Доклад «Создание коррекционно-развивающей сферы, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОЗЕРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Доклад
Тема: «Создание коррекционно-развивающей сферы, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества» (младшее звено)
Подготовила: Маренок Н.Н.
С. Озерское
2018 г.
«Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это есть настоящее воспитание» (В.А. Сухомлинский).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с интеллектуальной недостаточностью, нарушением интеллекта, физическими недостатками. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с окружающими нарушен, а морально-нравственные качества не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Морально – нравственные представления без специального направленного воздействия умственно отсталые дети не усваивают.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность педагогических средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. быть способным регулировать своё поведение с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
По мнению Л. С. Выготского «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное же воспитание невозможно без формирования саморазвивающейся личности, так как только саморазвивающаяся личность способна осознанно и целенаправленно расширять свои социальные связи, определять пространства успешности, корректировать умения, навыки и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в социуме.
Обладая практическим интеллектом, дети с ОВЗ, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбором обходных путей, то есть к разумным действиям, позволяющим развивать у них навыки коммуникации, корректировать недостатки мышления, формировать положительные личностные качества. Все это дает возможность развивать в детях с ОВЗ качества саморазвивающейся личности, способной определить приоритеты и выбрать перспективу своей социализации. От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами в ОУ (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т.д.) и социуме.
Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска. Для этого в нашем ОУ создана коррекционно-развивающая среда.
Основными направлениями этой деятельности являются:
– система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых этажей, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
– разработка разно-вариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой может воспользоваться любой педагог;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.
Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.
Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, столовой, по школе и т.д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях
(ведутся журналы по ТБ).
На выбор детей в школе-интернате действуют кружки, ведутся занятия по эстетическому циклу. Это слушание музыки, ритмика, ИЗО, хор, логопедия. Дополнительным образованием в школе-интернате охвачено 100% воспитанников. СтановлениеСтановление личности – высокая моральная задача, которая стоит перед любым педагогом, работающим в школьном- ученическом коллективе. Мораль определяет отношение человека к социуму, в котором он существует, к товарищам, к самому себе, требует ответственного подхода к своим обязанностям, к интересам коллектива, активного участия в решении общих задач. Успех процесса воспитания зависит от того, какие цели ставятся в работе с детьми, какие качества необходимо формировать у них, во время какой деятельности детей осуществляется воспитательный процесс.
Воспитание в коллективе сверстников – дело сложное, требующее большой организационной работы и непрерывного внимания воспитателя к личности каждого ребёнка, к его индивидуальным особенностям.
Творческий процесс – это в сущности социальная практика ребёнка, т.к. в условиях коррекционной работы с аномальными детьми готовятся к жизни дети через практические умения мыслить, работать руками, видеть прекрасное в реальности, замечать красоту, реализовать свои способности. Важным является то, что в коллективном творчестве дети накапливают социальный опыт, привыкают считаться с умениями и интересами своих сверстников, вступают с ними в разнообразные контакты.
В условиях школы – интерната развитие творческих способностей – это один из способов помочь детям найти своё место в современных реалиях, не потеряться в нашем жестоком мире деловых людей. Если наученные нами дети приобрету навыки выразительной речи, умение что-либо делать руками, мы можем надеяться, что выполнили свою воспитательную задачу. Ведь не секрет, что воспитываются дети в неполных семьях, родители склонны к аморальному поведению, а значит, опыт семейного воспитания носит отрицательный характер. И только в условиях школы-интерната они – дети с недостатками в развитии – могут приобрести положительный опыт, который в соответствии с их возрастными и психофизическими характеристиками утверждают каждого индивидуума в общем коллективе как детей, так и в будущем взрослых людей.
Из опыта работы мы можем отметить, что есть дети, умеющие понять, как можно лучше и интереснее передать тот или иной образ, как связать из ниток, смастерить из бросового материала, и есть дети, не умеющие даже правильно сложить лист бумаги. Наша задача – это научить каждого из детей глубже понять окружающий мир, дать некоторый жизненный опыт, вызвать потребность выразить его в деятельности.
Для нас очень важен момент включения детей в разнообразные виды деятельности и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые мы опираемся при общении с воспитанниками. Не секрет, что наши воспитанники привыкли потреблять готовое, но, когда работа педагогов строится на производительной деятельности, это благотворно сказывается на становлении личности каждого ребёнка.
Воспитывающая художественная творческая деятельность становится таковой при условии нравственного аспекта мотивации (сделай интересно, красиво, помоги другому и т.д.). Мы всегда стараемся организовать совместную деятельность, чтобы участники деятельности были партнёрами по достижению результата. В нашей школе учитывается отношение детей к деятельности, потому что воспитание личности предполагает формирование системы отношений к приобретаемой информации. Мы, воспитатели, так представляем отношения, чтобы нужное содержание увлекало, заражало ребёнка, потому что результат важен как итог нашей роботы.
Новые социально-экономические отношения, расширение многосторонних связей между городом и деревней требуют решения проблемы формирования развития личности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с учётом его индивидуальных возможностей.
Общество не делает во взрослой жизни скидок детям, ранее обучавшихся в коррекционной школе-интернате. Значит, в систему методов и приёмов педагогического воздействия включаются вся система воздействий предусматривающих коррекцию интеллектуального дефекта.