Урок информатики в 11 классе «Создание диаграммMSExcel»
Урок информатики, 11 класс
Тема: Создание диаграмм MS Excel .
Предмет: информатика
Вид занятия: комбинированный урок.
Тип занятия: изучение нового материала с применением современных компьютерных технологий.
Цели урока:
образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.
Мотивация: Диаграммы используются для представления рядов числовых данных в графическом формате, который упрощает понимание большого объема информации и отношений между различными рядами данных.
Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, индуктивный, метод эвристической беседы, элементы методики вовлечённого обучения, самоконтроль, рейтинговая оценка знаний, использование мультимедийной и личностно-ориентированной технологии.
Наглядные пособия: компьютеры , слайды «Диаграммы в Eхcel».
Структура урока
1. Организационный момент.
1.1. Взаимное приветствие.
1.2. Проверка присутствующих, отметка в журнале.
1.3. Сообщение цели занятия.
1.4. План проведения урока.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1Фронтальный опрос
3. Сообщение и усвоение новых знаний.
3.1 Мотивация.
3.2. Сообщение новых знаний на примере программы Microsoft Excel.
4. Закрепление изученного на уроке материала.
4.1
5. Выдача домашнего задания.
5.1. Подготовиться к практическому занятию по предлагаемым вопросам.
6. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся на уроке.
6.1. Заключительная часть (обобщение, подведение итогов, объявление оценок).
Методика проведения занятия
1. Организационный момент
1.1. Взаимное приветствие.
Здравствуйте, ребята!
1.2. Проверка присутствующих.
1.3. Сообщение цели занятия.
1.На этом уроке мы с вами начинаем знакомство с диаграммами в Microsoft Excel.
На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.
2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.
(Обучающиеся выполняют работу - ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)
Тема нашего урока «Диаграммы MS Excel».
Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы
3. Объяснение нового материала.
Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных.
1)Гистограммы используются для демонстрации изменений данных за определенный период времени или для иллюстрирования сравнения объектов.
Гистограммы содержат следующие подтипы диаграмм:
- гистограмма с группировкой;
- с накоплением;
- нормированная с накоплением;
- объемная;
- цилиндрическая;
- коническая;
- пирамидальная.
2) Следующий тип – график. Графики позволяют изображать непрерывное изменение данных с течением времени в едином масштабе; таким образом, они идеально подходят для изображения трендов изменения данных с равными интервалами. Бывают:
- простые графики;
- графики с маркерами;
- объемные.
3) Круговые диаграммы. Она демонстрирует размер элементов одного ряда данных пропорционально сумме элементов. Точки данных на круговой диаграмме выводятся в виде процентов от всего круга. Различают:
- круговая,
- разрезанная круговая,
- вторичная круговая,
-вторичная гистограмма,
- объемная круговая,
-объемная разрезанная.
4) Линейчатые диаграммы иллюстрируют сравнение отдельных элементов.
Бывают:
- с группировкой;
- с накоплением;
- нормированная с накоплением;
- объемная;
- цилиндрическая;
- коническая;
- пирамидальная.
5) Диаграммы с областями. Они показывают величину изменений в зависимости от времени и могут использоваться для привлечения внимания к суммарному значению в соответствии с трендом. Например, данные, отражающие прибыль в зависимости от времени, можно отобразить в диаграмме с областями, чтобы обратить внимание на общую прибыль. Делятся на диаграммы с областями и объемные диаграммы с областями.
6) Точечные диаграммы. Показывают отношения между численными значениями в нескольких рядах данных или отображает две группы чисел как один ряд координат x и y. Бывают:
- с маркерами;
- с гладкими кривыми и маркерами;
- с гладкими кривыми;
- с прямыми отрезками и маркерами;
- с прямыми отрезками.
7) Биржевые диаграммы наиболее часто используется для иллюстрации изменений цен на акции. Однако эта диаграмма может использоваться также для вывода научных данных.
Типы биржевых:
- Диаграмма (самый высокий курс, самый низкий курс, курс закрытия)
- Открытие-максимальный-минимальный-закрытие
- Объем-максимальный-минимальный-закрытие
- Объем-открытие-максимальный-минимальный-закрытие .
8) Поверхностная диаграмма используется, когда требуется найти оптимальные комбинации в двух наборах данных. Как на топографической карте, цвета и штриховки выделяют зоны одинаковых диапазонов значений. Типы:
- объемная;
- проволочная;
- контурная;
- проволочно-контурная.
9) кольцевая диаграмма отображает отношение частей к целому, но может содержать более одного ряда данных. Виды диаграмм: кольцевая и кольцевая разрезанная.
10) Пузырьковые диаграммыВ пузырьковой диаграмме могут отображаться данные столбцов электронной таблицы, при этом значения по оси X выбираются из первого столбца, а соответствующие значения по оси Y и значения, определяющие размер пузырьков, выбираются из соседних столбцов. Содержат следующие подтипы Пузырьковая или объемная пузырьковая диаграмма .
11) Лепестковые. На диаграмме можно сравнить статистические значения нескольких рядов данных. Типы лепестковых диаграмм: лепестковая, лепестковая с маркерами и лепестковая диаграмма с областями.
4. Для создания большинства диаграмм можно воспользоваться данными из строк и столбцов листа. Однако для некоторых типов диаграмм, например для круговых и пузырьковых, требуются специально организованные данные.
Шаг 1. Выделите ячейки с данными, которые будут использоваться при построении диаграммы.
Шаг 2. В группе Диаграммы на вкладке Вставка выполните одно из следующих действий:
•Выберите вид диаграммы и затем подвид диаграммы, который необходимо использовать.
•Для просмотра доступных видов диаграмм выберите вид диаграммы и затем щелкните пункт Все виды диаграмм для вызова диалогового окна Вставка диаграммы, используйте стрелки для просмотра имеющихся видов и подвидов диаграмм, и затем выберите нужный.
5. Закрепление изученного на уроке материала (карточка № 1)
Создайте несколько видов диаграмм.
6. Выдача домашнего задания
6.1. Предлагается выучить конспект и подготовиться к практическому занятию.
7. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся на уроке
7.1.Заключительная часть. Преподаватель подводит итог урока, благодарит студентов за работу на уроке, отмечает наиболее активных студентов, подводит итоги занятия, оценивает знания.