12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колесникова Наталья Сергеевна29
0

Современные подходы к формированию общекультурных компетенции студентов

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

аркадакский филиал

государственноГО АВТОНОМНОГО профессиональноГО

образовательноГО учреждениЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»





ДОКЛАД

по воспитательной комиссии на тему:

«Современные подходы к формированию общекультурных компетенции студентов»









Подготовила мастер п/о:

Колесникова Н.С.











Апрель, 2020 уч. год


Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Общекультурную компетентность относят к базовым компетентностям специалиста. Ее значимость в процессе формирования современного профессионала связана с тем, что она, в отличие от других компетентностей, носит более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональная компе­тентность может быть недолговечной (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то общекультурную компетентность человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на ее основе свой новый профессиональный облик. Активную жизнедеятельность человека, а также его умение ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни определяет именно общекультурная компетентность, она создает гармонию внутреннего мира и отношения с социумом.


Общекультурные компетенции  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

   Компетентность включает следующие аспекты:

смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

        Человек имеет общекультурную компетенцию, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

    Существует множество способов формирования общекультурных компетенций.   Приоритет отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение студента по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.


Как и в любых других техникумах, в нашем техникуме есть замечательные традиции. Приверженность к традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Праздники в техникуме являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют студентам радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Обычно, каждый год, в нашем техникуме организуются определённые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Сюда относится конкурс чтецов, конкурс стенгазет, музыкально-литературные композиции, военно-спортивные игры, соревнования и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию навыков общения не только с одногруппниками, но и другими обучающимися техникума. Конкурсы дают возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста, чтеца. Подобные мероприятия и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одногруппников.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Формы реализации развития общекультурных компетенций в техникуме.

встречи с ветеранами войны

посещение Музея

спортивные праздники «День защитника Отечества»

уроки мужества

просмотр видеофильмов


Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная деятельность, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности, сформировать общекультурные компетенции.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.