Урок «Толерантность — социальная ценность и основа развития правового и демократического общества»

2
0
Материал опубликован 5 February 2023 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Тема учебного занятия: «Толерантность – социальная ценность и основа развития правового и демократического общества»

Тип учебного занятия: комбинированный урок 

Образовательные и материальные ресурсы:

раздаточный материал (рабочие листы), текстовые и графические материалы: плакаты, выдержки из законов, отрывки из учебной литературы и др.;

мультимедийная презентация (соответствующая аппаратура: компьютер и др.)

Цель учебного занятия: ознакомить обучающихся с проблематикой нетерпимости (интолерантности) в обществе, с понятием толерантности и ее значимости в современном мире, содействовать правовому воспитанию и формированию у обучающихся чувства гражданской и личной сопричастности к общественному развитию, создать условия для развития навыков межкультурного диалога, стремления к бесконфликтному взаимодействию с окружающими людьми и толерантному поведению.

Задачи учебного занятия:

- личностные:

формировать у обучающихся уважительное и толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам, сформировать эмпатию, чувства сопереживания к группам людей, подвергающихся различного рода дискриминации;

выработать негативное отношение молодежи к конфликтам на почве интолерантного поведения

способствовать повышению уровня нравственного и гражданского саморазвития обучающихся, эмоционально-нравственной отзывчивости (личностные УУД).

- метапредметные:

развивать у обучающихся умения ставить цель и выделять задачи собственной учебной деятельности, планировать их выполнение как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими обучающимися и учителем (регулятивные УУД);

стимулировать развитие критического мышления и любознательности, развивать операции мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация и др., развивать умения работы с информацией (познавательные УУД);

формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения и умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде, умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД).

- предметные:

сформировать у обучающихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле;

ознакомить обучающихся с существованием радикальных, экстремистских, националистических движений, показать опасность их существования, повысить уровень осведомленности о существующих формах ксенофобии и всех видах нетерпимости;

расширить понимание проблематики темы толерантного развития общества как основы для формирования правового государства и развития в нем демократических институтов. 

Используемые педагогические технологии:  

- Технология критического мышления

- Технология проблемного обучения

- Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа на уроке)

- Музейная педагогика

- Артпедагогика

Основные термины и понятия:

толерантность, интолерантность, дискриминация, геноцид, агрессия, национализм, ксенофобия, сотрудничество, компромисс, стереотип, предрассудок, права человека

Планируемые образовательные результаты: формирование УУД (согласно карте урока)

Организационная структура урока

(на основе технологии критического мышления)

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Время

(прим.)

Цель этапа

Используемые педагогические технологии

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

 

1 – 2 мин.

Знакомство с обучающимися, проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Подготовка к работе, проверка своей готовности к уроку

Личностные: положительное отношение к процессу познания

Познавательные: -

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

«Вызов»

Актуализация темы через проблемную подачу учебного материала

8 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели урока и учебных задач

 

Технология критического мышления, технология проблемного обучения, музейная педагогика

 

Вступительное слово учителя («Музей в сундучке»), создание проблемной ситуации

Представление эпиграфа к началу урока «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты.» Владимир Высоцкий

Демонстрация видеофрагмента (видеоряд к песне Н.Болтянской «Мама, отчего ты плачешь»)

Учитель организует погружение в проблему через обсуждение различных форм нетерпимости в обществе (на примере исторического материала - Холокоста)

При этом на доске отражаются называемые формы нетерпимости (например, в форме листьев и дерева)

Совместно с учениками определяет тему, цель и задачи урока

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, обсуждают просмотренный видеоряд, вспоминают известные понятия, связанные с темой, дают краткую характеристику нетерпимости в обществе, совместно с учителем определяют тему, а также ставят цель и задачи урока

 

Личностные: формирование личного интереса к теме и негативного отношения к различным формам нетерпимости, умения осознавать опыт прошлого

Познавательные: ознакомление с темой занятия, развитие умения работать с информацией, анализировать ее, определение основных понятий (работа со «словарем урока»), установление межпредметных связей (История, Обществознание)

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать

Регулятивные: сосредоточение внимания к учебному материалу, планирование своей деятельности на уроке (развитие умения поставить цель, учебные задачи)

«Осмысление»

Первичное усвоение новых знаний

18

мин.

Совместное исследование проблемы, изучение учебного материала.

 

Технология критического мышления, технология проблемного обучения, артпедагогика

Учитель предлагает обучающимся выполнить различные задания, выступает в роли посредника, координирует деятельность членов групп (по мере необходимости), помогает в случаях затруднений

 

Обучающиеся работают с учебным материалом, по мере выполнения заданий заполняют рабочие листы.

 

Участвуют в групповой работе, деятельность в которой имеет целью показать многоаспектность изучаемого явления:

1 группа работает с терминами и понятиями;

2 группа определяет типы толерантности через творческую деятельность (анализ художественных произведений, «дорисовка» картин)

3 группа работает с нормативно-правовым документом (Всеобщая декларация прав человека)

 

Личностные: формирование чувства сопереживания, умения принять иную культуру, нацию, религию, развитие гражданственности через отрицание дискриминации, социальной несправедливости как форм взаимодействия в обществе

Познавательные: смысловое чтение, анализ учебных объектов с целью выделения признаков, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, развитие умения выдвигать гипотезы и их обосновывать

Коммуникативные: инициативное сотрудничество между членами группы в поиске и выборе наиболее эффективных способов решения учебных задач

Регулятивные: прогнозирование результата групповой работы, самоконтроль.

«Рефлексия»

10 мин.

Закрепление полученных знаний, их «присвоение» (перестраивание собственных представлений)

 

 

Технология критического мышления

 

Просмотр видеофрагмента «Страна без расизма», обсуждение с обучающимися просмотренного материала с целью закрепить полученные ранее знания и связать учебный материал с жизненным опытом обучающихся

Учитель предлагает обучающимся заполнить таблицу в рабочих листах о вариантах толерантного и интолерантного поведения, сравнить собственное поведение с позициями, указанными в таблице. Предлагает детям определить формы реализации толерантного поведения (при этом заменяет на доске «листья» на названия позитивных форм реализации толерантного поведения)

Обучающиеся обсуждают просмотренный видеоряд, отвечают на поставленные вопросы.

Работают с рабочими листами (заполняют таблицу, анализируя информацию в сопроводительном тексте)

Делают выводы по изученному на уроке материалу

Личностные: формирование собственного аргументированного представления об изучаемом, навыков толерантного поведения и стремления к бесконфликтному поведению

Познавательные: анализ собственных мыслительных операций, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение разными формами речи

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка действий

«Релаксация»

5 мин.

Создание условий для снятия утомляемости обучающихся

-

Просмотр видеофрагмента

Обучающиеся просматривают видеофрагмент и делают самостоятельные выводы (без обсуждения)

Личностные: формирование позитивного настроя к изученной теме, мотивация к самостоятельному выбору активной и нравственной жизненной позиции

Познавательные: -

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: самооценка своей деятельности

Домашнее задание

2 мин.

Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-

Учитель знакомит обучающихся с содержанием домашнего задания, дает комментарий к его выполнению

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Личностные: -

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных задач, поставленных в домашнем задании

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование самостоятельной работы по домашнему заданию

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.