Предварительный просмотр презентации
СЕМИНАР Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника 25.10.2024 г. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 81» Подготовила: старший воспитатель Сокур Е.Р. г. Севастополь
Ребенок Педагоги Родители
"Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги." А. С. Макаренко «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец». В. А.Сухомлинский «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями." Народная мудрость
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (СТ.5, СТ. 18); КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (СТ.5, СТ. 18); КОНСТИТУЦИЯ РФ (СТ. 38.2); СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС (СТ.63; СТ. 65) УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС (СТ.156) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 №273 -ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»; КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ; ФГОС ДО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Обязанности ДОУ( в соответствии с ФГОС) информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе ДОУ; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; создавать условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
ЦЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ЕДИНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ И ДОУ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Задачи Повышение уровня компетентности родителей Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов Установление партнёрских и доверительных отношений с семьёй каждого воспитанника Индивидуальная работа с семьями Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ
Принципы ПРИНЦИПЫ Доброжелательный стиль Индивидуальный подход Открытость Сотрудничество, а не наставничество Тщательная подготовка Динамичность
Направления работы с родителями: Изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта. Информационно-аналитическое направление Повышение педагогической культуры родителей, обогащение их знаниями в вопросах воспитания детей. Познавательное направление Развитие творческой инициативы родителей, создание условий для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Досуговое направление Ознакомление родителей с работой группы, особенностями воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Наглядно-информационное направление Анализ эффективности мероприятий, проводимых в ДОУ. Используется опрос, книги отзывов. Оценочные листы, диагностика и др. Контрольно-оценочное направление
Информационно-аналитическое направление Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. Это направление позволяет выделить три группы родителей. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – критические наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». тестирование анкетирование опросы личные беседы «Почтовый ящик»
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Познавательное направление общие, групповые родительский собрания консультации и индивидуальные беседы родительская гостиная «Разговоры по душам» читательская конференция аукцион семинар-практикум ток-шоу мастер-класс «Душевный разговор» выставки детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов совместные экскурсии открытые занятия, мероприятия телефон доверия семейные проекты
Досуговое направление Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества, привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе. городские творческие конкурсы совместные проекты выставки семейных коллекций Дни рождения знакомство с профессиями родителей (гость в группе); спортивные мероприятия праздники, развлечения, совместные досуги, экскурсии акции дни добрых дел
Наглядно-информационное направление Цель: знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей. Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности Личный сайт воспитателя Информационный родительский уголок Папки-передвижки Выставки детских работ: рисунков, поделок Странички в социальных сетях Сайт ДОУ Фотовыставки
Формы взаимодействия с родителями Традиционные Нетрадиционные Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные Родительские собрания Конференции «Круглые столы» Беседы Консультации Посещение на дому Анкетирование Выставки детских работ Стенды Ширмы Папки-передвижки Информационно- аналитические Досуговые Познавательные Наглядно- информационные Социологические срезы Опросы «Почтовый ящик» Совместные досуги Праздники Участие родителей и детей в выставках Семинары-практикумы Педагогический брифинг Родительская конференция Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме Игры с педагогическим содержанием Информационные проспекты для родителей Организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и др. видов деятельности детей Выпуск видеофильмов Презентации
Общие советы по взаимодействию Определитесь с целями. Общение с семьёй — это не просто выполнение требований законодательства. Ведите разговор так, чтобы это дало полезную информацию для дальнейшей работы, для этого нужно держать цели в уме во время общения с родителями. Общайтесь с родителями воспитанников как можно чаще и не откладывайте на потом. Если в какой-то момент пришлось поднять проблемную тему, это будет намного проще, если у вас уже выстроились хорошие отношения. Говорите не только об их ребёнке, но и обо всей группе. Важно давать понять, что вы ответственны не только за одного конкретного мальчика или девочку, это поможет родителям лучше воспринимать вашу точку зрения и одобрять те решения, которые ориентированы на группу целиком. Подстраивайте способы общения под родителей. Спросите, какие формы им подходят больше всего. Даже если большинство предпочитает говорить по телефону, не ограничивайтесь только этим. Подыскивайте разнообразные формы, чтобы сделать общение с семьями проще и эффективнее. Анализируйте процесс взаимодействия. Обращайте внимание на то, какие методы работают, а какие нет. Что родителям интереснее? От чего зависит то, пришли они на мероприятие или нет?