Статья «Традиционная мифопоэтика в современной притче и ее роль в воспитании личности»

1
0
Материал опубликован 12 December 2018

Традиционная мифопоэтика в современной притче и ее роль в воспитании личности.

 

      Введение.

        Современный человек, осмысливая мир вокруг себя и собственную жизнь привык говорить о том, что все преходяще, что веяния времени меняют его собственные взгляды, как стихия исторических событий разрушает тысячелетние памятники. И кажется, что нет ничего вечного, прочного, из того что создал сам человек. Особенно ощутимо это при оценке истории духовной культуры, невероятного разнообразия направлений в искусстве, философских школ. В современном мире это проявляется еще и в невероятном многообразии субкультур. У каждой оригинальная духовная платформа, набор символов, средства идентификации свой-чужой. Вдруг оказывается, что, чем больше человек стремится к реализации своей индивидуальности, через поиск общности с другими, тем чаще он себя чувствует одиноким и слабым. Отсюда невероятная роль социальных сетей в жизни современного человека: там создается иллюзия дружеского окружения, востребованности.

         Но среди этого калейдоскопа, предлагаемого современной культурой, сохраняются устоявшиеся веками формы, которые может услышать и понять каждый, независимо от национальной и культурной принадлежности, пола и возраста, образования и социального положения. Таким культурным столпом является притча. Это слово, обозначающее в переводе с греческого «бросать рядом», превратилось в название необыкновенного литературного жанра, который позволил бросить семя добра в души многих, обратившихся к Богу, найти свой, близкий смысл в иносказании. Присутствие второго, символического смысла, позволяет выразить глубочайшие истины о мироздании через простые, узнаваемые формы и образы. Их доступность и сюжетная незамысловатость позволяют без страха взглянуть на самые глубочайшие философские истины, в познании которых люди редко доходят до конца.

         Актуальность выбранной темы основана на том, что, во-первых, притча в современной православной культуре занимает достойное место, продолжая оставаться не только востребованным литературным жанром, но и целостным выражением духовной концепции; во-вторых, притча общекультурна, ее содержание универсально, а, значит, способствует объединению людей, что особенно важно в для нашей страны, большой и многонациональной; в-третьих, в притче заключена многовековая традиция, которая всегда служит опорой обществу, особенно в ситуации реформ и преобразований, поиска собственного пути; в-четвертых, притча является самой демократической формой познания, потому что предлагает не конкретный рецепт, а направление пути для продвижения к истине.

1.     Притча объединяет религии и культуры

      Объем информации, которая сыплется на все органы чувств современного человека, притупляет остроту восприятия. Нам просто не по силам столько запомнить, понять и принять к сведению. Но тем и полезна притча, что она ориентирует не на готовое восприятие чужой мудрости, а на поиск собственного пути к ней. Поэтому именно притча стала одной из основных форм проповеди во всех мировых религиях и традиционных культурах. С помощью притчи проповедники обращались к сердцу каждого человека, утверждая принципы духовного развития, справедливой организации общественной жизни, уважительного отношения к окружающим. Истории, рассказанные притчами в разных религиозных конфессиях имеют схожих героев или близкие сюжетные ходы.

           Так, например, схожи библейская притча о блудном сыне и буддийская история об обедневшем вдали от семьи человеке, принятым своим отцом без всякого презрения. Но уже на уровне притчи проявляется идейное различие. Если для библейского отца сын дорог тем, что после греховной жизни, раскаялся, то для буддиста важно, что, прежде, чем открыться, неузнанный отец воспитывает его трудом и честностью, ибо «постепенно должны быть воспитываемы души людей для высших истин». (5, с.207)

         Но в осознании основополагающих понятий все религии близки, что иллюстрируют притчи. Мусульманская женщина спросила мулу, почему так трудно справиться со злыми мыслями. На что тот ответил, сравнив их с людьми: «Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: «Аллах, помоги мне одолеть свои страсти!» Таким же образом христианская притча объясняет, почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые столь непрочны. (1, с.38) Вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и растить в душе начатки добра, люди выставляют их напоказ и тем портят, а недостатки прячут в душе, там они растут и губят сердце человека.

2.     Герои притч.

         Герои и сюжеты евангельских притч нам хорошо известны. Этот жанр широко используется в Библии в целом. И сам Христос предпочитал говорить притчами. Кроме того, эти сюжеты были обработаны известными писателями или послужили источником вдохновения для живописцев. Но многие притчи стали достоянием фольклора, а, следовательно, важной частью каждодневного воспитания личности в семье.

        Героями притч часто становятся дети как воплощение изначальности человеческого восприятия, чистоты и правдивости. Ребенок в притче - неискушенный первозданный человек, своей простотой схожий не только с дикарем экзотических островов, но и с человеком до грехопадения. (1, с.49) Так, например, отец рассказал девочке историю об изгнании из рая Адама и Евы, на что послушная дочка отозвалась с порицанием, заявив, что сама никогда бы не ослушалась Бога. Но детское естественное любопытство победило, она нарушила запрет отца заглядывать в кастрюльку и выпустила из нее воробья. «Вот так и Ева не удержалась, чтобы не попробовать плод познания добра и зла», - сказал отец. История заставляет читающего задуматься о том, сколько же таких птиц, выпускает каждый, нарушая большие и малые запреты, прекрасно осознавая, в отличие от ребенка, все возможные последствия. 

         Искренность и полнота веры также вкладываются в уста ребенка. Ребенок, ничуть не сомневается в успехе религиозной церемонии, молебна о дожде. Он заранее открывает зонтик, вызывая порицание священника. Оказывается, малыш боится, что дома его накажут за промокшую одежду. Еще дождь не только не начался, даже тучи не собрались, молитву только начали творить, но искренность и глубина веры не позволяют мальчику усомниться в результате.

          Духовный труд в притчах показан не просто как нечто предпочтительное, но и как наглядное, материально выраженное и этим полезное. Притча рассказывает, что с наступлением зимы выпал снег, и трудолюбивый крестьянин, чистивший каждый день дорожку к дому, удивлялся, что его сосед успевал разгребать снег гораздо быстрее, чем он. Оказалось, что тот вообще снег не чистил, просто у него было очень много друзей, которые приходили к нему очень часто и утаптывали дорожку.

         Человек в притчах далеко не идеален, но в большинстве своем он стремится к совершенствованию, потому что осознает свою духовную неполноту и, одновременно, возможности, которые он не использует из-за лени и других слабостей. И хотя не всегда удается добиться высоких результатов, но само стремление похвально и примерно для других. Если в пустой горшок наливать мед, то со временем сосуд приобретет его запах и часть лакомства останется на донышке. Так и назидания остаются в душе, преисполненной стремления к добродетели. «Раз уж и моя матушка не станет сыпать перца в горшок, который пахнет медом, то и Бог не отринет тебя, если увидит в душе твоей ростки праведности» - утверждает герой притчи. (1, с.117)

3.     Проблематика притч.

        Обращаются притчи к разным темам, и одна из них - выбор пути, волнующий не только сказочных богатырей, но и каждого осмысленно идущего по жизни, и прежде всего тех, кто только начинает свой путь. Множество желаний и возможностей, соблазнительных, но часто иллюзорных ведут за собой разочарование в поставленных целях. Достигнув того, чему посвятил всю жизнь, человек часто чувствует себя неудовлетворенным не столько результатом, но и тем, что поставленная и решенная задача оказалась не стоящей затраченных усилий. Человек чувствует себя обманутым, и прожитая жизнь кажется бессмысленной. Притча рассказывает историю купца, стремящегося избежать соблазнов, увлекающих многих. Псы, пущенные за зайцем вернулись ни с чем, кроме одного, вернувшегося израненным, но с добычей. Он один видел цель, которую преследовал, а другие бежали за своим товарищем из азарта, но потом устали и вернулись ни с чем. (1, с.118) Чтобы ставить достойные цели, нужно ориентироваться на высокие идеалы, которые не может скрыть ни наслоение быта, ни туман лжи и иллюзорных ценностей. Христианская православная культура таких образцов знает множество, но вершина для каждого сам Христос.

           Многие притчи близки фольклорным сказкам и народным придания о Христе и апостолах, восходящим к апокрифам. Особенно это касается историй о встрече человека со смертью, а также жизни на том свете. Мысли о смерти для христианина имеют особенное значение. В отличие, например, от индуистской религиозной традиции, декларирующей идею реинкарнации - постоянного перерождения души в новом теле через Колесо Сансары, христианство утверждает вечное существование души как духовной сущности, сохраняющейся после смерти физического тела. Индуист уверен, что совершая добрые поступки и имея гуманные помыслы, можно с каждым новым перерождением улучшить свою карму. То есть жизнь можно несколько раз прожить, как бы на черновик, с каждым новым рождением приближаясь к совершенству.

          Православие дает человеку только один единственный шанс, по времени ограниченный рождением и смертью, поэтому смерть – итог такой же вечный, как и жизнь души. Понимая это, человек в притчах стремится отдалить смерть, чтобы успеть как можно более полно раскрыться с лучшей стороны, или хотя бы исправить совершенные ошибки и грехи. Поэтому старик в притче (1, с.39), ожидая возвращения смерти к утру, всю ночь сажает оливковые деревья, потому что людям «…и через двадцать лет захочется лампадку затеплить».

         Другой, убивший в молодости человека, сокрушаясь об этом всю оставшуюся жизнь, не только молится, но и строит тоннель, чтобы обезопасить путников в горах. Его упорный труд и желание искупить вину вызывают уважение даже у сына убитого им, который первоначально пришел к нему, чтобы отомстить, а потом воспринял его как сын духовный. Бог, в христианском понимании, наделил человека волей и свободой выбора, поэтому каждая христианская душа выбирает, что после себя оставить в мире.

         Отдельная тема, к которой обращается притча, это посмертное воздаяние за праведную жизнь или наказание по грехам. Картины рая и ада в притчах схематичны и отсылают нас к представлениям о рае, как о прекрасном саде, где человек не знает нужды в том, чего не доставало ему в земной жизни. Но вечное бытие души заставляет человека страдать и сомневаться даже после смерти. Он горюет от собственного несовершенства или продолжает мучиться не столько от гиены огненной и кипящих котлов со смолой, сколько от того, что снедало душу при жизни: зависти и злобы.

4.     Новые тенденции в интерпретации притчи.

         Современная массовая культура привнесла в интерпретацию притчи новые модные тенденции, которые, к сожалению, несут в себе тотально-ироническое отношение ко многим традиционным ценностям. Это приводит к недопустимому смещению и смешению основополагающих этических понятий и ценностей, таких как добро и зло, правда и ложь, любовь и предательство, жизнь и смерть. Создается иллюзия, что все при желании можно переиначить, пересказать наоборот и это будет стильно и «прикольно».

       Современный человек привык к общению в чатах, виртуальной смерти в компьютерной игре, ненастоящим новостям и сильно измененным фотошопом лицам. Многим теперь кажется, что настоящая жизнь совершенно не интересна, скучна, а человек несчастен от того, что примитивен, потому что не имеет суперспособностей, как у Людей-Х или других супергероев. Если раньше опорой человеку в ситуации разочарования в жизни и себе самом служили традиционные ценности, выраженные в том числе в народной мудрости, то современный человек мало знаком не только с народной культурой, но и с историей своей семьи.

       Иногда создается впечатление, что все это целенаправленно искажается, умаляется и переиначивается, чтобы унизить и умалить самого человека и Высшее духовное начало в нем. Для этого используется, в том числе и притча. Многим известна притча о том, как человек, беседуя с Богом, обратил Его внимание на то, что когда ему было в жизни легко, рядом с его следом шли другие следы, а когда было трудно, оставался только один след. На что Бог ответил, что это не человек шел, оставленный всеми, а сам Бог нес его на руках. В интернете можно встретить версию этой притчи, пересказанную на новый лад: человек, указавший на единственный след шагов тянувшийся по пустыни получает ответ от Бога: «Я на тебе ездил, сын мой!» В этих словах не просто ироничное переосмысление известной притчи, но и полное отрицание идеи духовной помощи, опоры, добра. Следуя невысоким вкусам обывателя поучительная история превращается в забавный анекдот. И этот пример неединственный…

Заключение.

         Несмотря на значительные перемены, происходящие в культуре, в ней остается самое главное – вера в Духовное основание мира и в высокое предназначение человека. Роль притчи в сохранении этой веры неизмеримо велика. Этому способствуют такие ее особенности как:

1)    общекультурные основания, опора на символы;

2)    универсальность с точки зрения содержания, т.к. притча опирается на бытовые, общечеловеческие события;

3)    притчи рассчитаны на людей с разным жизненным опытом, в том числе совсем небольшим;

4)    образы и сюжеты родственны народным сказкам, что изначально закладывает в них воспитательное содержани;

5)    их персонажи - среднестатистические личности, а совсем не волшебники и богатыри как в волшебных сказках, поэтому притчи более близки читателю;

6)    небольшой размер позволяет прочитать и осмыслить неподготовленному читателю, в том числе ребенку;

7)    жанр притчи активно используется всеми религиозными конфессиями, в том числе при непосредственном личном общении во время проповедей и бесед;

8)    содержание притч часто становится сюжетом произведений изобразительного искусства, что усиливает их воздействие и делает идею в прямом смысле наглядной;

9)    многие притчи носят юмористический характер, за счет чего их назидательное содержание не воспринимается как скучное;

10)                      притча, как история из жизни, рассказанная родственником или знакомым, заставляет не только эмоционально откликнуться, но и поразмыслить, наложив на события собственной жизни, провести аналогию;

11)                      притча является не просто мудростью, а указывает на путь к ней, это повествование о том, как герои пришли к тому, что стало их достоинством;

12)                      при небольшом объеме текста притчи - полноценные литературные произведения, с выразительными персонажами, конфликтами, живой речью.

        К притче нельзя относиться пренебрежительно, потому что именно ее выбрала себе в спутницы вышедшая из райского сада нагая Правда. Если верить притче…

Список литературы:

1.     Грошовые свечки. 116 христианских притч для чтения и размышления./Сост. Широченская А.Г.  - М: Триада. – 2008. – 204 с.

2.     Однажды. 100 христианских притч для чтения. /Сост. Крюкина О.П. – 2-е изд. – М: Триада.- 2008. -199 с.

3.     Корнаки М. Притчи из Корана. Женева: Русский раритет. – 1997.- 530 с.

4.     Притчи православия. Величайшие слова в мире. М: ЭКСМО. – 2011. – 348 с.

5.     Сидоров  С. Буддизм: история, каноны, культура. – М.: АСТ. – 2005. - 487 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.