Современные образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в реализации ФГОС НОО
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
Конкурсные материалы.
Автор статьи: Одинцева Юлия Владимировна, учитель начальных классов
МАОУ «Центр образования №7» ГО Нижняя Салда, Свердловская область.
Тема: «Современные образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в реализации ФГОС НОО»
Введение
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». (Президент РФ В.В. Путин)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Одним из направлений педагогической деятельности учителя начальных классов является создание условий для формирования УУД, соответствующих ключевым целям начального общего образования. Без применения на уроках современных педагогических технологий нельзя обеспечить такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одним из эффективных методов формирования УУД является технология проектирования, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Во время адаптационного периода первоклассников остро встают вопросы ценностно-смысловой ориентации обучающихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. У некоторых обучающихся наблюдается внешняя мотивация к учению, когда на первый план выходит общение со сверстниками и привлекательны только внешние атрибуты учебной деятельности. Также для обучающихся первого класса характерен низкий уровень самостоятельности и саморегуляции поведения в учебном процессе. Проблема адаптации ребенка определяет тему моего исследования: «Проектирование, как основа развития личности обучающихся в рамках реализации ФГОС».
Требованиями государственной политики в сфере образования, реализацией приоритетного национального проекта «Образование» обусловлено одно из направлений педагогической деятельности - совершенствование процесса преподавания предметов НОО и обеспечение высокого качества организации образовательного процесса в системе личностно-ориентированного обучения с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Целью педагогической деятельности учителя является создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников посредством современных образовательных технологий, в частности технологии проектов.
Технологии продуктивного обучения, как условие развития личности обучающихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Из опыта работы
Моя деятельность основана на принципах личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании детей. Обеспечение высокого качества образовательного процесса осуществляется за счет технологий продуктивного обучения.
Проектное обучение в моей работе основано на активном использовании форм и методов, позволяющих получить положительные эмоции от участия в создании проекта и общения. Результатом проектной деятельности является увеличение количества творческих исследовательских работ. Организация проектной деятельности обучающихся обеспечивает формирование УУД, в том числе и личностных УУД, воспитание ответственности за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.
Погружение первоклассников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому моей первой задачей было организовать педагогические условия, которые способствовали бы развитию у детей самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Для этого с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. В этом плане использую следующие приёмы: создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование. Применяю игры-занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: развитие умений видеть проблемы, развитие умений выдвигать гипотезы, развитие умений задавать вопросы.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающей технологией.
Немаловажным фактором в организации проектной деятельности является – создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной.
Исходя из собственного опыта, хочу отметить, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. Обучающимся начального общего образования трудно определить цели и задачи учебного проекта, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача педагога. Главное при этом – заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Очень важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом, информацией. Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Таким образом, работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Так в радостной атмосфере совместного сотворчества, организуя работу над проектом, решаю задачу развития творческой и коммуникативной активности. Наши родители участвуют в проектах: «Семейное генеалогическое древо»; «Наши семейные традиции»; «Великая Отечественная война в истории нашей семьи»; «Семейные реликвии», «Космос: Время. События. Люди», «Мои родные работают на космос». Для эффективной работы в режиме проектного обучения мною была создана авторская программа организации проектной деятельности и разработаны методические рекомендации для родителей и обучающихся.
Для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса эффективно использую и другие современные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Исследовательское обучение формирует ключевые компетенции (учебно-познавательные, информационные, личностного самосовершенствования, коммуникативные). Ведущее место во внеурочной работе занимает краеведческо-поисковая и природоохранная деятельность, которая способствует формированию навыков исследования и поиска причинно-следственных связей. Исследовательские проекты моих воспитанников отмечены грамотами и дипломами на областном и региональном уровне. Темы научно-исследовательских проектов: «Почему желтеют листья?», «Заповедный уголок Кедровая роща», «Как посадить и вырастить дуб», «Замкнутая экосистема в банке».
Диалоговое обучение дает позитивный социальный опыт, в результате которого успешно формируются навыки продуктивного сотрудничества. В рамках реализации проектной деятельности создаю условия для приобретения обучающимися опыта межличностного взаимодействия. На уроках систематически использую работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Такие виды деятельности помогают научить детей слушать и слышать друг друга, т.е. то есть развивают коммуникативные УУД.
Технология проблемного обучения применяется в комплексе с другими технологиями (проектного, исследовательского, критического мышления) и позволяет формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Включать обучающихся в деятельность можно также через проектные задачи. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.). Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет обучающимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основном общем и среднем образовании.
Дифференцированный подход в обучении позволяет мне проводить индивидуальные занятия, давать разноуровневые задания, дополнительные задания творческого плана на дом для детей и их родителей, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся и заинтересованность родителей в учебной деятельности детей. На уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Акцент в своей деятельности я делаю на сохранении и укреплении здоровья детей. Здоровьесберегающая технология применяется в виде валеологических, динамических пауз, электронных физминуток, выходов на природу, экскурсии по родному городу, все это позволяет, сохранить позитивные тенденции в развитии здоровья учащихся, позволить им получить полный курс качественного образования.
В своей работе я использую систему инновационной оценки портфолио. В классе создано портфолио класса и индивидуальное портфолио каждого обучающегося. Каждый ребенок имел возможность выразить свое отношение к разным сторонам образовательного процесса через включенность в разнообразную деятельность, как учебную, так и внеурочную. Дети собирают грамоты, дипломы, удостоверения фестивального движения «Город Мастеров», делают подборку своих наиболее ярких и значимых работ в течение учебного года. Просматривая в конце учебного года свои достижения, мы с обучающимися подсчитываем баллы всех участников, заполняем лист фестиваля «Путь к успеху», дети оценивают результаты своей работы в течение учебного года. Успехи, результаты своих достижений обучающиеся презентуют не только в учебной, но и внеклассной деятельности.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся. Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения более верными и ответственными.
Для более эффективного использования своего рабочего времени и достижения высоких результатов, обучающихся в деятельности, повышения их мотивации к учению я использую в своей деятельности, интегрированные уроки. Эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти уроки будят в ребятах желание творить. Для меня как для учителя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Инновационные модели - целенаправленно организованные ситуации, работа в группах, ролевые и деловые игры помогают сплочению детского коллектива. Создание ситуации выбора в учебной и внеурочной деятельности способствует проявлению инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося.
Сегодня современное образование не возможно представить без дистанционных образовательные технологий и электронного обучения. Но есть ряд противоречий. На уровне начального общего образования учебная деятельность, самостоятельность выполнения действий только формируется, в то время как дистанционная форма обучения предполагает, что ученик владеет некоторыми учебными действиями. Обучение должно развивать деятельность младшего школьника. Поэтому меру сложности заданий должен устанавливать учитель в соответствии с индивидуальными особенностями развития обучающихся. Огромную роль имеет выбор информационного ресурса, работа на образовательных онлайн-площадках. Вводить элементы электронного обучения нужно поэтапно, начиная с первого класса.
Заключение
Быстро меняющиеся социальные условия, ритм жизни и требования образовательных программ ожидают от детей и подростков готовности к принятию большого объема материала, организованности, максимальной реализации своих возможностей; раскрытие своего творческого потенциала. Это возможно благодаря созданию системы организационно-педагогических условий формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной и другим социально-значимым видам деятельности. Ведущим аспектом в педагогической деятельности является эффективное использование современных образовательных технологий, направленные на воспитание всесторонне развитой личности и решение важных задач, стоящих перед системой образования в нашем обществе. Результативность, успешность применяемых технологий зависит и от профессионально-личностной компетентности педагога. Технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих воспитанников. А.А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Любая технология ещё не гарантия успеха. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, освоившего ту или иную технологию, основным ориентиром будет познавательный процесс и его состояние в развитие. Учитель – это творец, психолог, профессионал. И то какую личность мы формируем, в каком обществе мы будем жить, зависит от нас с вами, уважаемые коллеги. Будущее выбираем сегодня мы с вами, сейчас и здесь!
Литература
- Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
- Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
- Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения http://www.school2100.ru/
- Соловьёва Т. И. Современные педагогические технологии в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 684-686
- Сухов В.П. «Системно-деятельности подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М.Ю. Демидова и др. Под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. «Просвещение», 2011
- Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38