12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клочкова Елена Сергеевна2762
Заместитель директора и по совместительству учитель математики. Контингент обучающихся - дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Имею богатый опыт работы в должности учителя-дефектолога и классного руководителя. Люблю свою работу
Россия, Липецкая обл., Елец
Материал размещён в группе «Классные руководители»
5

Создание комфортных условий в школе для воспитания детей с ОВЗ в рамках модернизации воспитательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!


Рады Вас приветствовать из старинного города Елец Липецкой области. Наш город является очень древним и имеет богатую историю. В 2021 году нашему городу исполняется 875 лет. Елец это город воинской славы. С Ельцом связана жизнь и творчество многих известных общественных деятелей науки и искусства. Среди них – композитор и пианист Т.Н.Хренников; писатели М. Пришвин, И. Бунин, художник Н.Жуков.

МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» это единственная в городе общеобразовательная организация, реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). История нашей школы насчитывает более 90 лет. На протяжении всего времени существования учреждения педагогический коллектив работал с обучающимися с умственной отсталостью различной степени выраженности. В практике работы школы обучение детей относящихся ранее к категории «необучаемых», детей, развивающихся на фоне сложнейших хромосомных заболеваний (дети с синдром Дауна, с синдромом Шерешевского-Тернера, синдромом Клайнфельтера), а также детей со сложной структурой дефекта.

Уважаемые коллеги! Администрация и педагогический коллектив школы выражает вам свою признательность за предоставленную возможность участия в заседании методического объединения классных руководителей. Заявленная тема является актуальной и для нашего учреждения и сегодня мне хотелось бы поделиться с вами накопленным опытом работы по теме «Создание комфортных условий в школе для воспитания детей с ОВЗ в рамках модернизации воспитательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»».

Воспитательная работа, наряду с обучением, является одним из самых важных направлений в школе. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья,  нравственности.

В воспитании школьников с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет создание комфортных условий в ежедневно окружающей их среде – социальной, предметно-эстетической, речевой, предметно-пространственной и др.

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» расширяется само понятие «воспитание»:

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения….

Таким образом, подчеркивается важность создания условий в школе для воспитания школьников. На основании данного Федерального закона все школы страны должны будут до 1 сентября 2021 года скорректировать свои программы воспитания в соответствии с новыми требованиями.

Внедрение в практику работы школ новой Программы воспитания имеет триединую цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – учесть специфику воспитательной работы школы. Третье – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает. Важно понимать, что программа воспитания это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

Нашим учреждением (МБОУ «Школа № 19 г. Ельца») Программа воспитания уже внедрена в работу педагогического коллектива. Разработанная Программа воспитания заменяет собой все ранее используемые в работе школы программы воспитания. Она построена с учетом специфики работы с школьниками, развивающимися на фоне умственной отсталости и способствует созданию комфортных условий воспитания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации данной программы.

Целью реализации Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) гражданской позиции, понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека, практической готовности к бытовому и производительному труду, ведения здорового образа жизни, воспитания законопослушного гражданина, осознания своей роли в жизни общества.

Программа имеет модульную структуру и включает в себя инвариантные модули, т.е. обязательные для каждой школы и вариативные, самостоятельно отбираемые для реализации каждым образовательным учреждением с учетом имеющихся возможностей и специфики деятельности. Включение инвариантных и вариативных модулей в программу воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является залогом успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости.

Практическая реализация цели и задач Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется в рамках выделенных направлений воспитательной работы школы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.


Каждый модуль Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» разработан с учетом психофизических особенностей школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости и способствует созданию в школе комфортных условий для воспитания обучающихся.

К инвариантным модулям относятся:

- «Классное руководство»,

- «Школьный урок»,

- «Курсы внеурочной деятельности»,

- «Работа с родителями»,

- «Самоуправление»,

- «Профориентация».

Вариативными модулями выступают:

- «Ключевые общешкольные дела»,

- «Детские общественные объединения»,

- «Волонтерство»,

- «Организация предметно-эстетической среды»,

- «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска»,

- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы безопасного дорожного движения».

Модуль «Классное руководство» направлен на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося с умственной отсталостью, его успешной социализации в обществе. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и вхождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием в социум, развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Модуль «Школьный урок» обладает большими потенциальными возможностями в области воспитания:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- налаживание позитивных межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во время урока.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности» также является инвариантным. Его цель - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие

Направления курсов внеурочной деятельности соответствуют Федеральному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное и общекультурное направления.

Не маловажным значением в осуществлении создании комфортных условий для воспитания школьников является реализация инвариантного модуля «Работа с родителями». Целью модуля является согласование позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся. Реализация данного направления является важной, т.к. без осуществления взаимодействия с семьей школьника с интеллектуальными нарушениями не возможно полноценное его воспитание, социализация и развитие. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания.

Также одним из инвариантных, обязательных модулей Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является модуль «Самоуправление». Ученическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Развитие ученического самоуправления является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Еще одним модулем, относящимся к числу инвариантных относится модуль «Профориентация», направленный на создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к сознательному профессиональному самоопределению, с учётом их индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, а также с учетом требований рынка труда и потребностями общества.

Также в структуру Программы воспитательной работы инициативной группой педагогов школы были внесены вариативные модули, подобранные с учетом имеющихся в школе возможностей и специфики деятельности.

Модуль «Детские общественные объединения» направлен на содействие личностному развитию учащихся, раскрытие их творческих и коммуникативных способностей, формированию активной жизненной позиции путем включения их в социально-значимую общественно-полезную деятельность. Реализация модуля осуществляется на базе группы продлённого дня. Данная организация деятельности ДОО позволяет создать условия по вовлечению обучающихся 2-7 классов в общественную деятельность в свободное от учебных занятий время. В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять доброту и сострадание, максимально раскрыть свои способности в различных сферах (спортивная, творческая, организаторская и т.д.), здесь ребенок занят разнообразной развивающей деятельностью, ему интересно и весело.

Модуль «Волонтерство». Реализация данного направления способствует воспитанию у школьников с умственной отсталостью устойчивых положительных качеств, осуществления духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды». Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Модуль «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска» направлен на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и создание условий для их успешной социализации, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни. Это модуль является очень важным, т.к. несовершеннолетние с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее склонны к правонарушениям, что объясняется особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысления своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с нормальным интеллектом.

Не менее важным направлением воспитательной работы выступает и деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обучению основам безопасного дорожного движения. Решению данной проблемы посвящен модуль «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы безопасного дорожного движения». Модуль направлен на создание условий для развития личности обучающихся, способных ориентироваться и действовать в динамично-изменяющейся дорожно-транспортной среде, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ.

Реализация каждого модуля программы является важным элементом программы воспитания в целом. Качественная работа по реализации Программы воспитания, а также создания комфортных условий воспитаний в школе является залогом успешности проводимой работы. Однако важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.