Статья «Современное состояние проблемы трудоустройства выпускников коррекционных школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ»»

Глухова А.В.
Учитель ГБОУ Нефтекамская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). (г. Нефтекамск).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ – ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
Мониторинг трудоустройства выпускников проводился в нашей школе и охватил период с 2015 по 2018 год. Целью мониторинга было обеспечить дефектологическое сообщество достоверной информацией о показателях трудоустройства выпускников, анализ этих показателей может послужить в дальнейшем основой для выявления и прогнозирования кадровых потребностей, новых трудовых профилей, формирования перечня доступных специальностей, компетенций выпускников, корректировке образовательных программ.
Были собраны данные, результаты которых показали, что за последние несколько лет выпускники продолжают свое обучение в колледжах, профессиональных училищах и лицеях.
К не поступившим относятся - инвалиды детства и выпускники, выбывшие по месту жительства.
Количественная оценка данных показывает, что число выпускников, поступивших в учебные заведении начального профессионального образования, достаточно стабильно и значительных изменений не происходит.
Проблема трудоустройства лиц с отклонениями в развитии остро стоит на сегодняшний день. На протяжении 10 – 15 лет среди специалистов постоянно обсуждается вопрос, каким профессиям необходимо обучать учащихся с нарушением интеллекта, что бы они были востребованы на рынке труда.
В нашей школе среди профилей выделяют следующие:
- столярное дело
- парикмахерское дело
- цветоводство и декоративное садоводство
- штукатурно – малярное дело
- обувное дело
Как правило, обслуживающему труду обучают учащихся с диагнозом F 70, F 71.
Помимо этого, в Нефтекамске есть учебные заведения начального профессионального образования, которые берут на обучение выпускников коррекционных школ. Это:
- ГБПОУ Нефтекамский многопрофильный колледж ( бывший профессиональный лицей № 27)
- Нефтекамский педагогический колледж
- ГАОУ НПО профессиональное училище №91
- ГАОУ НПО профессиональный лицей № 59
Учебное заведение | Профессия |
ГБПОУ Нефтекамский многопрофильный колледж ( бывший профессиональный лицей № 27) | -Газосварщик |
Нефтекамский педагогический колледж | -Прикладная информатика |
ГАОУ НПО профессиональное училище №91 | -Автослесарь - Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. - Портной -Мастер растениеводства |
ГАОУ НПО профессиональный лицей № 59 | -Мастер растениеводства |
Из данных, представленных в таблице видно, что спектр профессий, которым обучают, достаточно широк. Но возникает вопрос, совпадает ли профиль начальной профессиональной подготовки выпускников в школе, с профессией, которую они получают после выпуска. Мониторинг показал, что примерно только в 1/3 части случаев есть совпадения, а в 2/3 случаев нет.
Таким образом, с целью более эффективной профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта, необходимо искать пути взаимодействия коррекционных школ и учебных заведений НПО. На основе чего было бы возможно определить профессию, которой будет обучаться человек данной категории на протяжении всего образовательного маршрута, включая постшкольное образование. Определить программное содержание профессионального обучения, а также согласовать основные методы и приемы обучения.
Подводя итоги мониторинга, необходимо сказать, что на сегодняшний день в Нефтекамске существует некая непрерывная система профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта, которая, требует серьезной разработки всех ее компонентов с учетом индивидуальных возможностей учащихся, с социальным заказом общества, с учетом потребностей рынка труда, с подготовкой кадров, обеспечивающих непрерывное профессиональное обучение людей данной категории и других условий.