Статья «Взаимодействие семьи неслышащего ребенка и школы»
Взаимодействие семьи неслышащего ребенка и школы
Учитель – дефектолог Глазкова И.И.
Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных организаций. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.
Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Ввести ребёнка в культуру можно, используя особым образом построенное образование, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей детей, находящихся в условиях слуховой депривации:
специальная работа по развитию возможностей восприятия звучащего мира, его неречевых и речевых звучаний, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на базе формирования умения использовать свои слуховые возможности.
Удовлетворение именно этих двух основных образовательных потребностей неслышащего ребенка наиболее обязательны, т.к. играет непосредственную роль в усвоении АООП (адаптивной общеобразовательной программы).
Необходимо отметить, что усвоение АООП не может и не должно быть прерогативой только образовательного учреждения. Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в становлении человека, его нравственном формировании и развитии личности. Федеральный государственный стандарт отводит родителям обучающегося роль активных участников педагогического процесса, т.к. в проекте предусматривается «возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям глухого обучающегося, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов». Главная задача современной школы, а тем более коррекционной, заключается в том, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Очень важно не ослаблять связь ребенка с семьей. Единство требований в школе и семье по формированию правил, норм, умений, навыков станут залогом последующей успешной реабилитации ребенка с нарушенным слухом.
Первым шагом в работе школы для неслышащих детей с родителями обучающихся является разработка специалистами школы комплексной программы по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.
Программа предусматривает:
помощь в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребёнка с патологией слуха. (Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка);
предоставление информации об особенностях и перспективах развития ребёнка;
знакомство родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей с нарушенным слухом;
ознакомление родителей с сурдопсихологической и сурдопедагогической литературой;
выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания;
вовлечение родителей в сотрудничество со школой-интернатом.
Данная работа осуществляется классными руководителями, учителями – дефектологами, воспитателями при активном участии учителей – предметников и социального педагога.
На каждом этапе обучения и воспитания неслышащего ребенка возникают задачи охраны и укрепления здоровья, формирования активной позиции, развития адекватных представлений о своих возможностях и ограничениях, развития умения коммуницировать с окружающими, усвоения правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях и т.д.
Коррекционная педагогика наработала достаточно разнообразные формы работы с родителями неслышащих детей: родительские собрания; Дни открытых дверей; групповые и индивидуальные беседы и консультации; открытые занятия; привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях в рамках класса и школы.
В работе с семьями обучающихся принимают участие все специалисты образовательного учреждения.
Родительское собрание используется сурдопедагогами для подведения итогов работы и постановки перед родителями очередных задач обучения и воспитания; для повышения педагогической культуры родителей; обмена опытом между родителями и обсуждения актуальных вопросов школы (класса). Тематика собраний согласуется с интересами и предложениями родителей.
День открытых дверей для семей обучающихся предполагает посещение уроков, индивидуальных занятий, внеклассных мероприятий. Проводятся встречи с руководством школы для разрешения возникающих и текущих вопросов. Дни открытых дверей пополняют педагогический багаж родителей, позволяют им увидеть своих детей в условиях обучающего учреждения, установить более тесный контакт со специалистами школы.
Индивидуальные формы работы наиболее удобны для изучения условий семейного воспитания (сбор сведений о семьях обучающихся - состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус), оказания методической помощи, анализа успеваемости и поведения конкретного ребенка.
Очень полезны и продуктивны индивидуальные встречи родителей с учителем – дефектологом. Данные встречи позволяют учителю – дефектологу:
познакомить родителей с особенностями слухоречевого состояния конкретного ребёнка;
проконсультировать по вопросу формирования и коррекции произносительной стороны речи; расширению словаря, закреплению полученных произносительных навыков, использованию речи по всему спектру коммуникативных ситуаций (правильно задавать вопросы, договариваться с собеседником, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использованию модуляций голоса, орфоэпических норм и естественных жестов, для дополнения и уточнения смысла речи;
провести практикум по развитию слухового восприятия, использованию остаточного слуха с опорой на ИСА (ИСА - индивидуальный слуховой аппарат)
познакомить с ИСА, его строением, правилами пользования и ухода, действиями родителей в случае появления у ребенка дискомфорта при эксплуатации индивидуального аппарата;
организовать встречу с медицинскими работниками, с администрацией школы, с психологом, с социальным педагогом (по необходимости) и т.д.
В настоящее время модифицируются формы работы специалистов коррекционного обучающего учреждения с семьёй. Большую роль в информационном сопровождении родителей играет интернет-сайт школы, включающий информационные материалы: нормативно-правовые документы, в том числе и нормативно-правовую базу ФГОС НОО для глухих детей, Устав образовательного учреждения, телефоны доверия, консультации узких специалистов (врача, педагога – психолога, социального педагога) и другие материалы.
Интернет-сайт – прекрасное электронное средство для эффективного проведения педагогического всеобуча родителей: университета для родителей, школы дефектологических знаний. Материалы, помещенные на сайте коррекционного образовательного учреждения, посвящаются общим вопросам сурдопедагогики, сурдопсихологии, дефектологии. У родителей появилась возможность познакомиться с методикой проведения в домашних условия дидактических игр по развитию ребенка, коррекции дефекта.
Кроме того, на сайте отображается практически вся жизнь обучающего учреждения – учебная и внеурочная деятельность, что особенно важно для иногородних семей, чьи дети обучаются и проживают в школе – интернате. Родителям предоставляется возможность следить за успеваемостью школьников (электронный дневник), творческими успехами (снимки рисунков, поделок, грамот), культурной жизнью (фото экскурсий, посещения театров, музеев, цирка и т.д.). Для таких семей актуально общение с педагогами при помощи интернета в режиме как оф-лайн, так и он-лайн, позволяющее быстро решать безотлагательные вопросы.
Особые образовательные потребности неслышащего ребенка требуют координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка (врачей, социальных работников, тьюторов и др.).
Только в тесном сотрудничестве специалистов коррекционного общеобразовательного учреждения и семьи можно добиться успехов в обучении, воспитании неслышащих учащихся, создании условий для их саморазвития и самореализации.
Литература:
Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)
http://nsportal.ru/osobye-deti-s-osobymi-potrebnostyami/fgost
Активизация учебно-воспитательного процесса, глухих и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1997.
Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ [И.Г.Багрова и др.]: под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: Владос, 2004.
Назарова Н.М. Работа сурдопедагога с родителями глухих учащихся // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся: Сб. научных трудов. М., 1984.