Современный урок географии с использованием интернет- ресурсов
Современный урок географии с использованием интернет- ресурсов
На сегодняшний день информатизация образования- одно из направлений государственной политики России в области образования.
Благодаря этому современная школа оснащается компьютерной техникой, имеется доступ в интернет. Создано множество федеральных порталов с электронными образовательными ресурсами, учителя активно общаются в порталах педагогических сообществ.
Мы живем в мире медиа- расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования – формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Ученики сегодня готовы к урокам с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи современные средства обучения существенно изменяют методы учебной деятельности благодаря тому, что имеют возможность показать явления в движении, развитии. Они несколько по- новому, организуют познавательный интерес, создают при определенных условиях эмоциональное настроение, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Ресурсы сети Интернет являются хорошей базой для создания информационно- предметной среды, образования и самообразования обучающихся, удовлетворения их личных интересов и потребностей.
Интернет на уроке географии как средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики.Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов.
В сети имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и обучающимся. Для интеграции интернет- ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru), информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window//edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ресурсов осуществляется на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал «Российское образование» (http://edu.ru).
На этапе подготовки модели урока использую ресурсы разработанные учителями и апробированные в школьной практике. При изучении физической гоеграфии в 6-7 классах использую материалы сайта http: //www.nat-geo.ru//, вместе мы путешествуем с ребятами по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты.
Сайт всемирно известного журнала National Geographic
http://photography.nationalgeographic.com/photography/ позволяет находить коллекции высококачественных и содержательных фотографий, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.
Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, например географический справочник http://geo.historic.ru/ и географическая энцииклопедия http://www.geoman.ru/.
Практическая значимостьэтих ресурсов для подготовки и проведения занятий по естесвенно- научным дисциплинам очевидна, т.к. география – предмет, призванный сформировать у детей образное представление о нашей планете, поэтому использование ресурсов Интернет необходимо. Экономическая география постоянно изменяется в части содержания изучаемого материала (меняются статистические данные, количество государств, их качественные характеристики), быстрее всего реагируют на эти изменения именно Интернет. Умение постоянно пользоваться им свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и обучающихся.
Урок с использованием ресурсов Интернета требует тщательного планирования и продумывания видов деятельности обучающихся в ходе занятия. Применять ресурсы сети Интернет- это источник дополнительной и актуальной информации. Необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке – фотопутешествия, статистические данные, он- лайн тесты, видео о природных процессах. Тогда можно сделать процесс обучения более эффективным.
Уроки с ипользованием Интернет – ресурсов открывают для ребят новые возможности, прежде всего для самообразования. Поиск информации в сети Интернет по грамотно поставленному заданию на уроке в настоящее время является необходимым условием для формирования информационной компетентности у обучающихся.
Анализируя свой опыт в использовании ИКТ на уроках, могу с уверенностью сказать, что введение новых информационных технологий и использование образовательных Интернет – ресурсов позволяют решать многие проблемы:
- учить детей житьв современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых различных проблем;
- интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках;
- расширять горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Проведение уроков с ипользованием Интернет – ресурсов позволяет применять такие формы обучения как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записями в тетрадях основных терминов. Поисковая работа побуждает обучающихся осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет – ресурсами, активизирует исследовательскую работу обучающихся.
Список литературы
Анненков В.В. Интернет – учителю географии. – М.: Институт географии РАН.
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в глобальных информационных сетях. – Школьные технологии.- 2000.-№6.-С.159-167.
Завьялова О.А. Формирование элементов информационной компетентностиучащихся на уроках с использованием интернет – ресурсов. – Интернет- журнал «Эйдос».- 2010.