Советы учителя-логопеда на родительском собрании.

1
0
Материал опубликован 18 November в группе

Советы учителя-логопеда на родительском собрании.


Уважаемые родители и коллеги! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о следующих вещах:

-что же такое речь;

-кто такой логопед, чем и в каких случаях занимается с детьми;

-что мы имеем в виду, говоря о речевой готовности детей к школьному обучению;

-как предостеречь от некоторых ошибок при раннем обучении детей чтению.

Речь-исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций. Основная функция речи-это коммуникация, то есть-общение.

Другими словами, речь-это способность грамотно, внятно и понятно излагать свои мысли для окружающих, как в разговоре, так и на письме.

Говорение и слушание-это устная речь.

Чтение и письмо-это письменная речь.

Устная речь-это основа письменной речи. Чтобы успешно овладеть письменной речью в процессе школьного обучения, надо в дошкольный период позаботиться о развитии, а при необходимости-и коррекции устной речи ребенка.

Коррекцией, то есть-устранением недостатков устной речи детей и подготовкой детей к овладению в дальнейшем письменной речью в дошкольный период занимается логопед.

Неправильно понимать работу логопеда только как специалиста по вызыванию звуков.

Умение правильно произносить речевые звуки-это еще не речь. Если ваш малыш выучит иностранный алфавит и несколько десятков слов, это же означает, что он овладеет иностранным языком.

Логопед-это специалист по развитию (или в некоторых случаях-по формированию):

-словарного запаса (лексикона)-накапливаем слова,

-фонематического слуха-учимся слышать звуки,

-грамматического строя речи-составляем из слов предложения,

-звукопроизношения-учимся произносить звуки,

-связной речи-составляем из предложений рассказы,

-слоговой структуры слова,

-звукового анализа.

В норме, из всего перечисленного обучать ребенка надо только звуковому анализу. Все остальное формируется у малыша постепенно, в ходе естественного общения и взаимодействия с окружающим миром.

К сожалению, вариант нормы встречается далеко не всегда.  Количество детей с речевой патологией год от года только увеличивается.

В зависимости от состояния речи, логопед работает с одним ребенком только над коррекцией звукопроизношения (логопедическое заключение, или дислалия-«косметический» дефект, который не приводит к ошибкам на письме-дисграфия),  с другим-над звукопроизношением и фонематическим слухом (логопедическое заключение ФФН-фонетико-фонематическое недоразвитие-приводит к специфическим ошибкам на письме), с третьим-над звукопроизношением, фонематическим слухом и грамматическим строем речи (логопедическое заключение ОНР-общее недоразвитие речи, это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи).

Работа над словарным запасом, грамматическим строем и связной речью входит в структуру всех логопедических занятий. Ведь их цель-это вырабатывание грамотной, красивой речи у каждого ребенка и речевой готовности детей к началу школьного обучения.

Говоря о речевой готовности детей к началу школьного обучения, мы в первую очередь, имеем в виду готовность каждого ребенка к успешному овладению грамотой, то есть чтением и письмом.

Остановимся подробнее на перечисленных ранее основных направлениях логопедической работы.

Фонематический слух-это слух, данный ребенку в норме от рождения. Он обеспечивает восприятие звуков родного языка, формируется, в норме, до двухлетнего возраста. Фонематический слух-это способность:

-определять наличие звуков в слове (хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «С»);

-различать слова, похожие по звучанию, с одинаковым звуконаполнением (сорт-трос-рост);

-различать слова -паронимы (отличающиеся одним звуком): коза-коса, кон-конь, бочка-почка и др). Для грамотного чтения и особенно письма (потому что мы пишем так, как сами себе проговариваем) важно, чтобы с ребенком (при необходимости) была проведена работа по дифференциации звуков, то есть по умению отличать данный звук от звуков, близких по звучанию или по способу образования. Наиболее часто требуют такой работы группы свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ), звуки р-л. Данный этап работы необходим, если ваш малыш вместо слов «Саша» и «сушки» произносит «шаша», «саса», «щуски», вместо «Лариса»- «ралиса», вместо «птичка»-«пчичка». Это лишь наиболее яркие примеры звуковых замен. А точно определить объем работы может только специалист.

Грамматический строй речи-это совокупность форм словоизменения и способов построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка. Следите за тем, чтобы ваши дети правильно строили предложения, чтобы слова в предложениях «дружили», чтобы дети правильно употребляли предлоги, падежные окончания. Наиболее часто у детей нарушается употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа. Чтобы закрепить правильный речевой навык, поиграйте с ребенком в игру «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, задача ребенка-видоизменить название, произнося его во множественном числе. Вот как это выглядит на практике.

Взрослый: у меня один карандаш (календарь, стул, снегирь, сухарь и т.д)-а у тебя много карандашей (и т.д).

-В лесу не одно дерево (пень, птица, зверь), а много…деревьев (и т.д). Обратите внимание на употребление ребенком сложных предлогов «из-за», «из-под».

Звукопроизношение. Говоря о звукопроизношении, в первую очередь давайте определимся в понятиях.

Звуки-это то, что мы слышим и произносим.

Буквы-то, что мы видим, можем прочитать и написать, но не услышать.

Звук на письме обозначается буквой.

Только опираясь на эти понятия, можно обучить ребенка звукобуквенному анализу, объяснить, почему в слове «конь» 4 буквы, но 3 звука. Поясним: буквы-к, о, н, мягкий знак, но звуки-к, о, нь, ибо мягкий знак звуком не является. При работе над звукопроизношением очень важен этап автоматизации звука, постепенное, последовательное введение его в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Работа над звукопроизношением считается законченной только тогда, когда ребенок правильно произносит вызванные звуки в обычной речи, не задумываясь о том, как он говорит. На этом этапе работы главные помощники-родители, так как только вы можете контролировать речь ребенка вне детского сада. Обратите внимание на следующий момент. Если у ребенка нарушено только звукопроизношение, а все остальные вышеперечисленные компоненты в норме-это не приведет к нарушению чтения и письма (дислексии и дисграфии). К сожалению, нередкие случаи, когда у ребенка с нормальным звукопроизношением оказывается нарушенным фонематический слух. В этом случае на письме появляются специфические ошибки, которые требуют логопедической коррекции.

Связная речь-самый сложный вид речевой деятельности. Это способность четко, понятно и грамотно формулировать свои мысли и знания как при ответе у доски, так и на бумаге, в сочинении, изложении. Свободное владение связной речью невозможно без достаточного словарного запаса и знания грамматической системы языка.

Слоговая структура слова. Для правильной речи и грамотного письма важно умение правильно произносить длинные сложные слова и сочетания слов. Например, «велосипедист», «экскурсовод», «шлагбаум», «водопроводчик» и многие другие.

Имейте в виду: если человек неправильно произносит слова, то обычно он их и неправильно пишет. Обращайте внимание на слова, имена и отчества, которые даются ребенку с трудом, и отрабатывайте их по слогам.

Уважаемые родители, не торопитесь учить со своими малышами буквы! Знание ребенком букв не обеспечивает ему умения читать, ведь единицей чтения является слог, а не буква.

Запомните следующий алгоритм действий. Сначала учимся слышать звук-затем учимся произносить звук-только потом учимся с ребенком соответствующую букву. Не надо учить букву, пока аналогичный звук не исправлен. Этим вы закрепите неправильное произношение или доже можете вызвать его.

Правильно, чисто, логично, доступно и красиво излагать свои мысли-наука сложная, но необходимая всем. Это очень важно для обучения, поскольку главное назначение речи то, что она является способом взаимодействия ребенка с окружающим миром, способом его познания. ​​​​​​​Будьте внимательны своим детям и у вас все получится. Желаю удачи!


Комментарии
Комментариев пока нет.