь добрее», «Скворечник», интернет акцию «Помоги четвероногому», заняли 1 место в городской добровольческой акции «100 добрых дел».

Дети провели классный час для младших школьников «Почему я хочу помогать людям?» и разработали и провели мероприятие для младших школьников «Урок добра» (целью являлось привлечение младших школьников в волонтерскую деятельность). В рамках всероссийского экологического субботника участники движения прибрали территорию парка им. Терешковой.

В течение учебного года ребята помогли в разработке семинара для педагогов - организаторов «Развитие гражданской активности через систему РВО (разно возрастных отрядов)». Запланированы добровольческие мероприятия вне стен школы.

Учащиеся создали школьный добровольческий отряд в системе дополнительного образования учреждения, посвятили младших школьников в «Юные добровольцы».

Учащимися разработана и проведена краеведческая викторина для воспитанников интерната «Пройдусь по улицам Челябинска», посещение геронтологического центра Тракторозаводского района. Участие в городской добровольческой акции «100 добрых дел», ознакомление отряда «Юные волонтеры» с работой городских добровольческих площадок.

В конце каждого учебного года учащиеся подводят итог своей волонтерской деятельности и достижений. Педагогом проводится мониторинг учащихся относительно успешности прохождения программы, с возможными дальнейшими корректировками. Мониторинг проводится в виде: педагогических наблюдений, бесед, анкетирования, интервьюирования, социометрии, ранжирования и др.

В 2016 – 2017 учебном году МБОУ «СОШ № 107 г. Челябинска» присоединилась к Российскому Движению Школьников (РДШ), став одной из пилотных площадок города. Данный факт позволил учащимся выйти на новый для себя всероссийский уровень. РДШ дает возможность учащимся реализовать себя не только в добровольческой деятельности, но и в любом другом направлении. Что же касается волонтерства, то РДШ регулярно породит форумы, обучающие семинары как для школьников, так и для руководителей, стимулируя, раскрытие своих скрытых возможностей и потенциалов.

Дабы подытожить, считаю важным упомянуть тот факт, что в системе РДШ ученики, как и творческая молодежь, могут самостоятельно найти конкурс, подходящий лично им. Это очень важный момент, так как педагог может не обладать достаточным временем для поиска все новых и новых конкурсов, в то время как ученику предоставляется уникальная возможность: проявить свои таланты на всероссийсом уровне, получить грант на проведение научного исследования/изобретения, получить путевки в знаменитые лагеря, находящиеся в здравницах России, поделиться своим опытом и почерпнуть новую информацию для себя.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации