12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Конюхова57
2

Современные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в условиях дошкольного логопункта

Современные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в условиях дошкольного логопункта

Аннотация: в статье представлен опыт работы по организации эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях дошкольного логопункта.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, учитель-логопед, семья, современные формы взаимодействия.

Роль родителей в формировании основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка является приоритетной (согласно федеральному закону «Об образовании в Российской федерации», ст. 44 п.1). Именно родители своим непосредственным участием закладывают основы будущих достижений ребенка. Переоценить роль родителей в развитии ребенка невозможно. Это касается и речевого развития, речевых навыков, формируемых в процессе коррекционных занятий с учителем-логопедом. Перенос навыка в новые условия возможен только при активной позиции семьи и вовлеченности родителей в коррекционный процесс. Это значит, что одной из целей работы учителя-логопеда является эффективное взаимодействие с родителями.

Как же выстроить общение с родителями в условиях дошкольного логопункта?

Традиционные групповые формы работы – участие учителя-логопеда в родительских собраниях, консультирование, наглядная информация в групповом помещении, - недостаточно эффективны и применимы, ведь из всей группы логопункт посещают около 30% детей. В то же время учитель-логопед работает с детьми из разных групп, а значит, должен поучаствовать в нескольких родительских собраниях соответственно тому, сколько групп охвачено работой логопункта.

В таких условиях более эффективными представляются подгрупповые формы работы с родителями (собрания, консультации, мастер-классы и др.), на которые приглашаются только те родители, чьи дети посещают логопункт. И здесь снова возникает трудность: при современном темпе жизни многие родители не имеют возможности принимать участие в мероприятиях, проводимых в детском саду в рамках рабочего времени учителя-логопеда.

В своей работе я широко использую заочные и дистанционные формы взаимодействия с родителями.

Заочными формами взаимодействия с родителями можно считать тетради детей, раздаточные информационные материалы, а также использование мессенджеров и соцсетей.

У ребенка, посещающего логопедические занятия в условиях логопункта, обязательно должна быть тетрадь для домашних заданий, в которой применяется система поощрений за хорошо выполненное задание: наклейки, пиктограммы и т.п. Ребенку всегда приятно получить награду за работу, увидеть результат, это мотивирует его, придает сил и энтузиазма. А родители благодаря тетради имеют представление о том, на каком этапе работы находится ребенок, какие виды заданий ему доступны, а какие вызывают трудности.

Раздаточные материалы (буклеты, карточки, книжки-малышки, мини-брошюры и прочее) дают возможность родителям освежить знания, полученные на собрании или мастер-классе. Непосредственная информация хорошо воспринимается, но уже спустя несколько дней имеет тенденцию забываться. К тому же в процессе применения полученных знаний возникаю дополнительные вопросы. Вот здесь и помогают дополнительные материалы на бумажном носителе, принесенные домой и изученные без спешки в спокойной обстановке.

Приведу пример. Учитель-логопед провел очный мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике. Как правило, большинство родителей пассивно смотрят, как выполняет упражнение педагог, некоторые пробуют сами выполнять упражнения, но даже если не получается, они не задают вопросов, ведь это нормально – стесняться неудачи или некомпетентности. Однако в дальнейшем, дома, пытаясь выполнить эти упражнения вместе с ребенком, родитель понимает, что половину нюансов он забыл, и боится научить ребенка неправильно. И тут на помощь приходит буклет с подробным описанием упражнений, полученный на мастер-классе. Он под рукой, его не надо искать в интернете, к тому же это надо просто вспомнить, а не изучить вновь.

Такие памятки будут еще эффективнее, если к ним приложит руку ребенок: раскрасит картинку, соединит пунктирное изображение, дорисует недостающие детали и прочее. Тогда есть еще больше шансов, что материал не потеряется, а будет лежать в специально отведенном месте в коллекции с другими материалами в виде своеобразного портфолио достижений ребенка.

Невозможно представить современное общение без соцсетей и мессенджеров. И учитель-логопед может использовать этот ресурс для эффективного взаимодействия с родителями. Здесь возможно создание групп для обсуждения общих вопросов, а также личное общение. Часто учителю-логопеду трудно добиться от родителей явиться на консультацию, но при помощи мессенджера специалист может донести до родителя необходимую информацию, в том числе в формате видеоролика, демонстрирующего фрагмент занятия, упражнение или артикуляционный уклад, - то, что мы хотим ПОКАЗАТЬ родителю с целью закрепления дома.

Дистанционные формы взаимодействия – это он-лайн мероприятия, которые во многом заменяют привычные очные формы работы. Они стали знакомы нам благодаря самоизоляции в период карантина. Специалисты, освоившие программы и приложения для видеоконференций, могут эффективно использовать их при проведении он-лайн мастер-классов, консультаций и других мероприятий для родителей.

Подводя итог, хочется сказать, что за последние 5 лет работа с родителями значительно изменилась, но не утратила своей актуальности и значимости, а значит, специалистам следует идти в ногу со временем и использовать для контакта с родителями все возможности.

Список используемой литературы:

Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед. - 2005 N 5.

Бачина О.В., Самородова Л.Н.   Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006. 

Саголакова, Н. П. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Чебоксары. :Modern education development theory techniques and practice, 2016. URL:https://interactive- plus.ru/en/article/112762/discussion_platform (дата обращения: 02.02.2017).

Свободина, Н. Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения. Логопед. – 2007. – N 2. – С.4-9.

Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда.-  Дошкольное  воспитание. 1998. № 3.

Рыжова, Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми
нарушениями [Электронный ресурс] // Ярославский гос. пед. ун-т имени К.Д.

(дата обращения: 22.01.2017). Ушинского. 2010. URL: http://cito- web.yspu.org/link1/metod/met86/met86.pdf



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.