Статья на тему «Современные технологии в дистанционном обучении»
Ура! Каникулы!
Вот и закончилась череда недель дистанционного учебного процесса. Мы попрощались с самой необычной четвертью и держим курс на 3 класс. В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, последний учебный день мы прожили, как и все предыдущие в полноэкранном режиме. Провели классный час, выставили оценки за четверть и за год, провели необходимые инструктажи, поговорили о коронавирусе и его профилактике. Шутили, смеялись, даже сочинили частушки, которыми я с вами скоро поделюсь.
Ходить на улицу нельзя бояться!
Каждый ставит знак препинания там, где считает нужным. Пандемия коронавируса – проблема, конечно, серьезная, но поддаваться панике не стоит. Статистика сообщает, что опасности подвергается старшее поколение, за которым пристально наблюдает Министерство здравоохранения. Пусть ученики отдыхают, смотрят мультфильмы, играют, гуляют, читают, высыпаются. У них же каникулы! К слову, каникулы стандартные. Но 1 сентября мы всех будем ждать в наших уютных и светлых классных кабинетах. Так сильно этого хочется.
Мы с трудом представляли себе дистанционное обучение, реализуемое в начальной школе. В нас боролись два человека: здравомыслящий и современный. Здравомыслящий утверждал, что младший школьник испытывает необходимость живого постоянного присутствия учителя и абсолютный контроль с его стороны. А современный твердил о необходимости развития и просвещения детей в области цифровых технологий.
Для реализации дистанционного обучения необходимы ряд возможностей, касаемых родителей ребенка. В первую очередь, это наличие технической возможности, которая, к счастью, есть у большинства горожан. Сельчанам пришлось сложнее, многие сетовали на качество интернет соединения. Во вторую очередь, как показала практика, возможность обратной связи, которая обеспечивала относительное усвоение знаний и контроль. Бедные наши дети, читали стихотворения наизусть, глядя в веб-камеру, не моргая, не шевелясь, чтобы мы не подумали, что они читают с учебника.
Дистанционное обучение, безусловно, имеет свои преимущества и недостатки. В сложившейся ситуации педагоги среагировали очень оперативно, все у нас под контролем. Истерик, паники, недовольства не было. Грех жаловаться на дефицит информации или нехватку опыта. Благодаря цифровым технологиям многие из нас прошли необходимое обучение, причем, бесплатное. Сеть пестрит вебинарами, курсами, тренингами. Поэтому, кто хотел, тот научился и взял ряд «фишечек» в свой арсенал работы. Приятно было наблюдать, как отреагировали на ситуацию платные обучающие платформы. Многие предоставили бесплатный доступ к урокам, учебникам, развивающим и тренировочным заданиям. Учитель только регулировал время, проводимое учениками за компьютером. Ведь по СанПину много нельзя! Основные предметы преподавались посредством онлайн трансляций, мы использовали Zoom. Для качественного урока необходимо предварительно подготовить презентационный наглядный материал, который мы виртуозно демонстрировали в ходе занятия. Многие открыли для себя великолепный Power Point, в котором можно работать не только с текстом и изображением, но и с аудио и видеофайлами. Презентацию легко озвучить, это умение пригодилось для того, чтобы отправлять презентации детям, у которых нет возможности подключиться к онлайн трансляции. Процесс крайне трудоемкий, но он обеспечивает стопроцентный охват аудитории. Мы должны донести знания абсолютно для всех обучающихся, вне зависимости от технических возможностей устройств их родителей. Дети, надо сказать, включились в дистанционную работу быстрее и безболезненней, чем их родители. Детям-то интересно все новое, они хотят знать, уметь, а потом родителей поправлять. Приятно наблюдать, когда ребенок сам подключился, настроил звук, изображение, умеет виртуально поднимать руку и принимать участие в демонстрации материала. Многие заинтересовались, как мы создаем презентации уроков, некоторые попробовали сделать проект урока самостоятельно. Вы бы видели, как горели глаза этих детей, чьи презентации мы использовали! Мотивация подкралась неожиданно, как говорится. Никто ни разу не опоздал, «голову дома не забыл» и отметку на двоих делить не пришлось. Что касается объективности отметок, то здесь акцент ставится на совести. Исходя из аналитических данных результатов контрольных срезов, мы понимаем, что они не совсем объективны. И причины таких результатов весьма прозрачны. В этом случае, на наш взгляд, дистанционная работа бессмысленна и неэффективна.
Современные технологии являются верным помощником в работе учителя, и не имеет значения, в каких классах он их практикует. Главное, чтобы все было в меру и к месту. Быть «продвинутым» пользователем обязан каждый педагог, чтобы в случае экстренной ситуации не растеряться и легко переключиться на другой формат с улыбкой. Для учеников мы являемся олицетворением знаний, надежным другом и советчиком. Детям нравится, когда мы разбираемся в современных гаджетах, играх, фильмах, музыке, когда мы находимся с ними «на одной волне». С таким педагогом всегда интересно. А когда интересно, то и знания усваиваются.
Подводя итог, можно считать, что дистанционные технологии не способны заменить очное обучение в классе, с доской и мелом, с друзьями и столовой, но вполне достойно открывают современное образование с новой, привлекательной стороны.
А теперь частушки, которые мы сочинили на итоговом занятии онлайн обучения:
Мы заразы не боимся,
В масках не нуждаемся.
Берегись, коронавирус –
Школьники кусаются!
Объявили пандемию –
Испугались взрослые.
В магазинах все скупили,
Лучше б руки чаще мыли!
У Ивана на печи
Мама жарит калачи.
У Ильи в квартире газ,
У меня крупы «Камаз»!
Раскупили всю лапшу,
Сахар разобрали.
И стоит пустой витрина,
Рад директор магазина!
Не поможет от болезни
Паника и спешка.
Нам советует физрук
Баню и пробежку.
Мы готовили к уроку
Признаки галактики,
А учитель нас спросил
Меры профилактики!
Я на музыке чихнул,
Думал, что болею.
Мне поставили укол,
Кашлянуть не смею!
Мы не ходим по кафе,
Не едим фаст-фуда.
Есть у мамы на плите
Вкусные три блюда.
Мы желаем вам здоровья,
Что бы вы ни думали.
Ведь болезни победить
Можно только с юмором!
Паненкова Ирина Михайловна
Волкова Светлана Ивановна