12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болотская Ирина Ивановна31
4

Современный урок с точки зрения реализации проектно - технологической деятельности младших школьников по ГОС НОО

Современный урок с точки зрения реализации проектно - технологической деятельности младших школьников по ГОС НОО

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.  Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Что такое современный урок? Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, – актуальный, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Перед системой образования поставлена цель: обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Речь идет об общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся, обеспечивающем формирование такой ключевой компетенции образования, как «научить учиться». Ученик 21 века отличается от школьников прошлого столетия, и поставленные образовательные задачи ориентированы на достижение высокого уровня развития социальной компетенции, социального самоопределения, конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха. Поэтому современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество.

При подготовке к  современному уроку важен выбор технологии обучения, обеспечивающей формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов.

Достижение данной цели как нельзя лучше обеспечивает системно-деятельностный подход в процессе обучения, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Перед учителем начальной школы стоит задача: обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Ученик же должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

И я считаю, что одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной деятельности.

Работая над учебным проектом, убедилась в том, что можно выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Занимаясь проектной деятельностью, дети, начиная с планирования, поиска информации, вступают в контакт со сверстниками, родителями, учителями, учатся работать с разными источниками, при этом наряду с устной речью развивается и письменная речь, культура общения, коммуникативность.

С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось несколько тренировочных упражнений, направленных на формирование умений самостоятельно и совместно принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это постановка сказки по обозначенным ролям и т.д.

После того, как дети научились слушать и слышать своего одноклассника, принимать общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что ещё нужно дополнить?).

Учитывая, что дети в 1 классе еще маленькие, им было предложено выполнить дизайн – упражнения. Этот вид проектной технологии родился не случайно. Изучая тему «Хлеб - всему голова», мы решили выпустить свою маленькую книжку-малышку. В нее вошли пословицы, поговорки, загадки, рисунки о хлебе. Необходимо было еще оформить обложку к этой книжке и подобрать из стихотворений соответствующие слова. В этой работе нам оказали помощь родители, они же и помогли эту книжку презентовать перед ребятами и родителями классами. Дети получили огромное удовольствие.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, я учитывала, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес у учащихся и соответствовала возрастным особенностям детей.

У второклассников наиболее эффективно осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученики начинают представлять себя творцами. При изучении произведения о Родине, работали над созданием проекта «Город, где мы живем». Тип проекта: исследовательский. Дети были разделены на группы: историки, аналитики, умники, художники. Среди них были избраны старшие групп. С каждой группой проведены консультации, за которыми дети могли обратиться к учителю или родителям. Виды презентаций были различны: небольшие сообщения, сочинения-миниатюры, выпуск газеты, создание иллюстраций.

Отмечу положительные моменты работы над проектом.

Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.

Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.

Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со взрослыми.

Расширение кругозора учащихся.

Изменения в отношениях между учащимися.

В 3 классе при изучении произведений о Защитниках Отечества был создан проект «Памяти павших будьте достойны». Была поставлена проблема, определены задачи, составлен план работы, продумана презентация. То есть выполнены 5П проекта:

Проблема – Планирование – Поиск – Продукт - Презентация.

Для чего необходима проблема в проекте?

Основной критерий участия школьника в проекте – его интерес и желание. Я предоставляла учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы предлагала разделиться на группы, составляла группы переменного состава. Учащиеся могли сами поделиться на группы по желанию. Каждый член группы получил роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик чувствовал свою значимость для других, не остался в стороне. При выборе роли я помогла каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работая в группе, младшие школьники учились высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадало с мнением товарища, учились поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы готовилась инструкционная карту, в которой четко прослеживалась вся последовательность проектной деятельность, иными словами, алгоритм работы.

На уроках чтения, построенных по проектной технологии, в 4 классе использовала следующие виды: исследовательский (ученики ищут дополнительную информацию, анализируют ее, обобщают материал), словесное рисование (описывают внешний вид героев, природу), ролевые игры (инсценируют фрагменты, эпизоды текста), задания (готовят иллюстрации к произведениям, придумывают продолжение историй). Примером есть уроки: «Что за чудо эти сказки!», «Цветик-семицветик», «Басни Крылова».

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

Наблюдение за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации. После любого выполненного проекта предлагала ребятам произвести самооценку своей практической деятельности.

Полезно

Интересно


Моя работа

Общая работа

Таким образом ученики оценивают не только полезность данной деятельности, но

и, занимаясь самонаблюдением, оценивают свою работу, что очень важно для формирования самооценки, самоконтроля, саморазвития учащихся.

Участвуя в проектной деятельности, мои ученики научились:

Расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

Находить источник информации;

Извлекать информацию, относящуюся к теме;

Планировать работу над проектами;

Сотрудничать друг с другом;

Доводить начатое дело до конца

Реализуя проектную деятельность в начальной школе, я использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.