Эссе «Педагог XXI века»
Странно, но, увидев тему эссе, я даже не сразу вспомнила что каких-то полгода назад на экзамене в университете именно вопрос о личностных и профессиональных качествах педагога попался мне в билете.
Наверно, потому что повторяющееся сначала на лекциях, а потом во всевозможных должностных инструкциях «должен», «должен», «должен» воспринимается с негативом и не запоминается. И, напротив - то, что и не входит в это понятие «должен», но при этом совершается, впечатляет, завораживает и запоминается. Содержание той самой лекции и свой ответ помню плохо, лишь отдельные слова «терпеливый», «тактичный», «справедливый» и так далее. Но зато в памяти отчётливо остались имена детей из историй педагога Елены Макаровой, которые я прочитала год назад в её книгах из трилогии «Как вылепить отфыркивание» (я их, кстати, случайно в библиотеке взяла, просто обложка и название понравились). Она преподавала лепку с 1977 года. Но для меня именно Елена Григорьевна – педагог XXІ века.
Тем временем я уже не студент. Я – педагог. Дошкольный педагог. Я – дошкольный педагог всего лишь каких-то 8 месяцев. И назвать себя стопроцентным воспитателем XXІ века не могу. Надеюсь, что пока что не могу. Почему? Потому что он счастливый и бодрый всегда, а у меня иногда не хватает сил на что-то грандиозное… Он никогда не опускает руки, а у меня иногда подкашиваются ноги.
Знаете, это такой педагог, которого не огорчают родители, громко молчащие на просьбу помочь почистить снег, или напарники, тихо уходящие на больничный… Это такой человек, который говорит: «Здравствуйте», мило улыбаясь, воспитанникам и родителям не только в саду, но и на улице, в поликлинике, в магазине, в спортзале, в бассейне. Такой воспитатель отвечает «доброе утро» на сообщения и в 4:52 и в 5:03 и говорит лично мимо проходящим родителям в 6:55, крепче сжимая снеговую лопату.
У современного педагога опрятный внешний вид, не зависящий от того, в какую он сегодня смену: первую или вторую. И в его гардеробе имеется что-то еще помимо футболок-неделек под цвет детских оказий.
Педагог XXІ века, как мне кажется, безумно начитанный человек, он логичен, остроумен и интересен в беседах. Да-да, у него есть время на книги. На книги, отличные от «Тараканища» и «Трёх медведей». Он спокойно отделяют работу от дома. Его речь безупречна, культурна, грамотна… Но она не «роботизирована» шаблонами, не «нафарширована» лишь плановыми фразами. Его речь живая, чувствительная, не бездушна, от сердца…
Руки. Золотые. Такие, что из фантика, цикория и втулки от туалетной бумаги могут сотворить подводный дворец для Русалочки. Но, прежде чем золотые руки это сделают, голова этого чудо-воспитателя всё это придумает. Ну или найдёт в своей картотеке. Знаете, такой, как в различных интернет-сервисах: «из втулки», «с блёстками», «успеть за тихий час».
Он не ругает, он не приказывает, он не кричит, не раздражается, не фырчит и не дымится, словно протекающий чайник, его не могут вывести из себя вечно пытающиеся убежать с прогулки дети. Он просто супер-мега спокоен и уравновешен. Он может невозмутимо ответить, что так нельзя и почему именно нельзя, и как нужно.
Вспомнила. Термин из той лекции в университете – «педагогическая зоркость». Я бы им назвала умение воспитателя одновременно держать в фокусе 20 разбежавшихся детей на участке во время прогулки.
Голос. Прежде всего он должен быть. Он настолько приятный, спокойный, тёплый и мелодичный, что его хочется слушать и слушать. Он заботливый и доброжелательный.
Ну и раз речь идёт о XXІ, то педагогу желательно уметь пользоваться всем: компьютером, интернетом, смартфоном, магнитофоном, фотоаппаратом, проектором и прочим. Конечно, не забывая, как работает метёлка, лопат и секатор.
Самое главное, что должен был педагог и 185 лет назад, когда Фридрих Фрёбель открыл первый детский сад, и должен сегодня – это любить. Любить детей. Любить то, что он делает. Любить то место, где он это делает. Любить тех, с кем он это делает. Ведь не зря однажды Татьяна Ивановна Гончарова сказала: «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей».
Думаю, что на этом можно и опустить занавес над сценой. Надеюсь, когда-нибудь я приближусь к этому званию хотя бы процентов на 80.
Мария