Статья «Социокультурная адаптация ученика-билингва в современной школе»

2
0
Материал опубликован 24 February 2018 в группе

Пронина И. В

Учитель Гимназии № 2 г Рязани

Cоциокультурная адаптация ученика-билингва

 в современной школе.

В современной школе все чаще возникает ситуация, когда в классе появляется ученик или группа учеников, для которых русский язык не является родным. Поэтому педагоги совместно с социологами и психологами должны решать проблему социокультурной адаптации детей в иноэтнической среде, межкультурной интеграции. Педагог как дипломат должен безболезненно объединить разные культуры, не навредив ни одной из них.

С вопросами инклюзивного образования я столкнулась в 2013г, когда в марте ко мне в класс пришел иностранец –Т** В***, кореец.

Я изучила инновационный опыт Московского городского психолого-педагогического университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Пятигорского государственного лингвистического университета, которые принимали участие в проекте создания единой программы адаптации детей-мигрантов. Они выделили 3 направления адаптации: социокультурная, языковая, психолого-педагогическая. Ключевые слова программы: адаптация, интеграция, толерантность. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения.

Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Но в условиях интенсификации межкультурного взаимодействия важно формировать у подрастающего поколения толерантное сознание, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей.

Для эффективной социоадаптации своего ученика я определила главные направления психолого-педагогического сопровождения:

обучение русскому языку;

знакомство с культурно-историческим наследием России;

знакомство с корейской культурой;

проведение уроков толерантности, психологических тренингов;

сотрудничество с семьей.

Обучение русскому языку (языковая адаптация) – главное направление психолого-педагогического сопровождения, т. к. является основопологающим для эффективной реализации остальных направлений работы. Основные приемы подачи материала я посмотрела в специальных учебниках для детей-мигрантов и переселенцев.

Я определила основные трудности, которые испытывают иностранцы при изучении русского языка в начальной школе, для эффективной организации индивидуального обучения.

Чтобы выработать правильное и четкое произношение русской речи, сформировать языковое чутье, мы ежедневно занимались индивидуальным тренингом. Мы проговаривали чистоговорки, скороговорки, заучивали стихи, читали тексты со специальными пометками.

Для эффективного усвоения словарного запаса русских слов завели специальную опорную тетрадь, где записывали тематические группы слов и другую важную информацию в виде таблиц, схем, образцов, правил. Интерес у моего ученика вызвал портал поддержки распространения русского языка и культуры «Время говорить по-русски», где дистанционно в игровой форме можно изучать русский язык.

Первичные знания русского языка, являясь средством межличностного общения, помогают иностранцу социально адаптироваться сначала в школьной микросреде, а позже в русскоязычной культурной среде. Социокультурная среда развивает и воспитывает учащихся средствами театров, музеев, библиотек. Знакомство с историческим наследием России, Рязани происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Обычно в классе, где учится иностранец, ребята с интересом общаются с ним. У детей проходит обмен культурными ценностями. Возникает естественное желание узнать о другой стране. Педагог должен с большим уважением относиться к национальным традициям иностранцев, общению на родном языке в семье. Дети не должны забывать свои корни. Тесное сотрудничество с семьей, толерантность, взаимопонимание обязательно даст положительный результат для развития и воспитания ученика-иностранца.

Главное, чтобы ребенок учился с удовольствием!

Только консолидация психолого-педагогического сообщества, государства, социокультурной среды поможет ребенку-иностранцу успешно адаптироваться и развиваться в окружающем мире.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.