12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конева Наталья108
Россия, Орловская обл.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

Конева Наталья Юрьевна 

​​​​​​​воспитатель структурного подразделения

Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Созвездие Орла»

e-mail: natalya.koneva.1975@mail.ru

Не секрет, что культура поведения является помощником в процессе общения любого человека с другими людьми, обеспечивает его психологическое благополучие, хорошее самочувствие и достаточно успешную жизнедеятельность. В первую очередь с нормами поведения, привычными в обществе, ребенок знакомится в семье и детском саду.

         Определенные нормы поведения нужны ему, чтобы вступать в взаимосвязь с людьми и хорошо ощущать себя в различного рода ситуациях. Естественно, социальные нормы и правила базируются на уважительном и тактичном отношении к личности любого члена общества. В таком случае, ребенок с малых лет приучается к полезному и правильному.

         В свою очередь, перед учителем должна стоять главная цель – помочь школьнику научиться строить коммуникации, опираясь на эти нормы и правила современного этикета.

         В дальнейшем, в процессе обучения школьник должен усваивать определенные эталоны поведения. Научившись этому, ребенок сможет дать анализ своему поведения в согласно общепринятым нормам. Подросток дает оценку своей личности в соответствии с другими членами общества. К этому моменту у школьника образуются знания правил поведения, и он приходит к осознанию его нравственной и эстетической основы. Надо отметить, что обучение нормам этикета происходит в нужной последовательности:

 - знание этикетного правила;

 - осознание его разумности и необходимости;

 - умение применять его практически;

- эмоциональное переживание от его выполнения.

Учитель в процессе обучения и воспитания беспрестанно формирует у учеников поведение, достойное норм этикета, другими словами, правильное, нравственное, эстетическое, и для этого педагог обращается к разнообразным организационным формам: занятия, игры, беседы, режимные моменты в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Кроме того, для того чтобы обучить школьников этикетному поведению, нужно обеспечить некоторые условия:

 - позитивный настрой ребенка;

 - пример взрослых;

 - связь с семьей.

В данном процессе используются методы, которые помогают реализации школьником верных поведенческих действий (приучение, упражнение, провокационные ситуации), методы, приводящие в действие позитивные поступки ребенка или же наоборот, помогают избежать негативных поступков (пример для подражания, поощрение), а также словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа).

Вся воспитательная работа по обучению правилам этикета базируется на главных принципах воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой находятся знания правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); во взаимодействии педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности; с оглядкой на возрастные и индивидуальные особенности детей; в условиях следования единым требованиям всех взрослых людей, воздействующих на ребенка.

Большое количество литературы посвящено этикету. Каждый член общества имеет право развиваться, чтобы его можно было назвать гармоничной личностью, чтобы при любых обстоятельствах уметь вести себя как полагается. Школьник обучается культуре с помощью дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Мы не можем говорить: я буду делать то, что захочу. Если в обществе придерживаться этого правила, что можно не понять, что значит уважение людей, которые находятся рядом с нами, что такое привязанность и любовь родных.

Реальность такова, что мы не осознаем, что в простых отношениях между людьми использование бестактности, грубости или показного равнодушия не только ухудшает самочувствие, но и открывает опасные последствия – вносит раздор в общество. Таким образом, становится очевидным, что вежливость – это намного больше, чем обычное следование существующих между людьми норм поведения. Также ее можно назвать зрителем культуры чувств. В свою очередь, формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, проходят трансформацию совместно с развитием общества. По этой причине в наше время одни формы имеют практический смысл, другие - чисто символический.

Школа и учитель ставит перед собой такую важную цель, как воспитание дисциплины школьников, которым вскоре нужно будет проявлять себя в труде и брать на себя ответственность за последующее развитие страны. Учитель должен не только стоять во главе учебно-воспитательной работы в учебном заведении, но и согласовывать действия родителей, которые ведут к развитию у школьников определенной ответственности по отношению к труду, правильной организации их свободного времени.

Нормы поведения встречаются повсеместно– как в обществе, так и в коллективе. Несмотря на это, они имеют небольшие различия. Все зависит от обстоятельств, в которых взаимодействуют люди. В наше время есть нормы, о которых даже не подозревали раньше. Если научить школьника этим нормам, он превратится в отличного человека. Наше общество многообразно И в нем существуют люди, не способные соблюдать принятые правила поведения. И они позволяют себе такое поведение, в котором им комфортно, не переживая о том, каково окружающим делить с ними стол или оказаться вместе в театре.

Есть и такие, которые проявляют способность к правильному поведению, но внутри у них есть мысль, что эти правила поведения не слишком нужны, но их создали назло детям какими - то скучными взрослыми. Трудно признавать, но в обществе можно встретить часто грубое посягательство учащегося на нормы дисциплины, существует безразличие к осознанному выполнению требований , теряется связь между основами социальных норм и антисоциальными поведенческими проявлениями, Это случается по причине того, учитель недостаточно хорошо принимает во внимание по отношению к проблеме воспитания дисциплинированности школьников.

Учащиеся слишком немного знают о нормах и правилах поведения между людьми, о морально - психологическом климате трудового коллектива, об этикете служебных отношений, и они часто выбирают непосредственность. В это время школа, перед которой стоит все больше задач с развитием общества, выступает в качестве гарантии культурного, нравственного развития граждан. Академик Д.С. Лихачев, в свое время, сказал, что «человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга».

Список литературы:

 1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).- Екатеринбург: «АРД ЛТД», 2018.

 2. Школьнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов/ И.Н. Курочкина.- М.: Просвещение, 2017.

 3. Козлова С.А. Мой мир. Социальное развитие школьника: советы родителям. -М. «Линка-пресс».2019.

Электронные ресурсы:

4. Необходимость обучения правилам этикета школьников. Режим доступа:  https://infourok.ru /

 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.