Статья на тему «Современные технологии в работе педагога»
Требования современного общества, предъявляемые к подрастающему поколению, нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, по которому деятельность педагога направлена на предоставление возможности учащимся достичь определенных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность мотивации учащихся к обучению и целенаправленная познавательная деятельность – важные элементы данной категории результатов. Личностные результаты – это и овладение обучающимися системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, а также сформированность антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры [1]. Важной особенностью личностных результатов является способность ставить цели и строить жизненные планы, осознавать свою гражданскую идентичность в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, таких как регулятивные, познавательные и коммуникативные, способность их использовать в познавательной и социальной практике. Метапредметные результаты подразумевают под собой самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организацию учебного сотрудничества с педагогами и классом. Стоит отметить и то, что данные результаты способствуют построению индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [2].
Третья категория результатов – это предметные результаты. Они включают в себя освоение обучающимися, в ходе изучения учебного предмета, специфических умений для каждой предметной области и видов деятельности по получению нового знания. Преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [3]. Сюда же относится и формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, понятиями, различными методами и приемами.
Представленные результаты тесно связаны с современными педагогическими технологиями, являющимися кузницей данных продуктов.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, связанного с современными педагогическими технологиями, нужно определиться с тем, что мы подразумеваем под этими самыми педагогическими технологиями.
Начнем со слова «педагогические». Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека [4]. В данном определении имеются два важных понятия – воспитание и обучение. Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [5]. Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знаниями, умениями, навыками), формированию умения учиться, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов [6]. Технология - это слово в словосочетании «педагогические технологии» является главным. Что же подразумевается под ним? Технология – это практическое применение знаний и использование методов в производственной деятельности [7]. В нашем случае, в педагогической деятельности.
Опираясь на полученную информацию, приходим к следующим выводам. Когда мы говорим о воспитании, как одном из составных элементов педагогики, то под этим мы подразумеваем действие, действие целенаправленное, результатом которого является формирование личности. Личности, обладающей определенными параметрами, установленными обществом. Обществу нужна активная личность, принимающая участие в общественной и культурной жизни. Но для того, чтобы взаимодействовать в социуме, человеку необходимы знания, умения и навыки, к которым он приобщается в процессе обучения. В современном мире обучение направлено на организацию и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся и развитие творческих способностей. Результатом образовательного процесса должно стать формирование деятельностной личности, не ждущей новых знаний, а добывающей их. И вот тут мы обращаемся к следующему, главному слову, в словосочетании «педагогические технологии» - к технологиям. В педагогике технология – это способ получения/применения знания для создания определенного продукта или достижения определенного результата.
В учебном пособии по педагогике дано следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [8]. Исходя из данной формулировки, можно сказать, во-первых, педагогическая технология – это научное проектирование. В свою очередь проектирование – это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию этого объекта путем его детализации, дополнения, расчетов и оптимизации [9]. Во-вторых, педагогическая технология - это воспроизведение педагогических действий, направленных на создание продукта.
К современным педагогическим технологиям относятся:
- проблемное обучение;
- проектные технологии;
- технология критического мышления:
- информационно-компьютерные технологии;
- технология интеграции;
- технологии разноуровнего обучения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии и т.д.
В зависимости от интересов, умений и навыков каждый педагог выбирает ту или иную технологию. В независимости от выбора педагогических инструментов (технологий) цель должна быть одна – формирование всесторонне развитой, деятельностной личности.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19903
5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/252526
6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29865
7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. Н. Н. Марчук. — М.: Вече, ACT, 1999. — 528 с.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – с. 330.
9. http://belani.narod.ru/3/project.htm