Статья «Современные инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

0
0
Материал опубликован 20 January 2023

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.


           Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог

К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача

педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной

музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень

эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их

самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию

требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит

коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ».

Ещё в древние времена педагогам было известно, какие огромные

возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в

интеграции различных видов художественной деятельности. Вдумайтесь, ещё Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают её и наполняют её

красотою и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью

восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм. Игровое творческое развитие ребёнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Мы знаем, что существуют музыкальные методы и приёмы, которые мы можем спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками, (даже не имея музыкального образования).

А сейчас я познакомлю с некоторыми инновационными технологиями,

которые я применяю в работе с детьми. Стихотворение «Весёлый телеграф»:

(всем раздаются деревянные палочки, которыми отстукивается ритм на

слова «тук да тук»).

Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлёт; тук да тук, тук да тук,

Что весна уже идёт; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг тук да тук, тук да тук,

Что подснежники цветут; тук да тук, тук да тук.

О чём поёт воробышек в последний день зимы?

«Мы выжили, мы выжили, дождались мы зимы».


Современный метод моделирования

музыкального языка и он позволяет в доступной форме показать и дать

возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных

средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные,

темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых

жестов: прихлопов, притопов.

Мы с вами приступаем к приёму который называется свободное

модулирование музыкальных инструментов.

ИГРА-СКАЗКА К. ОРФА «ПРИШЛА ВЕСНА».

Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА

Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!

КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА

Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.

Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.

БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК

Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал

дождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ

Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными

лапами длинные-длинные норы-коридоры.

ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ

Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ

и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,

они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.

И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК

И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что

пришла весна.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет

учебный процесс, он живёт на занятиях вместе с детьми, помогает и

радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при

которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет

комфортно и педагогу, и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать

страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут весёлые и

раскованные. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это: коммуникативные танцы.

Вовлечение ребёнка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные

и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной

динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического

интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и

речевые)

Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей

заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст

находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:

● развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

● «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены

движений);

● повышают общий уровень организации ребёнка.

● направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.


«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного

двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих «дирижёров». Данная форма направлена на развитие

● координационной свободы движения,

● чувства ритма,

● внимания,

● ансамблевой слаженности,

● способности к двигательной импровизации.


Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как

музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично

декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться. Что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую

артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и

тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя

заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и

выражением.

Например: стихотворение «Весенний телеграф»

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

● звучащие жесты и музыка моего тела.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ - это первые инструменты, которые всегда под

рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музыцирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это игры со своим телом, на поверхности своего тела.

А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых

играх анатомические звуки, это известный приём, который помогает детям

представить звучание окружающего вас мира вокруг.

● шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рождённая из

шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что

природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно

воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками,

ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание

ребёнком тесной связи себя и природы – основная цель игры.


Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование

детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

● музыкальность,

● тембровый слух,

● тонкость восприятия,

● ассоциативность,

● художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и

присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться

педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь,

видоизменяясь, обогащаясь, остаётся в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому

творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий.

Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на

практике позволяет добиться следующих результатов:

● удаётся создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

● удаётся попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

● музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Поскольку данный материал является доступным и в то же время

привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом

можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную

патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях

ЛИТЕРАТУРА

Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель».

– М. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004г. №1с.9-25,

№2с.18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14.

Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»-С-П.

Ленинградский областной институт развития образования.2004г.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М: Просвещение. 1983г.

Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка».

Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.