Современная детская литература в формировании жизненных приоритетов подростков
Современная детская литература в формировании жизненных приоритетов подростков
В настоящее время, когда современные подростки живут в ситуации нестабильности, разноплановости ценностей, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Ребенок должен прожить многие приятные и неприятные моменты жизни, получить опыт сопереживания. Только тогда у него сформируется какая-либо ценность.
Чтение же, является мощным инструментом в формировании нравственных ценностей подростков, способствующим их духовному и моральному развитию. В процессе погружения в литературные произведения молодые читатели сталкиваются с множеством жизненных ситуаций, которые позволяют им осознать те или иные сложные вопросы. Книги способствуют развитию сочувствия и критического мышления, предоставляя возможность примерить на себя различные роли.
Литература отражает культурные и этические нормы общества, заставляет подростков переосмысливать свои убеждения и ценности, предлагает альтернативные пути мышления. Читая литературные произведения, подростки учатся различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Всё это способствует формированию личных моральных ориентиров, которые помогут подросткам в будущем принимать обоснованные решения в реальной жизни.
Таким образом, чтение становится не просто источником информации, но и важным элементом воспитания нравственных качеств, укрепляя основы подрастающего поколения и подготавливая их к взрослой жизни, наполненной ответственностью и уважением к окружающим.
Современный подросток живет в мире, насыщенном информацией и технологическими инновациями. Это поколение, ставшее свидетелем стремительного развития интернета, социальных сетей и мобильных устройств, формирует уникальный тип мышления, отличающийся многозадачностью и гибкостью.
В этой ситуации литература в воспитании подростков имеет огромное значение. Под руководством учителя подросток, погрузившись в мир художественных произведений, может извлечь нравственный урок, который окажет влияние на дальнейшее становление его личности.
В наше время полки книжных магазинов переполнены современной подростковой литературой различных жанров. Но наиболее интересными и понятными для подростков-учащихся являются такие произведения, которые затрагивают сложные вопросы морали, дружбы, любви и идентичности. Рассмотрим следующие из них.
Объектом исследования в рамках этой статьи стала фантастическая повесть «Время всегда хорошее» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.
В повести Оля, живущая в 2018 году, и Витя, живущий в 1980 году, меняются местами и начинают искать путь каждый в свое время. Перед подростками возникает множество проблем, для решения которых они научатся понимать и прощать другого человека.
Читая повесть, мы видим, что Оля и Витя меняются: Витя – пионер, отличник, председатель совета отряда и сын партийного работника в итоге понимает, что дружба гораздо важнее, чем пионерские организации, Оля получает необходимые нравственные уроки, осваивает умение находить удовольствие в общении с друзьями на природе.
При изучении данного произведения подросток может переосмыслить роль компьютера, интернета и человеческого общения в своей жизни, произведение учит уважать членов своей семьи, не пасовать перед трудностями, быть добрым и отзывчивым.
Екатерина Вадимовна Мурашова - практикующий детский психолог, работающий в обычной поликлинике. В цeнтрe сюжeта её пoвecти «Kлacc кoppeкции» — учащиеся из 7Е класса – «клacca кoppeкции», где учатся дети cо cлaбым интeллeктyaльным paзвитиeм, физичecкими нeдocтaткaми, пcиxoлoгичecкими и нeвpoлoгичecкими зaбoлeвaниями и oтклoнeниями. С приходом в 7Е класс новенького мальчика Юры жизнь peзкo мeняeтcя. В ходе повествования Юpa сближается с одноклассниками и бepeт их c coбoй в фaнтacтичecкий пapaллeльный миp.Пoбeг yчeникoв 7Е, коррекционного класса, в фaнтacтичecкий миp пoмoгaeт coxpaнить им дyшeвнoe paвнoвecиe и вpeмeннo иx иcцeляeт.
Постепенно и дети, и взрослые герои повести понимают, что «трудные дети» не нуждаются в «коррекции», они, в большинстве своем, нравственно здоровы, нормальны; «больны», ненормальны взрослые: так называемые родители, педагоги, бросающие детей, антипедагогично зачисляющие «в отбросы» десятки так или иначе не угодивших им детей.
Следующий современный автор, пишущий книги для подростков - это Тамара Михеева. Одной из таких книг является повесть «Когда мы остаемся одни».
Повествование начинается с развода семьи. Это событие оказывает довольно сильное влияние на дальнейшую судьбу героев повести. Жизнь Янки, от лица которой ведется повествование, кардинально меняется. Результатом оказывается переосмысление героиней собственной предшествующей жизни.
Повесть «Мальчики не плачут» является дебютной для писательницы Ирины Мышковой. Повесть «Мальчики не плачут» - точный портрет современного школьника, который окружен суровой опекой родителей.
Главный герой повести Лёша Жидков живёт в обычном провинциальном городе и ходит в обычную школу. Лёша – круглый отличник, у него почти нет друзей, но никто и не обижает его в классе. Семья у Лёши тоже вполне типичная – мама, папа и бабушка. Однако мальчик совсем не счастлив в своей обычной семье. В один из дней Лёша не смог вернуться домой после уроков.
В финале повести нет изображения счастливой семьи, есть лишь надежда, что герои смогут пройти свой путь к дому и обрести наконец счастье. В центре внимания книг Дины Сабитовой находится ребенок-сирота, его внутренний мир (переживания, мысли, надежды). Книга Сабитовой «Где нет зимы» - это книга о детях, жизнь которых меняется в одночасье. Паша и Гуль – главные герои повести, живут в семье, до которой никому нет дела. Их семья – это бабушка и мама, которая часто исчезает из дома. Но когда бабушка умирает, у детей остается единственная перспектива – это детский дом. В свои 13 лет Павел становится взрослым, самостоятельным, заботится о сестре, борется за свою, пусть и маленькую, но семью, за то, чтобы остаться в этом мире вместе с единственным родным человеком.
Обращаясь к актуальным темам, современные авторы помогают подросткам осознать свою роль в обществе и выбрать жизненные ориентиры. Таким образом, детская литература становится мощным инструментом для формирования системы ценностей у подрастающего поколения.
В начале 2023-2024 учебного года среди 15 учащихся 9Б класса Каширинской средней школы было проведено анкетирование, направленное на выявление читательских интересов учащихся
Анализ результатов анкетирования показал, что всего 33 % обучающихся (5 человек) читают книги, при этом 100% обучающихся (10 человек) нечитающих книги на вопрос: «Почему вы не читаете книги?» ответили: «Это скучно».
100 % учащихся, читающих книги (5 человек) увлекаются фантастикой, книги читают по желанию несколько раз в неделю, предпочитают читать печатные книги, потому что «так удобнее».
На вопрос: «Слушаете ли вы книги?» 100 % учащихся (15 человек) ответили утвердительно.
На вопрос: «Что на Ваш взгляд лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?» 80 % учащихся (12 человек) ответили: «лучше посмотреть фильм – экранизацию», остальные предпочли прочитать книгу.
Во второй четверти 2023-2024 учебного года в 9Б классе мною, совместно с учителем русского языка и литературы был проведен урок внеклассного чтения «Значение дома в жизни человека» на основе произведений Ирины Мышковой «Мальчики не плачут» и Дины Сабитовой «Где нет зимы».
Подводя итоги проведенного урока, можно сделать вывод, что большинство учащихся 9Б класса правильно поняли смысл произведений Сабитовой и Мышковой.
В конце урока подростки пришли к выводу о том, что никакие материальные блага не заменят семью, дружбу, любовь. И, если перед началом урока некоторые имели совершенно противоположное мнение, то к концу урока произошло переосмысление ими некоторых жизненных ценностей.
Современная подростковая литература становится не только источником знаний, но и окном в мир эмоций и чувств. Подростки, погружаясь в сюжеты и судьбы героев, учатся сопереживанию и анализу ситуаций, что крайне важно в период, когда они сталкиваются с многочисленными вызовами и переживаниями. Литература помогает им осмысливать свои чувства и находить конструктивные решения для своих проблем.
Литература выполняет не только развлекательную, но и образовательную роль, поддерживая и вдохновляя молодое поколение в их стремлениях найти смысл и свою нишу в этом огромном мире, сформировать жизненные приоритеты.