Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
В связи с воздействием человека на природу в науку вошли и
получили широкое распространение понятия «антропогенный
ландшафт» и «культурный ландшафт».
Одна из первых классификаций ландшафтов принадлежит В. П. Семенову-Тян-Шанскому, который по степени воздействия человека все пейзажи (так он называл ландшафты) подразделял на следующие: первобытные (девственные); полудикие (слабо затронутые влиянием человека); культурные (преобразованные);
дичающие (частично самовозобновляющиеся в результате упадка
человеческой культуры); одичавшие (с возобновлением всех эле-
ментов первобытного ландшафта).
После В. П. Семенова-Тян-Шанского было предложено много классификаций, мы же ограничимся делением геокомплексов на три группы (что характерно для Северо-
Западного региона России):
Естественные (с ненарушенным строением). Эти комплексы могут посещаться человеком, а также находиться под влиянием соседних измененных комплексов. Но все эти внешние по отношению к комплексу влияния не изменяют его структуры.
Измененные (с нарушенным строением). К этой группе относятся, во-первых, антропогенно:естественные комплексы, т. е. возникшие под воздействием человека например, пойменные луга, которые образуются на месте вырубленного у реки леса.
Во-вторых, к этой группе относятся антропогенно-восста- навливаемые комплексы, т. е. находящиеся в процессе своего восстановления. Так, сосновый зеленомошный лес, возникший под влиянием человека (вырубка коренного леса, пожар), через некоторое время превращается в ельник-зеленомошник, который является зональным типом для данного района.
В-третьих, в эту группу входят антропогенно-деградируемые комплексы, формирующиеся при разрушении окультуренных (преобразованных) геокомплексов. Процессы, разрушающие структуру окультуренного комплекса, - это эрозия, засоление, заболачивание, возникновение развеваемых песков и т. п.
Так, на Северо-Западе России в отдельных местах наблюдается зарастание лесом заброшенных пашен и суходольных лугов.
Окультуренные (преобразованные) - целенаправленно измененные. Это главным образом урочища и фации, в основном соответствующие сельскохозяйственным типам использования земель: пашни, культурные пастбища, сады, насажденные леса и парки, плантации и т. п.
Целесообразно различать три понятия: «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование». Антропогенными по происхождению являются преимущественно простые геосистемы - фации, урочища и реже местности (группы урочищ). Применительно к геосистемам более высокого ранга лучше использовать понятие «антропогенное изменение» (ландшафты, округа, провинции и т. п.).
Антропогенно-преобразованными могут быть только культурные ландшафты. Ю. Г. Саушкин дал следующее определение этому понятию: «Культурным ландшафтом называется такой ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение предметов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием».
В пределах культурного ландшафта обычно выделяют участки трех типов:
Продуктивное ядро ландшафта - участок интенсивного технологического воздействия (поля, сады, виноградники и т. п.).
Рекреационная микрозона - парки, зеленый пояс, используемый для отдыха населения, коллективные сады и т. п.
Заповедная территория - условно неизменные природные комплексы с ненарушенной структурой. Главный отличительный признак этой территории - полный запрет хозяйственной деятельности.
Каково должно быть соотношение между тремя структурными частями культурного ландшафта? Ответить на этот вопрос нелегко. Д. Л. Арманд считает, что около 90% территории земли, которая может быть освоена, следует отвести под сельское хозяйство и эксплуатируемые леса, 9% -под рекреацию, около 1% - под заповедники.
По типу использования ландшафтов, а следовательно, и направленности антропогенного изменения их можно разделить на три группы:
Сельскохозяйственные ландшафты - это ландшафты, измененные в процессе сельскохозяйственного труда населения (растениеводство, животноводство и другие отрасли). Под влиянием человека естественный растительный покров в них заменяется полевыми и луговыми культурами, а также фруктовыми садами, пасеками и т. п. Все это существенно изменяет природную геосистему. Особенно сильно трансформируется тепловой и водный режим территории. Так, испарение и сток в сельскохозяйственных ландшафтах происходит интенсивнее, чем на территориях, покрытых лесом. На полях задерживается меньше влаги, но тепловой обмен выражен ярче, поскольку приток радиации на поверхность больше, чем в лесу. Это оказывает влияние на деятельность микроорганизмов, характер процессов почвообразования и др.
Лесохозяйственные ландшафты - это ландшафты, измененные в процессе лесопользования. Наименее нарушены геосистемы, в которых преобладают леса, имеющие водоохранное, почвозащитное значение.
Горнопромышленные ландшафты - это ландшафты, измененные в результате добычи полезных ископаемых, главным образом открытым способом. В геосистемах происходит коренное изменение литогенной основы ландшафтов, почв, растительности.
Кроме указанных групп, по типу использования выделяются также следующие виды антропогенных ландшафтов: водохозяйственные - используемые в целях ведения водного хозяйства и из меняемые в процессе мелиоративного строительства; рекреационные - используемые и изменяемые в процессе организации отдыха населения; застроенные территории - геосистемы городов и сельских поселений.
Геотехническими называют системы, в которых в составе единого целого функционируют элементы природы и техники, контроля, регулирования, управления. Данный подход сформулировался на основе изучения взаимодействия крупных гидротехнических сооружений с ландшафтами прилегающих территорий (водохранилища ГЭС и ландшафт, каналы и ландшафт).
Вопросы и задания
1.Какую классификацию ландшафтов предложил В. П. Семенов-Тян-Шанский?
2.Приведите примеры геосистем, антропогенных по происхождению, антропогенно-измененных и антропогенно-преобразованных.
3.Что такое культурный ландшафт?
4.Что называется геотехнической системой
Самые красивые ландшафты мира
Генератор ландшафтов как в Minecraft
Аэросъемка и инспектирование сельскохозяйственных полей
Чем богаты: леса Прикамья. Восстановление леса
Горнодобывающая и металлургическая промышленность
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций