12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Евгеньевна Клочкова87
Что бы быть хорошим преподавателем нужно любить то что, преподаешь и любить тех, кому преподаешь
Россия, Ставропольский край, с. Курсавка
0

Современные образовательные технологии, используемые при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла.

Слайд 1.Современные образовательные технологии, используемые при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла.


Сегодня я хочу обсудить с вами те образовательные технологии, которые эффективно используются при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла.

Для начала следует вспомнить, что же такое образовательная технология. Слайд 2. Технология – это такое построение деятельности педагогом, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение этой последовательности предполагает достижение необходимого результата и имеет некий прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий. но, к сожалению, никакие инновации последних лет не дали ожидаемого эффекта. Причин такого явления немало. Слайд 3.Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация большинства педагогов, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными. По сути, каждый педагог – творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологий невозможно без творчества.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приёмы. В этом случае следует говорить об авторской технологии данного педагога. Причем педагог даже сам не всегда может осознать, что является автором технологии. Чаще всего считает это просто своим индивидуальным педагогическим почерком.

Предлагаю вам рассмотреть образовательные технологии подробнее в плане их применения на уроках биологии.

Слайд 4 .Начнем с технологии «проблемного обучения». Такое обучение основано на получении обучающимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение законов физики, правил правописания, математической формулы или способа доказательства геометрической теоремы.

«Проблемное обучение» включает такие этапы, как:

осознание общей проблемной ситуации,

ее анализ, формулировку конкретной проблемы,

решение (выдвижение и обоснования гипотез, последовательную их проверку),

проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема, то есть скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

Если говорить о применении такой технологии на уроках биологии, то любая тема, которая основывается на уже имеющихся знаниях, может изучаться именно таким образом.

Приведу пример. Слайд 5 Анализирующее скрещивание изучают после основ моногибридного скрещивания. Обучающиеся уже знакомы с законом единообразия и законом расщепления. Исходя из этого, перед студентами ставится задача выяснить генотип особи с доминантным признаком. Ребята сами предложат варианты скрещиваний и определят варианты потомков, обоснуют подбор партнера и, с помощью преподавателя, сделают соответствующие выводы, а затем решат подобные задачи, используя самостоятельно полученный алгоритм. При таком подходе обучающиеся точно запомнят, что такое анализирующее скрещивание и как объясняются его результаты. Конечно, педагог должен заранее продумать план урока, те наводящие вопросы, которые он будет задавать студентам, но усилия в данном случае оправдываются полученными результатами.

Слайд 6 Следующая технология – «разноуровневое обучение». Предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различны в группах, что дает возможность каждому обучающемуся овладеть материалом учебной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.

Главная идея технологии состоит в том, что если каждому ребенку отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.

Слайд 7. Если же говорить о применении элементов этой технологии на уроках биологии, то, при изучении темы Генетика, есть масса возможностей. Как правило, при решении простейших задач на моногибридное скрещивание уже выделяются обучающиеся, которые справляются быстрее и успешнее других, а также те, кому требуется помощь. В этом случае можно подобрать задачи разного уровня сложности, организовать взаимопроверку, взаимопомощь. Те, кто легко справляются, с удовольствием объясняют своим одногрупникам учебный материал и алгоритм решения задачи, а если их к этому стимулировать, то эффект становится еще более ощутимым. Кроме того, эти ситуации позволяют выявить талантливых обучающихся, способных к проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 8. Технология «проектного обучения». В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Цель «проектного обучения» состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников,

учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач,

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения),

развивают системное мышление.

К сожалению, следуя общей тенденции внедрения «проектного обучения» в образовательных организациях, многие педагоги начали называть проектами любые самостоятельные работы обучающихся. Что в корне неверно.

Слайд 9. Если внимательно изучить все ключевые аспекты технологии, которые вы видите на экране, то станет ясно, что проект нельзя создать за несколько минут на уроке. Работа над проектом – это сложный и длительный процесс, как правило, межпредметный, предусматривающий развитие метапредметных компетенций. Такая технология скорее подходит для внеурочной деятельности.

Слайд 10. В нашу образовательную деятельность уже прочно вошли информационно-коммуникационные технологии. И студенты, и преподаватели активно используют различные гаджеты и компьютеры как для поиска информации, так и для её обработки и хранения. Учебные аудитории активно оснащаются интерактивными досками, интерактивными столами.

Наглядность теперь все больше на экране, а не в природе. Компьютерные технологии позволяют показать то, что в природе мы наблюдать не сможем. Например, моделирование процессов митоза и мейоза, кроссинговер, синтез белков, удвоение ДНК и другие. То есть процессы, происходящие на молекулярном и клеточном уровнях, недоступные для наблюдения в живой природе.

Слайд 11. В последнее время, как технология, сформировалась «кейс- технология». Хотя практические ситуационные задачи в процессе обучения применяются уже давно, кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения обучающихся анализу разных видов информации, её обобщению, а также навыкам формулирования проблемы и выработке возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Слайд 12. «Кейс-технология» (метод) обучения – это обучение действием. Технология предусматривает последовательные стадии работы с кейсом. Которые вы можете видеть в презентацмм

Слайд 13. Я приведу пример, как можно применить эту технологию пошагово на уроках при изучении темы «Генетика»: Ситуация: на приём в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного из супругов.

Вспомогательные материалы, которые пока скрыты от обучающихся:

правила построения родословной

информация о членах семьи обоих супругов

Кейс-стадии.

Первый шаг: сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. В данном случае проблема в том, что существует вероятность рождения больных детей.

Шаг второй: выявите и запишите основные причины ее возникновения. В семье есть проявление этой болезни.

Шаг третий: проблема переформулируется в цель.

Определить вероятность рождения больного ребенка.

Шаг четвёртый: причины становятся задачами. Выявить родственников, имеющих заболевание, и определить их место в родословной.

Шаг пятый: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий, то есть шагов по ее решению, В данном случае разрабатывается система вопросов к семейной паре, определение и связывание элементов генеалогического древа.

Шаг шестой: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время на выполнение мероприятия. В данном случае использование компьютерной программы или построение генеалогического древа на листе бумаги.

Шаг седьмой: Анализ родословной и определение вероятности рождения больного ребенка, представление результатов.

Таким образом, в данной технологии отрабатывается умение составлять и анализировать родословную, а также повторяются закономерности наследования признаков. Но самое главное, обучающиеся понимают, где и как они могут применить свои знания.

Слайд 14. Итак, мы с вами познакомились с несколькими образовательными технологиями, которые могут повысить эффективность и результативность учебного процесса. Рассмотренные технологии позволяют учитывать и использовать психофизиологические личностные особенности обучаемых, осуществлять деятельностный подход в обучении биологии, применять новые формы взаимодействия обучающегося и преподавателя.

Не следует использовать все технологии сразу и на всех уроках. Как правило, отдельные элементы технологий на разных этапах урока могут быть более эффективным. Всегда учитывайте общий интеллектуальный уровень обучающихся, материально-техническую базу, то есть возможности образовательного учреждения, и возможные риски. Слайд 15.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.