Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами искусства в среде социального партнерства
Проект
«Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами искусства
в среде социального партнерства»
Белова Лариса Григорьевна, преподаватель ГБОУ СПО НО НМБК
О наличии у человека истинных моральных чувств,
нравственных чувств или достоинств можно
судить по тому, как человек свои частные интересы
или все благополучие жизни подчиняет
моральному долгу — требованиям совести.
Нравственное учение И. Канта
Краткая справка-аннотация проекта
Проект «Формирование духовно-нравственной культуры студентов средствами искусства в среде социального партнерства» направлен на ведущее направление воспитания молодёжи - духовно-нравственное, формирование духовно-нравственной культуры и духовно-нравственных ценностей студентов профессиональных образовательных организаций.
Проект предполагает обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и обучения молодёжи на основе духовного наследия Русской культуры; распространение наиболее эффективных методик духовно-нравственного воспитания и обучения; формирование базы данных об имеющемся педагогическом опыте в области духовно-нравственного воспитания.
Ключевым понятием для поиска новых идей в формировании духовно-нравственной культуры личности является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых предметов и т.д.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Социальное партнерство понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Социальное партнерство – не самоцель, а, в первую очередь, средство для развития социальной компетентности студентов, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения духовного развития студентов.
Проект рассчитан на студентов в возрасте от 17 до 18 лет.
Тип проекта:
по виду деятельности – практико-ориентированный;
по форме организации – групповой;
по продолжительности – долгосрочный;
Период разработки и реализации проекта 2015-2016 учебный год.
Описание проекта
Важное место в воспитании будущих специалистов и в становлении личности студентов колледж отводит духовно-нравственному воспитанию, которое способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию инициативы и активной жизненной позиции, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, художественно-эстетическое воспитание. Культурное наследие России богато и разнообразно. Это то, чем мы можем гордиться. Писатели, поэты художники, архитекторы, режиссеры создавали свои шедевры, внося огромный вклад в общую копилку гордости нашей страны, ее культурное богатство. Благодаря частным коллекциям бесценных полотен, которые были переданы государств, создавались музеи. И любой желающий мог созерцать этот дар. Музеи Москвы и Санкт Петербурга, Тулы, Оренбурга, Тамбова, Рязани и других городов России являются хранителями наследия. Организация выставочной деятельности в учреждениях несет в массы, просветительскую функцию. Каждый желающий может совершить экскурсию по музеям страны. Но не каждый имеет такую возможность по причине недостатка свободного времени или средств.
Альтернативой виртуального путешествия в разные уголки мира, страны, времени, науки и даже фантастики всегда являлась книга. Находясь в своем городе, в своем доме человек открывает для себя невиданные миры.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется:
• через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также различным видам творческой деятельности;
• через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей;
• через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:
• наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
• стремление к самореализации;
• успешность образовательной деятельности;
• адекватность самооценки.
Чтобы организовать площадку социального партнерства, необходимо: наладить систему партнерских отношений в пространстве колледжа разного уровня и характера: внутри педагогического коллектива, внутри студенческого коллектива, в разновозрастных группах, в системе «педагог-студент»; сформировать духовно-нравственные качества личности студента; а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры.
Цель проекта: создание условий формирования духовно-нравственной культуры студентов посредством преобразования студенческого пространства в пространство социального партнерства для развития социальной компетентности студентов.
Задачи проекта:
- формирование у студентов колледжа навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
-формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
-формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
-формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; -реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных, эстетических качеств.
Механизмы реализации проекта:
- информационно-аналитический;
- образовательно – методический;
- организационно – методический;
- диагностико – аналитический.
При проведении исследования применялись следующие методы:
Эмпирические - изучение литературы, педагогические наблюдения;
Теоретические – сравнение результатов, обобщение, моделирование, систематизация;
Познавательные – наблюдение за процессом, мониторинг уровня профессиональной компетенции студентов, анализ, обобщение собственного опыта;
Практические – творческая деятельность студентов, использование современных образовательных технологий, сравнительный анализ результатов.
Основные направления реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1. Стартовый этап:
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление потенциала колледжа, изучение спроса социальных заказчиков.
Разработка программ работы по направлениям.
2. Основной этап:
Реализация содержания проекта.
Расширение внутреннего и внешнего партнерства.
Отслеживание процессов, анализ состояния.
3. Заключительный этап:
Подготовка аналитического отчета.
Обобщение и распространение опыта.
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Изучение национальных культур и соблюдение национальных традиций |
Конкурс рефератов и презентаций |
В течение года |
Развитие творческих возможностей студентов |
Тематические концерты. Творческие конкурсы рисунков и поделок «Рождественская звезда», «Пасхальный звон», «Мамин день», «Мир вокруг меня». |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Развитие интеллектуального потенциала студентов |
Предметные недели Студенческая научно-практическая конференция Неделя искусств |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Развитие партнерских отношений |
Встречи с интересными людьми Взаимодействие с "Нижегородской областной картинной галереей" Взаимодействие с библиотекой им. Олега Кошевого: Как это было «От частной коллекции Третьяковых к народному достоянию» история создания Третьяковской галереи. Урок живописи «С мольбертом по России» о шедеврах русских художниках. Видеолекторий « Жизнь замечательных художников» о русских художниках» Виртуальное путешествие «Час в Третьяковке» |
В течение года |
Образовательная деятельность |
Поисковая, исследовательская работа (подготовка рефератов, устных сообщений и др.) |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Воспитательная деятельность |
«Музейный час» (в рамках колледжа) Уроки Мужества. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам Боевой Славы. Семейный альбом «Фотографии родственников – участников Великой отечественной войны! |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Образовательно-просветительская деятельность |
Информирование родителей об основных направлениях развития колледжа. Дни открытых дверей. Ознакомление родителей с итогами успеваемости студентов, результатами достижений. Консультации родителями учащихся по учебным проблемам. |
В течение года |
Воспитательная деятельность |
«Музейный час» (в рамках колледжа) Уроки Мужества. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам Боевой Славы. Семейный альбом «Фотографии родственников – участников Великой отечественной войны! |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Образовательно-просветительская деятельность |
Информирование родителей об основных направлениях развития колледжа. Дни открытых дверей. Ознакомление родителей с итогами успеваемости студентов, результатами достижений. Консультации родителями учащихся по учебным проблемам. |
В течение года |
Организационно - досуговая деятельность |
классные часы по пропаганде русской культуры, литературы, искусства, музыки. Классные часы: «Встречи с интересными людьми». Выставки семейного творчества. Проведение творческого вечера «Калейдоскоп талантов». |
На протяжении всего срока реализации проекта |
Предполагаемые результаты проекта
1. Создание среды социального партнерства как условий приобретения социального опыта, творческой самореализации студентов, родителей и педагогов.
2. Усиление таких характеристик образовательной среды, как открытость, демократичность, мобильность, гибкость, технологичность.
3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса.
4. Положительная динамика личностного роста студентов, включая показатели духовно-нравственного развития.
5. Формирование эстетического сознания, создание у студентов идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного национального искусства.
Список литературы
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000
Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
Дорошенко Ю.И. Христианство и русское национальное образование.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
Краткий словарь по философии -М: 1982.
Осипов, А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / А.И. Осипов Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2000
Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/
Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/
Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон - М.:Знание,1971