Статья «Совершенствование методов управления эффективностью образовательной деятельности»
О.М. Османова, педагог-психолог,
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»,
Совершенствование методов управления эффективностью образовательной деятельности
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос совершенствования направления повышения профессионально-педагогической компетентности внутри учреждений образования. Также обоснована необходимость перехода учреждений образования с традиционного образования к комплексному использованию технологических инноваций, в том числе технологий электронного обучения.
Ключевые слова: дистанционное образование, профессионально-педагогическая компетентность, повышение квалификации, электронное образование, инновационные тренды.
Для эффективной работы модели управления образовательной организации необходимо организовать:
-повышение управленческой компетентности субъектов управления;
-методическую учебу ученического и родительского актива;
-педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам модернизации современного образования;
-разработку и внедрение методик и технологий контроля, и диагностики, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри образовательной организации. [3]
Рассмотрим совершенствование направления повышения профессионально-педагогической компетентности внутри образовательной организации.
В настоящее время популярность дистанционного образования продолжает расти. Применение таких технологий позволяет обучаться, не покидая своего города, имеет более низкую стоимость.
Также появилась возможность обучаться и для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах.
Необходимость перехода традиционного учреждений образования к комплексному использованию технологических инноваций, в том числе технологий электронного обучения, обусловлена рядом вызовов, стоящих сегодня перед учреждениями в глобальном и национальном масштабе.
В России процесс формирования системы электронного образования идет на протяжении нескольких лет, и на сегодняшний день сложилось понимание, что именно сфера образования должна претерпеть наиболее серьезные изменения.
Электронное образование должно соответствовать инновационным трендам российской системы образования, которые вводят инновационный регулятор в реформирование программ обучения.
Самыми популярными международными платформами для дистанционного обучения являются Coursera и edX.
В середине сентября 2015 года в Москве на международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch состоялась презентация национальной образовательной платформы «Открытое образование», созданной в июне 2015 года на базе Ассоциации «Национальной платформы открытого образования» ведущими вузами страны МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ, ИТМО (npoed.ru).
В тоже время была презентована и федеральная инновационная площадка «Росдистант» (www.rosdistant.ru). Обе образовательные платформы явились результатом погружения в дистанционные технологии ведущих вузов России. [4]
Однако в системе электронного образования имеются объективные трудности.
В первую очередь, это финансирование в условиях экономического кризиса.
Второй существенной проблемой всех программ электронного образования является их «догоняющий», а не «опережающий» формат.
Они не успевают за стремительным развитием информационно-коммуникативного общества, отставание проходит сразу по нескольким параметрам как нормативно-правового, так и технологического характера.
Третья проблема кроется в однобоком технократическом угле зрения на электронное обучение, когда в центре внимания оказывается приспособление к средствам информации и коммуникациям как таковым.
SMART-общество заинтересовано в необходимости фокусировки on-line-образования на развитии человека, использующего новые технологии, его изменяющейся ментальности.
Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается современный человек, особенно в Интернете, определяет перенос акцентов формирования медиа культуры на обучение качественному поиску информации, ее систематизации, этике общения, что должно стать одним из приоритетных целей электронного образования.
Основная проблема использования электронного обучения в России – это отсутствие прямого контакта преподавателя и студента, ведь электронные ресурсы не могут заменить живого общения, без которого обучение утрачивает свою эффективность, ведь электронные средства не могут в полной мере передавать как вербальные, так и невербальные формы речи, эмоции, чувства, состояния, которые могут и должны заряжать обучающихся, стимулируя их учебную и творческую активность.
Можно разнообразить инструменты общения между преподавателем и студентом, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации, но заменить ценность человеческого общения они не в состоянии. Ведь обучение – это не только передача знаний, но осмысление и их понимание. Роль преподавателя при этом – ведущая.
Хотя, существуют исследования, которые доказывают, что качество и структура учебных курсов, и качество преподавания при дистанционном обучении намного выше, чем при традиционных формах обучения.
Следующая проблема – это проблема контроля учебной деятельности. При традиционной системе образования контроль знаний характеризуется систематичностью и регулярностью осуществления, разнообразием методов проведения и дифференцированностью подходов в его осуществлении и др.
Несмотря на сказанное, дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации для разных категорий граждан. Это возможность сэкономить средства и время, а также обучаться в том темпе, который подходит человеку, более детально самостоятельно разбираться с интересующим материалом и выискивать дополнительные источники информации, что повышает качество обучения.
Знания – это богатство любой организации, которое формируется, развивается и распространяется. Главное в экономике, основанной на знаниях, заключается не столько в создании нового знания, сколько в продуктивном его использовании. Управление знаниями в организации осуществляется с целью объединения знаний, накопленных внутри организации, со знаниями заказчика и использования их для решения поставленных задач. [2]
Быстрый доступ к необходимым знаниям играет первичную роль, поскольку позволяет значительно повысить качество ежедневных деловых процессов в организации.
Целенаправленное использование и совершенствование знаний высвобождает огромный потенциал развития и роста организации, который не может быть реализован с помощью традиционных концепций реорганизации и модернизации. Решить эти проблемы позволяет организация системы управления знаниями.
Можно сделать вывод, что обучение сотрудников - одна из составных частей менеджмента и она сводится к работе с людьми. Это тяжелая, непростая и затратная робота. Но можно сказать, что самые выгодные инвестиции - это вложения в людей.
Без обоснованной, постоянно контролируемой политики профессионального развития сотрудников невозможно осуществить никакие организационные, экономические, социальные изменения в учреждении. [1]
Руководству учреждений следует учитывать, что отсутствие управления профессиональным развитием вызывает неудовлетворительность сотрудников, увеличивает текучесть кадров, ограничивает способность учреждения эффективно заполнять вакантные должности.
В то же время практика применения профессионального развития в учреждениях показывает, что расходы на создание системы профессионального развития влияют на прогресс учреждения в долгосрочной перспективе.
Несмотря на разнообразие методов обучения и повышения квалификации работников, принципами создания системы профессионального развития должны стать стратегические цели учреждения, индивидуальные интересы работников и сопоставления затрат и полученного эффекта от результатов привлечения новых знаний в производственные процессы.
Следует уделять тем больше внимания образованию работников, чем более низкое положение в организации и в обществе и более низкий уровень образования они имеют.
Система профессионального развития руководителей, специалистов и служащих в учреждениях более эффективна при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков.
Чтобы повысить ответственность кадров и заинтересовать их в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результата повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.
Специалисты в области управления персоналом утверждают, что не существует одного универсального метода обучения - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ представляет собой сочетание разных приемов подачи материала.
Выбор вида и формы процесса обучения должен определяться конкретными условиями, в которых учреждение образования функционирует и целями, которые должны быть достигнуты с помощью процесса обучения. [1]
С точки зрения менеджмента показатели эффективности зачастую имеют качественный и/или субъективный характер, слабо формализованы, однако помогают руководителям сфокусироваться именно на том, что действительно важно.
Список литературы:
Алешин Д.Н. Экономическое обоснование эффективности инвестиционных проектов в организациях на основе применения эконометрического метода интервальной оценки. Автореф. дисс. канд. экономических наук. – М.: МШТУ им. Н.Э. Баумана, 2014 г. — 16 с.
Гапонова О.С. Направления повышения трудовой мотивации персонала современных организаций: сб. науч. раб. / Науч. ред. В.П. Кузнецов, Ф.Е. Удалов. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2016 г. — С. 25-30.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017 г. — 501 с.
Злыгоев В.Ю. Формы морального и материального поощрения работников организации и их роль в мотивации труда // Инновационная наука и современное общество: сб. ст. Междунар. науч.–практ. конф., 21-22 авг. 2013 г. / БГУ. — Уфа, 2016г. — Ч. 2. — С. 74-85.