Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов, в сопровождении обучающихся с речевыми нарушениями.
Одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на получение полноценного образования, отвечающего его потребностям и в полной мере использующего возможности его развития. На современном этапе развития нашего общества особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ситуации увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающими сверстниками, возникает потребность совершенствования профессиональных качеств педагогов в области специальной педагогики и психологии с целью подбора каждому ученику собственного образовательного маршрута, оптимального варианта индивидуального подхода. Для эффективной и регулярной помощи таким детям и их семьям необходимо взаимодействие всех специалистов и построение их деятельности по принципу команды.
Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем). Оно выражается в следующем:
Важно помочь учителю отказаться от позиции: «Я не могу учить этого ребёнка. Сделайте что-нибудь, чтобы он стал хорошо учиться».
Позиция логопеда не над учителем, а рядом с ним.
Цель сотрудничества: – вместе выработать такую стратегию взаимодействия с учеником на уроке, которая бы позволила ребёнку с речевыми проблемами успешно обучаться в школе.
Учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему.
В процессе совместной работы происходит взаимное обогащение педагогического опыта.
Логопед знакомится с учебной программой, по которой осуществляется работа в каждом классе, с методами и приемами, применяемыми учителем, что позволяет предъявить единые требования к ученикам и построить совместную (учитель-логопед) работу с классом. Затем логопед составляет план коррекционной работы с учетом программных требований по предметам, чтобы его работа имела преемственные связи с программой класса. Кроме того, логопед принимает участие в проведении родительских собраний, знакомит родителей с принципами своей работы.
Взаимодействие логопеда с учителем осуществляется в следующих формах:
консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем и выбору средств для разработки и реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;
индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
тематические консультации;
круглые столы и семинары для педагогов и родителей;
взаимное посещение занятий и уроков.
Исходя из своего опыта работы, тесное сотрудничество с учителями показало, что эффективна следующая система взаимодействия:
1. Совместная диагностика учебного затруднения конкретного ученика. Важно помнить, что при ознакомлении с результатами диагностик:
не употреблять сложных специфических терминов, малопонятных учителю;
обсуждать не причины проблемы (нарушение, речевое недоразвитие у ребенка), а сами учебные проблемы и способы их преодоления;
максимально конкретизировать учебные проблемы на уроке;
Схема проведения диагностик
Для ученика | Для учителя |
Что не получается? (проблема со стороны ребёнка). | Чему не получается научить ребёнка? (проблема со стороны учителя) |
Результаты логопедического обследования (в необходимом объёме). | Что должен знать и уметь ученик на данный момент по программе? (в вопросах, где есть проблема) |
Анализ стратегий выполнения заданий ребёнком. | Как ребёнка обучают данному виду работы, т.е. каков алгоритм выполнения заданий. |
Ситуация дома: условия для домашней отработки учебных навыков (где занимается, когда, кто из членов семьи оказывает помощь). | Учебное взаимодействие учителя с данным учеником: отношение учителя к ученику, ожидания и перспективы, планы учителя относительно обучения данного ребёнка. |
Ситуация в классе: самочувствие, влияние режимных моментов на уроке, соседи по парте, условия рабочего места и т.д. |
При таком подходе, учитель занимает активную позицию, может рассмотреть учебную проблему в различных аспектах. Проблема выглядит решаемой, а работа с учеником - не безнадёжной. Учитель сразу же получает моральную поддержку логопеда, так как рассматриваются близкие именно ему вопросы.
Логопед получает более полную информацию о проблемном ученике, о том, как конкретно речевое нарушение мешает ребёнку успешно учиться.
Совместное формирование списочного состава групп для оказания логопедической помощи. Происходит на основе проведённой диагностики учебных затруднений. Важно опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.
Учитель видит, насколько его мнение важно для логопеда, и охотно берёт на себя ответственность за организацию помощи своим ученикам.
Логопед при поддержке учителя имеет возможность выстроить систему оказания помощи каждому нуждающемуся ученику.
3. Регулярное информирование учителя о посещаемости логопедических занятий и консультаций. Решение организационных вопросов по посещаемости, зачислению в состав логопедической группы при участии классного руководителя, с его одобрения и согласия. Логопед информирует учителя о содержании и особенностях коррекционной работы, проводимой с детьми, посещающими логопедические занятия. Также логопед периодически получает информацию об успеваемости учеников, о результатах контрольных и самостоятельных работ.
В этом случае учитель активно работает с семьёй ребёнка, поддерживая позицию логопеда. Для родителей (особенно в начальных классах) именно учитель – самая авторитетная фигура в школе. Соответственно, в семье ученика формируется серьёзное и уважительное отношение к логопедической помощи.
Совместный анализ результатов логопедической работы индивидуально по каждому ученику и группе в целом. Проведение диагностик учебных затруднений и оценивание результатов и со стороны достижений ученика, и с позиции работы учителя необходимо проводить согласно схеме, которую вы видели.
Эффективность взаимодействия учителя и логопеда определяется положительной динамикой успеваемости и наличием учебных достижений у учеников по сравнению с результатами на начало учебного года.
Учитель убеждается в эффективности логопедической работы, видит и может оценить реальные успехи ученика и собственные достижения во взаимодействии с ним.
Логопед получает благодарную положительную оценку своей работы. Появляется возможность сделать сотрудничество с учителем ещё более плодотворным.
На круглых столах и учебных семинарах логопед и учителя обсуждают возможность использования некоторых специальных подходов, приёмов и техник на уроках, чтобы улучшить и облегчить учебное взаимодействие учителя с проблемным учеником. Логопед регулярно предлагает учителям информационные материалы об особенностях работы с детьми с речевыми проблемами. У учителя и логопеда есть возможность взаимно обогатить свой педагогический опыт.
У ребёнка появляется возможность получать некоторую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке от учителя.
Список использованной литературы
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение. 1991. — 224 с.
Логопедия Учебник для студ. дефктол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. — 703 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.