Статья «Воспитание сознательной дисциплины и ответственности в условиях реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.»

2
0
Материал опубликован 19 June 2019 в группе

Васильева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,,

ГБОУ СОШ№151

Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга,

мобильный телефон: 8(911)-251-98-07

e-mail:tat2230408@yandex.ru

 

 

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности в условиях реализации Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации до 2025 г.

 

Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические основы школьной дисциплины, актуальность данной проблемы, основа технологии воспитания сознательной дисциплины в условиях в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

Ключевые слова

Школьная дисциплина, ответственность, технология воспитания школьной дисциплины, роль классного руководителя, стратегия воспитания, ключевая идея региональной концепции воспитания, направления воспитания.


 

Технология воспитания сознательной дисциплины

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятия школьной дисциплины, нормы дисциплины и причины нарушения

1 Понятие дисциплина, школьная дисциплина

2 Причины нарушения школьной дисциплины

3 Нормы школьной дисциплины

Глава 2. Технология воспитания сознательной дисциплины

2.1 Решение проблем школьной дисциплины на уроке

2.2 Деятельность классного руководителя в решении вопросов школьной дисциплины

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблема школьной дисциплины волновала и волнует в течение многих веков, являясь предметом заботы педагогов. В настоящее время проблема не потеряла свою актуальность.

Под школьной дисциплиной понимают исполнение со стороны учащихся требований школы относительно их поведения в школе. Дисциплинарные требования, не соответствующие детской натуре и силам, более всего и ведут к тому, что между наставниками и учениками образуется пропасть, и они обращаются как бы в два враждебных лагеря. Явление это, как известно, почти обычное в школе: обмануть учителя, проделать ему какую-либо неприятность, совершить дерзкую шалость за его спиной, нагрубить ему - все это ученику приносит только удовольствие и повышает его авторитет в глазах его товарищей.

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Дети стали более активны, самостоятельны, свободны в выборе и выражении своего мнения, в поступках и не склонны придерживаться дисциплинарных правил. Эти обстоятельства вызывают серьезную озабоченность педагогов, которые понимают, что данные позитивные изменения могут вызвать существенные трудности в учебном и воспитательном процессе.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке обучающихся к соблюдению правил в социуме. Ученики, которые систематически нарушали дисциплину в школе и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся правонарушителями, приносящими вред обществу. Поэтому педагогам необходимо проводить большую воспитательную работу, направленную на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия.

Актуальность проблемы школьной дисциплины, методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций остро стоит в современном обществе.

«Воспитания в настоящем смысле этого слова в наших школах нет, - дело же сводиться к тому, что даются определенные правила для воспитанников, и дело воспитателя заключается в наблюдении, чтобы правила эти соблюдались».

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Широкие возможности для приучения обучающихся к дисциплинированному обучению предоставляет их совестная деятельность: подготовка к классному часу, общешкольному мероприятию, общественно полезная деятельность на пришкольном участке, дежурство по классу столовой, школе - все это дисциплинирует учащихся.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование ярких примеров из художественных произведений, беседы, классные часы, клубные часы на темы: «Что такое конфликты?»; «Почему нельзя?»; «Учимся предотвращать и разрешать конфликты»; «Можно ли прожить без правил?».

Разыгрывание и анализ ситуаций, ситуативные практикумы - все это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемы нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

Важным средством формирования дисциплины выступает моральная и правовая оценка поступков, стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности ее источника.

Непременным условием зарождения индивидуальной и общественной самодисциплины является совместная коллективная выработка правил жизни класса, школы и заключение своеобразного договора между учащимися и учителями на их выполнение.

Актуальность данной темы обуславливается значимостью изучения различных аспектов в школьной дисциплине.

На протяжении 2 х лет в ГБОУ СОШ №151 на базе 9 б класса реализовывалась программа по формированию сознательной дисциплины.

Задачей программы является изучение проблем школьной дисциплины.

Объектом данной программы является школьная дисциплина. Предметом работы является - возникающие проблемы в школьной дисциплине.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие дисциплина, школьная дисциплина;

Изучить причины нарушения школьной дисциплины;

Рассмотреть нормы школьной дисциплины;

Обозначит подходы к решению проблемы школьной дисциплины классным руководителем;

Охарактеризовать методические приемы и технологии решения проблем дисциплины на уроке.

В целях достижения решения поставленных задач, мною был проведен анализ научных источников и литературы, учебников и пособий, использованы Интернет ресурсы, обработка исторических данных, изучение докладов экспертов в данной области.

 

Глава 1. Теоретические основы понятия школьной дисциплины, нормы дисциплины и причины нарушения
 

1 Понятие дисциплина, школьная дисциплина

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплина - это организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина.

Слово дисциплина в переводе с латинского имеет два значения:

- учение, определенная отрасль знания;

- обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Следовательно, дисциплина - это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива. Школьная дисциплина требует обязательного выполнения требований старших; для нее характерно признание детьми авторитета учителя, родителей.

Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы. И эта проблема была всегда дискуссионной.

Во-первых, дисциплина - это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе - это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики, как самих детей, так и оценки школы. Это действительно температура школьного тела, она сигнализирует о его здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик - беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю. Во-вторых, понятие «дисциплина» (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение, лишение

Правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Дисциплина есть общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а также достаточно сложной в отношении способов ее решения. Нарушения представлены в самых различных формах: от страха отвечать у доски до оскорбления учителя. Различные педагоги предлагают разнообразные способы установления порядка во вовремя учебно-воспитательного процесса, но, т.к. в основе всех нарушений лежат абсолютно разные причины и мотивы, то универсального метода решения этой проблемы не существует.

Не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно - воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности.

Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность.

Решать проблемы дисциплины, кооперации и мотивации в школе - означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом.

Развитие дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Школьная дисциплина проявляется в требовании от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений.

Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

Формирование самодисциплины - необходимое условие для поколения, которое будет через 15-20 лет определять будущее демократического развития страны. Формирование самодисциплины у школьников не сулит быстрого успеха. Этому мешает названные причины и цели нарушений дисциплины, общее неблагоприятное состояние учительской среды: доминирование женщин в общем количестве педагогов, непривлекательность заработной платы педагогов, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей.

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество.

1.2 Причины нарушения школьной дисциплины

Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах: у опытных хорошо, знающих свой предмет учителей на уроках не бывает нарушений дисциплины

Личность учителя является основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образ учителям - все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учеников как личность.

недисциплинированности обучающихся.

Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин — это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу.

Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины.

Важно не забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно, как для общества, так и для самого человека.

1.3 Нормы школьной дисциплины

Дисциплина и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.

Права и обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка.

Во всех школах должна существовать система дисциплины для воспитания и коррекции поведения ребенка.

В школе есть документ - Положение о дисциплине (для подписания родителями). Этот документ включает в себя следующие рекомендации:

уважение правил учебного центра;

требования по выполнению целей и домашнего задания;

нарушения учебных процедур;

школьные стандарты.

Дисциплина в школе не сама цель, а средство организации учебы. В основе ее - уважение к школе, к учителю, к товарищам, к себе самому. Сознательно нарушающий дисциплину подрывает честь школы, вызывает неуважение окружающих, унижает свое личное достоинство.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.

Конечно же, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложной, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.

Глава 2. Технология воспитания сознательной дисциплины
 

2.1 Решение проблем школьной дисциплины на уроке

В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины

2.2Деятельность классного руководителя в решении вопросов школьной дисциплины

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил.

Как же проводить эту большую работу?
Прежде всего необходимо разъяснить родителям, что воспитание культуры поведения начинается до прихода ребенка в школу и целиком зависит от обстановки в семье. Только в совместной работе школы и семьи можно достичь определенных результатов в воспитании культуры поведения.
Важная роль в этом принадлежит разъяснению норм и правил поведения. Разъяснение проводится по-разному, в зависимости от возраста. Если в старшем школьном возрасте будут полезны беседы, лекции, доклады о культуре поведения и хорошем тоне, то ребенку-дошкольнику и младшему школьнику лучше всего кратко сказать и показать на примере, как нужно вести себя. Большую роль играет контроль за поведением детей.
В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения детей, единство режимных требований семьи и школы также обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед школой и семьей возникает задача не только привить детям положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки. Среди некоторой части детей бытуют такие дурные привычки, как грубость, неряшливость, сквернословие. Искоренение их — дело сложное. Издавна известно, что проще правильно воспитывать, чем перевоспитывать. Для преодоления дурных привычек должны применяться те же средства — разъяснение, требование, режим и т. д. Однако искоренение каждой привычки требует от учителя и родителей правильного сочетания всей системы средств
.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение.

Выбирая то или иное педагогическое вмешательство, необходимо помнить, что смысл истинного педагогического воздействия - не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

Еще одно свойство педагогического воздействия - оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным.

Мероприятия по профилактике нарушений дисциплины

Мероприятия по профилактике нарушений дисциплины среди обучающихся

Проблемы дисциплины среди обучающихся могут возникать из-за:

опозданий;

пропусков уроков и учебных дней без уважительной причины;

внешнего вида;

поведения на уроках; на переменах; в гардеробе; в столовой; за пределами школы; на  экскурсиях ; в театрах и т. д.

К мероприятиям по профилактике нарушений дисциплины относятся:

1.      Информирование:

o     классные часы (с привлечением  педагога-психолога ,  социального педагога , администрации);

o     собрание обучающихся по параллелям;

o     родительские собрания ;

o     информация на стенде;

o     информационные буклеты.

2.      Наблюдение с фиксацией случаев нарушения дисциплины.

3.      Создание работниками школы благоприятных условий для соблюдения правил поведения учащимися:

o     неукоснительное соблюдение дисциплины работниками школы;

o     наличие обратной связи между  учителями-предметниками , классными руководителями, родителями;

o     взаимодействие классного руководителя, учителя-предметника, педагога-психолога по вопросам правильной рассадки учащихся;

o     предоставление учащимся необходимого времени для подготовки к уроку;

o     перед началом урока проверка каждым учителем-предметником внешнего вида учащихся;

o     четкое разъяснение учителем-предметником требований к уроку;

o     присутствие учителя физической культуры в раздевалке спортивного зала;

o     тщательная подготовка классными руководителями всех проводимых с классом мероприятий, которая предполагает взаимодействие дежурного администратора, заместителей  директора  по воспитательной работе (далее – ВР) и  по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), социального педагога,  родительского комитета в целях формирования сознательной дисциплины у учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ).

Мероприятия по профилактике и предупреждению опозданий

Классные руководители

1. Информируют учащегося и родителей о расписании уроков и звонков (дневник, буклет); о правах и обязанностях учащихся, зафиксированных в Уставе ОУ.

2. Ведут карту фиксации пропусков уроков и учебных дней.

3. Заключают с родителями соглашение, договор и т. п.

Учителя-предметники

1. Информируют классного руководителя об опозданиях (заполнение информационного листка в журнале).

2. Постоянно поддерживают контакт с классным руководителем (совместный анализ причин пропусков уроков)

Социальный педагог

1. Информирует классных руководителей об особенностях детей группы риска.

2. Выявляет и сопровождает детей группы риска.

3. Анализирует листок опозданий совместно с классным руководителем, дежурным администратором

Дежурный администратор

1. Информирует о правилах поведения в ОУ (буклет, родительские собрания, классный час).

2. Ежедневно информирует классного руководителя об опоздавших.

3. Ведет дисциплинарный журнал и заносит фамилии опоздавших в случаях систематического нарушения

Заместитель директора по ВР

1. Организует обсуждение проблемы опозданий на общешкольных мероприятиях (дискуссии, деловые игры).

2. Проводит акцию "Самый дисциплинированный класс" и др. в целях стимулирования сознательной дисциплины

Заместитель директора по УВР

1. Информирует классных руководителей и родителей о правилах поведения в ОУ в соответствии с его Уставом.

2. Участвует в работе дисциплинарной комиссии, проводит работу с родителями и учениками в особо сложных случаях

Родительский комитет, родители

1. Проводят рейды "Родители против опозданий".

2. Приглашают родительский актив в школу с целью привлечения внимания к проблеме опозданий (встреча детей утром, анализ листков информирования и т. д.)

3. Привлекают родителей к решению проблемы опозданий ребенка (соблюдение режима дня, контроль его выполнения)

 

Заключение

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту.

В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Уровень сознательной дисциплины может быть существенно повышен и станет адекватным потребностям общества и государства, если в образовательном процессе будет обеспечено выполнение следующих условий:

актуализация ценностного содержания представлений о дисциплине для учащихся среднего звена и их ближайшего окружения, (семья, сверстники, педагоги);

организация модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения на основе творческой интерпретации социально-значимых ценностей;

взаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия с внутри личностным процессом формирования самодисциплины.

переосмысления проблемы школьной дисциплины в современных условиях.
 

Список используемой литературы

1. П.В. Стратилатов О системе работы учителя, - М.: Просвещение, 2012;

2.К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения, - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010;

3.Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. - 2010. - №4;

4.Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2011;

5. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская ИЛ. и др. - РФПР. 2001. // Основы государства и права. №5-7, 2002.

6. Из опыта работы школ по методике Молодежного Центра прав человека и правовой культуры. // Государство и право: теория, история, современность. Под ред. Е.А. Певцовой. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011;

7. Е.А. Певцова. Теория и методика обучения праву. М., «Владос».2003. с-214;

8. Е.А. Певцова. Учителю права: как организовать занятие - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012;

9. Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. - М., 2011;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации