Современное образование - теория, методика, практика, и возникающие проблемы во время внедрения
«Современное образование - теория, методика, практика, и возникающие проблемы во время внедрения»
педагог-психолог
Джиоева Э.С.
г. Владикавказ
09.12.2021г.
Аннотация: В статье рассматриваются субъективные умозаключения автора, основанные на объективных фактах, по проблематике внедрения теоретических основ и практических методов современного образования в учебный процесс государственных систем: дошкольная система; школьная система; система профессионального образования; система дополнительного образования. В современных реалиях, события, происходящие в политической сфере, в медицине, мировой экономике и праве, диктуют свои условия развития общества, в том числе и образовательной системы. Наличие различных, эффективных методик образования, не имеет значения, если они не находятся в добротной и слаженной структуре, подкрепленной стабильной материальной и политической базой.
Abstract: The article examines the author's subjective conclusions based on objective facts on the problems of introducing the theoretical foundations and practical methods of modern education into the educational process of state systems: preschool system; school system; vocational education system; system of additional education. In modern realities, events taking place in the political sphere, medicine, the world economy and law dictate their own conditions for the development of society, including the educational system. The presence of various, effective methods of education does not matter if they are not in a sound and well-coordinated structure, supported by a stable material and political base.
В современных реалиях, происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни человека. События, происходящие в политических системах, в медицине, мировой экономике и праве, диктуют свои условия развития общества. Обычному человеку может показаться, что все изменения происходят в частном порядке и не имеют взаимосвязи между собой, однако в действительности все это носит комплексный и системный характер. Этот процесс подобен "эффекту бабочки", когда взмах крыла в одной части света, приводит к торнадо в другой. Вот что можно найти в словарях описывающих данный феномен: "Эффект бабочки» – это феномен, который характерен для хаотических систем. В основе действия лежит принцип теории хаоса, когда система, состоящая из большого количества деталей, участников, становится непредсказуемой потому, что все ее части могут складываться, перемешиваться в неожиданные для самой системы комбинации. Другими словами, любое изменение внутри системы непредсказуемо, как и сама система".
Способность отличить причину от следствия, может оказаться очень полезной, в быстроменяющихся условиях среды. Любители кинематографа, возможно, вспомнят диалог Морфеуса и Меровингена из кинокартины "Матрица: Перезагрузка". Там дано четкое определение важности причинно-следственных связей: "...Так уж устроен наш мир! В нём лишь одна постоянная величина и одна неоспоримая истина. Только она рождает все явления, действие, противодействие. Причина. Потом следствие".
Сейчас уже сложно определить причинно-следственную связь, например, такой новомодной форме обучения как "дистанционное образование". Еще года два назад стоял вопрос о переводе образовательных учреждений на "дистанционку", а потом вдруг и необходимость появилась - пандемия... Как удобно, и главное своевременно. Или все было не так?? Вопросов больше чем ответов...
Вот что пишет в одной из научных статей, автор Суворов С.Б. о политике и образовании:
"При изучении проблем развития образования в различные исторические периоды, в разных странах подавляющее большинство отечественных авторов фиксируют внимание на нескольких традиционных направлениях: законодательстве об образовании, структуре образовательных учреждений, материальной базе, содержании и методической стороне процесса обучения, подготовке и положении преподавательских кадров, качестве образования. Однако связь образования с политической властью рассматривалась в самом общем виде. Вопросы политической направленности образования, развития системы образования в связи с особенностями политической системы, государственного устройства, взаимодействия различных политических систем с образовательными, не получили должного освещения.
Сегодня поддержание современного уровня образования в России возможно только в результате целенаправленной государственной политики. России нужна эффективная система образования, иначе она не сможет сохранить своего самостоятельного положения в мировом сообществе, а в худшем варианте может даже утратить экономическую и политическую независимость..."
Таким образом, можно смело говорить о тесной взаимозависимости этих составляющих.
Разрабатываемые современные методики образования достаточно многообещающи, амбициозны и насыщенны, хоть и могут уступать традиционным методам. В мире высоких технологий и информации, объем новой информации удваивается каждые два года. Однако, несмотря на информационное изобилие, на положительную динамику по борьбе с коррупцией в системе высшего образования (а граждане успевшие застать времена 90-х годов, будут отлично помнить, где диплом о высшем образовании можно было купить в любом подземном переходе), говорить о динамике качества образования не приходится. Если начать проводить доподлинный, сравнительный анализ реальных статистических данных качества образования, времен СССР и современной системы, можно заключить пари, что недочеты во втором, будут красоваться ярким белым пятном, а возможно и вовсе уподобятся "черной дыре поглощающей галактики".
Наше образование, из комплексного (как в СССР), постепенно переходит в узконаправленное (как в США). Мало кто знает, что в 1958 году американцы провели эксперимент, сравнив школьников из США и СССР. Результаты были опубликованы в журнале Life и удивили весь мир. По результатам эксперимента в издании Life была напечатана объемная статья с развернутым фотоотчетом. Говорилось о том, что советский школьник гораздо более образован, чем американский. Во-первых, перечень дисциплин в советской школе был намного больше, чем в американской, во-вторых, за годы обучения большое внимание уделялось естественным наукам, на уроках химии и физики школьники постоянно проводили опыты. Для США этот эксперимент не прошел даром, в ближайшее же время началась реорганизация системы школьного и университетского образования: учителям повышали заработную плату, вводили стипендии для отличников, пересматривали учебные программы. И вот самое интересное: советская система образования внедряется на западе, и благополучно уничтожается в России. А вот в самом США, уже пятый американский штат перешел на советскую систему образования.
Первым отличием образования СССР и России является отсутствие единой системы и плана в современных школах, в отличие от советской. Раньше во всех школах были одинаковые учебники, единый план и структура работы с детьми, в то время, как сейчас, даже в рамках одной школы два параллельных класса могут учиться по разной системе.
Поясню, почему я делаю такой акцент на системах. Например, когда я училась в школе по еще традиционной системе образования, часто возникал вопрос (у многих не очень умных и по сей день): "А зачем нужна такая система? Вот вырасту, буду учиться там-то и там-то, где мне нужна ваша физика или математика?" Ответ прост - в жизни. Удивительно, но факт: все чему нас учили в школе, даже, казалось бы "бесполезное", на деле пригодилось... И еще один жизненный пример. Попалась мне давеча книжка "Транссерфинг реальности" российского квантового физика Вадима Зеланда (в 8 томах). Информация в его книгах была вполне знакома мне, но именно система в которую он эту информацию "укомпановал", оказалась уникальной и в наивысшей степени действенной. Поэтому на мой взгляд, наличие различных, пусть даже и эффективных методик образования, не имеет значения, если они не находятся в добротной и слаженной системе, которой на данный момент в Росси просто не существует
И так, многие методы современного образования, очень хороши в своей теории, и не менее хороши в частной практике. Однако, если мы говорим о практике в рамках государственных учреждений, то по качеству внедрения и усвоения современных образовательных программ и технологий, государство уступает частному сектору. Судя по тенденции, которая имеется на сегодняшний день, политика государства в сфере образования направленна на индивидуализацию и персонализацию, и я вовсе не имею в виду, что идет процесс адаптации образовательного "продукта" или услуги под потребности определенной аудитории (на основании данных об этой аудитории). Речь о завышении требований к образовательной деятельности участников процесса, и одновременному снижению: материального, кадрового, правового и организационного, обеспечения государственных учреждений. Таким образом, благополучная реализация современных методов образовательного процесса, возлагается на частных специалистов, на порядочность и ответственность родителей, и альтруизм педагога государственного учреждения.
.
Источники:
https://vc.ru/finance/205332-effekt-babochki-i-rynki;
https://bigstonedragon.livejournal.com/1117708.html;
https://cyberleninka.ru/viewer_images/15085244/f/1.png;
https://infotables.ru/statistika/72-obrazovanie-i-zdravookhranenie-v-rossii/793-osnovnye-pokazateli-obrazovaniya;
https://hippy-end.livejournal.com/2134030.html