Статья «Опыт работы школы по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнёрства»

3
0
Материал опубликован 14 August 2020

«Опыт работы школы по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально – педагогического партнерства»


Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально- психологических факторов:

полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и обучающихся различных типов образовательных учреждений;

психологической толерантности к детям с ОВЗ и воспитания её в общеобразовательных школах и желание оказать таким детям помощь в их самореализации.

В школе есть класс детей обучающихся по АООП и дети, занимающиеся инклюзивно у учителей начальных классов. Никакая интегративная модель не построится, если учитель по АООП, не обладает набором личностных качеств: доброта, умение принять и выслушать, отзывчивость, сопереживание. Обсудив на школьном консилиуме стратегию социализации «особых детей», мы начали взаимодействие с «Комплексным центром помощи семье и детям» в п. Новая Игирма. Сотрудники оказывают нам психолого – педагогическую помощь при проведении групповых занятий с детьми и родителями. Работа строится с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня индивидуального развития. Последовательное вовлечение обучающихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире. Занятия интересные, насыщенные. Ребята с удовольствием идут на занятия.

При взаимодействии с пожарной частью №126 п. Новая Игирма, нашим ребятам показывают не только пожарные машины и экипировку пожарных, но и дают возможность нашим детям собирать и раскатывать пожарные рукава, примерить на себя снаряжение пожарного, посидеть в машине. Сотрудники экипажа пожарной части неоднократно показывали, как нужно действовать во время пожара. Такие занятия приносят только положительные эмоции и надолго запоминаются ребятишкам. Считаем, что отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка поведения детей в реальной жизни.

Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Мы тесно сотрудничаем с поселковым музеем имени Михаила Кузьмича Янгеля. Экскурсии организовываются таким образом, чтобы ребята не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. На экскурсии, посвященной «Русской деревни», наши ребята увидели деревянную утварь и попробовали постирать в корыте, потолочь в ступе зерно, попробовали поставить чугунок в русскую печь. Не легко, оказалось, работать с ухватом.

Социализируя наших детей, мы приучаем их правилам поведения в обществе. В этом нам помогают сотрудники поселкового дома культуры «Прометей», Детская школа искусств п. Новая Игирма. Мероприятия, организованные ими всегда проходят интересно и увлекательно. Классные руководители уже без страха берут наших детей с ОВЗ на такие мероприятия вместе с классами. Ведь научится взаимодействию можно только в коллективе сверстников.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта обучающихся и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание пола, вытирание пыли, дежурство в кабинете, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, уборка школьной территории). Формируя навыки самообслуживания, дети учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, убирать свои вещи на место.

Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей. Мы с ребятами посещаем занятия на лыжной базе МБУ ДО «Центра творческого развития и гуманитарного образования» и принимаем участие во всех мероприятиях этого учреждения. На лыжной базе ребята увлеченно занимаются теннисом с ребятами старше их по возрасту, пробуют кататься на лыжах. Интеграция происходит на уровне дети – детям, дети творческих объединений общаются с ними на равных. ЦТРиГО помогает нам в организации досуговой деятельности, спортивные праздники, прогулки, подвижные игры. В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения ЦТРиГО. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.

Отрадно, что наши ребята увлекаются спортом, так наш Сергей Нарышкин увлекся боксом, стал победителем в весовой категории до 40 кг. Занял 3 место XXIII традиционном турнире по боксу, посвященному 105 годовщине со дня рождения М.К.Янгеля (г. Железногорск - Илимский), 2 место в V открытом турнире по боксу, посвященному Дню Защитника Отечества (п. Новая Игирма), получил сертификат за активное участие в новогоднем теннисном турнире «Золотая ракетка», на кубок директора ЦТРиГО. Получил сертификат за активное участие в шахматных баталиях. Принимаем участие в районных олимпиадах для детей с ОВЗ. На основании приказа департамента образования от 27.03.2018 г., результаты нас радуют: Торопов Олег,5 класс - 1 место по олимпиаде «Окружающий природный мир», Тумутолов Михаил, 2 класс – 2 место по олимпиаде «Мир природы и человека», Нарышкин Илья , 3 класс- 2 место по олимпиаде «Окружающий природный мир», Молчанова Алина, 3 класс – 3 место по олимпиаде «Окружающий природный мир». Торопов Олег стал победителем детских творческих работ в ЦТРиГО - «Осенняя симфония».

Жизнь вносит свои коррективы и нам приходится подстраиваться под них, мир меняется стремительно. Сегодня наш обучающийся Торопов Олег, активно занимается моделированием, учитель – Ветлужских О.Н. ведет курс для него курс по программе «Моделирование», что способствует развитию познавательных и творческих способностей ребенка. Учителя начальной школы вносят неоценимый вклад в развитие и социализацию ребят.

Обучающиеся школы ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества, но наша задача–создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

Эффективность работы по социализации, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и других специалистов, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Координатором нашей совместной работы является директор школы – Дюжева Елена Александровна. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность школы и учреждений (Комплексный центр помощи семье и детям, ЦТРиГО), в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д. Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно, следует отметить, что далеко не все обучающиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то  научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися  нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся  столкнуться и принимать решение.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации