Совершенствование профессиональных компетенций учителя – важный фактор успехов школьников
Совершенствование профессиональных компетенций учителя – важный фактор успехов школьников
«Во всем преуспеть дано не каждому! Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью»
Каждому человеку, вне зависимости от его возраста и рода деятельности, присуща мотивация как система содержательно - смысловых особенностей личности, обеспечивающая реализацию целей и стремлений, идеалов и интересов, в том числе и познавательных потребностей этого человека. Присваивая фразу кипрского учителя Эвантия Поятзи, вслед за ним утверждаю, что «творчество и свобода—самые сильные образовательные инструменты», и это касается как учителя, так и ученика. Как только на Земле появился первый учитель, вопрос о росте и развитии его профессиональных компетенций стал одним из приоритетных для тех, кому интересен прогресс общества, базой для которого была и остается общеобразовательная школа.
Шагала школа сквозь тысячелетья,
И предпочтенья в ней менялись много раз.
Но роль учителя ведущей оставалась
В общенародной школе всякий день и час.
Если методологию преподавания определить как особую ветвь компетенций школьного учителя, тогда в воспитательно-образовательном процессе наиболее важными для учителя становятся умения, представленные мной в виде смарт-пирамидального списка, подчеркивающего взаимосвязь основных компонентов современной учительской компетентности. [1]
Пирамида компетентностей современного учителя представлена ниже:
Фундаментом такой пирамиды компетентностей, на мой взгляд, является стремление самого педагога к профессиональному росту и личностному совершенствованию. Наряду с обучением в рамках онлайн-тренингов, практикумов и вебинаров, уже дважды повышала квалификацию на базе федерального образовательного центра «Сириус». Такой формат КПК интересен мне наличием конкурсного отборочного этапа, во время которого учителя-соискатели предъявляют для оценки предметное портфолио, мотивационное и рекомендательное письма, выполняют вступительное практическое задание.
Умение стратегического планирования считаю системообразующей компетенцией, требующей от учителя навыка подбора такого учебного материала, чтобы каждый ученик смог освоить базовые понятия, термины, новые формулы. Применяемые на уроке педагогические технологии, учитывая не только компетенции и возможности учителя, но и личностно-психологические особенности обучающегося, делают учебное занятие по физике информационно-насыщенным, деятельностно многоплановым, эмоционально ярким. При освоении новой темы в 10-11 классах (углубленный курс) часто использую приём «Я знаю…», когда ученик, реализуя технологию опережающего обучения, доводит до остальных учащихся класса уже изученный им материал по новой теме. [2]
Так работают мои ученики, осваивающие программу внеурочной деятельности «От архимедова винта до коллайдера». Применение технологии опережающего обучения, предложенной Лысенковой С.Н. еще тридцать лет назад, и сегодня обеспечивает осознанное восприятие школьником учебного материала, укрепляет обратную связь «учитель-ученик», ускоряет формирование универсальных учебных действий, воспитывает образовательную самостоятельность ребенка. Так же, как известные ученые, считаю, что «опережение – результат хорошо продуманного, организованного процесса обучения» [3, с. 37]
Поэтому в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования в курсе «Физика: от познания к деятельности» использую систему заданий, развивающих умственную самостоятельность и познавательную активность школьников. Компетенции в подборе, подготовке таких заданий, работа над которыми позволила бы каждому ребенку получить удовлетворение не только от процесса познания нового, но и от затраченных на это усилий стали результатом пройденных в Сириусе КПК.
Реализация умения стратегического планирования проявляется, в том числе, при разработке презентаций к урокам. На интерактивном слайде, фото которого представлено ниже, учащимся предлагается не только информация для записи (запоминания), но и вопросы, актуализирующие знания; приводятся определения по теме, рисунки или схемы для постановки проблемных вопросов.
Такие сопровождения уроков служат глубокому усвоению нового материала, позволяют школьникам самостоятельно оценить уровень своих знаний, способствуют формированию естественнонаучной грамотности.
Ежегодная результативность работы с одаренными и склонными к освоению физики детьми, несомненно, прибавляет практического опыта учителю, совершенствует его профессиональные компетенции. Ниже представлены некоторые результаты участия старшеклассников в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ имени В.И. Вернадского (2021 год)
В какой бы предметной области не работал учитель, вопросам воспитания он уделяет время в урочной и внеурочной деятельности. Эта работа ведется индивидуально, и, кроме эффективного коммуникативного взаимодействия, обеспечивает воспитание патриотизма, привитие духовно-нравственных ценностей ребенку. Результат такой работы в 2021 году – диплом победителя Международного литературно-художественного конкурса.
Именно планирование векторов профессионального роста учителя, выбор способов их реализации с учетом специфики образовательного учреждения дает развитие не только учителю, но и приносит рейтинг образовательной организации. Педагогической позицией считаю убежденность в том, что лишь мотивированный к профессиональной деятельности учитель может обеспечить успехи школьников в познании окружающего мира, побуждая ребенка к глубокому и многогранному изучению физики – фундаментальной естественной науки.
«Смысл жизни в том, чтобы найти свой дар. Цель жизни в том, чтобы отдать его.» Пабло Пикассо
/data/files/i1641506275.jpeg (780x1040)
Источники информации
1. Компетенции современного учителя /статья/ режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/top-8-professionalnyh-kompetenciy-sovremennogo-uchitelya
2. Технология перспективно-опережающего развития/реферат/режим доступа: https://infourok.ru/referat-tehnologiya-lisenkovoy-perspektivno-operezhayuschee-obuchenie-1675699.html
3. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя/ С.Н. Лысенкова, М. Просвещение, 1988, 192 с.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Куликова Ирина Геннадьевна
Спицына Любовь Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна