Доклад «Формирование личностной, социальной и семейной культуры-основа духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков»
Пояснительная записка к презентации
1 слайд
«Формирование личностной, социальной и семейной культуры-
основа духовно-нравственного развития и воспитания
детей и подростков»
2 слайд
Если Вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,
Если Вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,
Если Вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека!
(китайская мудрость)
3 слайд
В настоящее время мои ребята – выпускники 4 класса. В этом классе я работаю первый год. Но, зная потенциал детей, так как я выпускала их из детского сада, была удивлена,
тому что дети совершенно не умели строить отношения друг с другом. В классе постоянно возникали конфликты. Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (50% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово) Коллектив класса был разбит на несколько микрогрупп. Предположила, что причиной такого поведения может стать то, что в течение трех лет в классе менялся учитель.
4 слайд
Практика показывает, что только в дружном, сплочённом коллективе, где царит доброта, взаимопонимание, доверие, поддержка, сочувствие, ребёнок может быть успешным и в учёбе, и в жизни.
5 слайд
Кроме наблюдения за детьми, я провела социометрические исследования, которые дополнили мое представление об эмоциональной структуре класса, включив следующие вопросы:
-Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?
-Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками?
-Что тебе нравится в общении с одноклассниками?
-О каком общении ты мечтаешь?
- Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?"
6 слайд
А также осуществила мониторинг «Комфортно ли тебе в классе?», который позволил выявить, что 47% детей с желанием ходят в свой класс, 45% легко общаются с одноклассниками, лишь 37% любят проводить время вместе и оказывать помощь одноклассникам, у 14% детей было желание перейти в другой класс. Высокую степень комфортности показали 3 ученика, среднюю -8, низкую -4.
Подводя итог проводимых диагностик, можно сказать, что дети не совсем комфортно чувствуют себя в школе, классном коллективе.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, прежде всего, я поставила перед собой ряд задач, это:
7слайд
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
8 слайд
Форм и методов работы по сплочению коллектива учеников много. Сегодня формирование коллектива, на мой взгляд надо строить, опираясь на убеждение: Мы разные, но мы вместе и у нас одна общая цель.
В первые недели учебного года все ребята получили общественные поручения. Считаю, что каждый ученик должен попробовать себя в качестве руководителя и подчиненного, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений. Обязанности были строго распределены. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых двух четвертей 4 класса, стало функционировать лучше.
9 слайд
Системную работу с учащимися строила через проведение классных часов и цикл бесед: «Классный коллектив», «Взаимопонимание в классе», «Справедливость к одноклассникам и к себе», «Я и мои друзья», «Разрешение конфликтов». Особое внимание уделяю выстраиванию взаимоотношений в классе. В конце каждой недели дети выстраиваются в кружки, отдельно девочки, отдельно мальчики. Анализируют, как прожили неделю, кому удалось обойтись без ссор и обид друг на друга. А если вдруг обидели, то извиняются, мирятся и на выходные уходят в позитивном настроении. Данная работа способствует формированию умения разрешать конфликтные ситуации, улучшает взаимоотношения в классе, воспитывает чувство уважения друг к другу.
10-11 слайд
Сплочению детского коллектива способствуют школьные традиции.
Для моих учеников – это участие в школьных и классных мероприятиях. И если на общешкольном уровне может проявить себя лишь небольшая группа самых активных ребят, то в классе, почти в семейной обстановке, раскрываются самые тихие и застенчивые, самые подвижные непоседы.
12 слайд
Многие ребята занимаются в филиале районной школы искусств в стенах нашего образовательного учреждения, что способствует развитию их творческих способностей, а именно игре на домбре и занятиях по хореографии. Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, наши систематические внеклассные мероприятия объединяют их, а мне помогают достичь нужной цели. Класс мой работоспособный, активный, ребята творческие, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться,.
13,14,15 слайд
Поэтому при проведении в октябре и декабре 2016года областного семинара «Роль этнокультурных традиций в формировании системы ценностей у обучающихся» и районного семинара учителей ОРКСЭ наш класс стал одной из рабочих площадок для внеклассного мероприятия и открытого урока. При подготовке к этим мероприятиям класс сумел мобилизировать свои силы, сплотиться, стать одной большой командой и представить себя достойно. Я горжусь ребятами, на которых была возложена большая ответственность.
16 слайд
Мне очень хотелось видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтерское движение. Многие ребята из класса откликнулись на благотворительную акцию «Милосердие», В канун Дня пожилого человека побывали с выездным концертом в герантопсихиатрическом центре пос.Кировский. После первой встречи у некоторые дети испытали страх и испуг, так как посетители центра- люди с тяжелыми психическими расстройствами. После увиденного мы с ребятами не раз беседовали о проблемах одиночества в старости. Второй выезд помог ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратился в горящий и заинтересованный. Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.
17,18 слайд
В воспитательной работе получаю помощь и поддержку от родителей. Они стали активными участниками всех дел в классе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Огромную помощь оказывают в пошиве сценических костюмов, приобретении канцелярских принадлежностей, в оформлении класса. Вместе с родителями проводим праздники, дни здоровья, весёлые старты « Папа, мама, я – спортивная семья». Такая работа способствует не только формированию дружного коллектива детей, но и родителей.
19 слайд
Активная жизнь классного коллектива, участие в разнообразных видах труда, совместное участие в творческих проектах способствуют привитию учащимся нравственных устоев и принципов, сплочению классного сообщества, формированию чувства «МЫ». По результатам повторной диагностики в классе уровень комфортности повысился. Над данной проблемой еще нужно продолжить работу, я не останавливаюсь на достигнутом, ведь не зря говорят: Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
20 слайд
спасибо за внимание
презентация
PPT / 7.22 Мб