Урок «Толерантность — социальная ценность и основа развития правового и демократического общества»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема учебного занятия: «Толерантность – социальная ценность и основа развития правового и демократического общества» |
Тип учебного занятия: комбинированный урок |
Образовательные и материальные ресурсы: раздаточный материал (рабочие листы), текстовые и графические материалы: плакаты, выдержки из законов, отрывки из учебной литературы и др.; мультимедийная презентация (соответствующая аппаратура: компьютер и др.) |
Цель учебного занятия: ознакомить обучающихся с проблематикой нетерпимости (интолерантности) в обществе, с понятием толерантности и ее значимости в современном мире, содействовать правовому воспитанию и формированию у обучающихся чувства гражданской и личной сопричастности к общественному развитию, создать условия для развития навыков межкультурного диалога, стремления к бесконфликтному взаимодействию с окружающими людьми и толерантному поведению. Задачи учебного занятия: - личностные: формировать у обучающихся уважительное и толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам, сформировать эмпатию, чувства сопереживания к группам людей, подвергающихся различного рода дискриминации; выработать негативное отношение молодежи к конфликтам на почве интолерантного поведения способствовать повышению уровня нравственного и гражданского саморазвития обучающихся, эмоционально-нравственной отзывчивости (личностные УУД). - метапредметные: развивать у обучающихся умения ставить цель и выделять задачи собственной учебной деятельности, планировать их выполнение как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими обучающимися и учителем (регулятивные УУД); стимулировать развитие критического мышления и любознательности, развивать операции мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, классификация и др., развивать умения работы с информацией (познавательные УУД); формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения и умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде, умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД). - предметные: сформировать у обучающихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле; ознакомить обучающихся с существованием радикальных, экстремистских, националистических движений, показать опасность их существования, повысить уровень осведомленности о существующих формах ксенофобии и всех видах нетерпимости; расширить понимание проблематики темы толерантного развития общества как основы для формирования правового государства и развития в нем демократических институтов. |
Используемые педагогические технологии: - Технология критического мышления - Технология проблемного обучения - Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа на уроке) - Музейная педагогика - Артпедагогика |
Основные термины и понятия: толерантность, интолерантность, дискриминация, геноцид, агрессия, национализм, ксенофобия, сотрудничество, компромисс, стереотип, предрассудок, права человека |
Планируемые образовательные результаты: формирование УУД (согласно карте урока) |
Организационная структура урока
(на основе технологии критического мышления)
Основные этапы организации учебной деятельности |
Время (прим.) |
Цель этапа |
Используемые педагогические технологии |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Оргмомент
|
1 – 2 мин. |
Знакомство с обучающимися, проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
- |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Подготовка к работе, проверка своей готовности к уроку |
Личностные: положительное отношение к процессу познания Познавательные: - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
|
«Вызов» Актуализация темы через проблемную подачу учебного материала |
8 мин. |
Формулирование темы урока, постановка цели урока и учебных задач
|
Технология критического мышления, технология проблемного обучения, музейная педагогика
|
Вступительное слово учителя («Музей в сундучке»), создание проблемной ситуации Представление эпиграфа к началу урока «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты.» Владимир Высоцкий Демонстрация видеофрагмента (видеоряд к песне Н.Болтянской «Мама, отчего ты плачешь») Учитель организует погружение в проблему через обсуждение различных форм нетерпимости в обществе (на примере исторического материала - Холокоста) При этом на доске отражаются называемые формы нетерпимости (например, в форме листьев и дерева) Совместно с учениками определяет тему, цель и задачи урока |
Обучающиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, обсуждают просмотренный видеоряд, вспоминают известные понятия, связанные с темой, дают краткую характеристику нетерпимости в обществе, совместно с учителем определяют тему, а также ставят цель и задачи урока
|
Личностные: формирование личного интереса к теме и негативного отношения к различным формам нетерпимости, умения осознавать опыт прошлого Познавательные: ознакомление с темой занятия, развитие умения работать с информацией, анализировать ее, определение основных понятий (работа со «словарем урока»), установление межпредметных связей (История, Обществознание) Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать Регулятивные: сосредоточение внимания к учебному материалу, планирование своей деятельности на уроке (развитие умения поставить цель, учебные задачи) |
|
«Осмысление» Первичное усвоение новых знаний |
18 мин. |
Совместное исследование проблемы, изучение учебного материала.
|
Технология критического мышления, технология проблемного обучения, артпедагогика |
Учитель предлагает обучающимся выполнить различные задания, выступает в роли посредника, координирует деятельность членов групп (по мере необходимости), помогает в случаях затруднений
|
Обучающиеся работают с учебным материалом, по мере выполнения заданий заполняют рабочие листы.
Участвуют в групповой работе, деятельность в которой имеет целью показать многоаспектность изучаемого явления: 1 группа работает с терминами и понятиями; 2 группа определяет типы толерантности через творческую деятельность (анализ художественных произведений, «дорисовка» картин) 3 группа работает с нормативно-правовым документом (Всеобщая декларация прав человека)
|
Личностные: формирование чувства сопереживания, умения принять иную культуру, нацию, религию, развитие гражданственности через отрицание дискриминации, социальной несправедливости как форм взаимодействия в обществе Познавательные: смысловое чтение, анализ учебных объектов с целью выделения признаков, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, развитие умения выдвигать гипотезы и их обосновывать Коммуникативные: инициативное сотрудничество между членами группы в поиске и выборе наиболее эффективных способов решения учебных задач Регулятивные: прогнозирование результата групповой работы, самоконтроль. |
|
«Рефлексия» |
10 мин. |
Закрепление полученных знаний, их «присвоение» (перестраивание собственных представлений)
|
Технология критического мышления
|
Просмотр видеофрагмента «Страна без расизма», обсуждение с обучающимися просмотренного материала с целью закрепить полученные ранее знания и связать учебный материал с жизненным опытом обучающихся Учитель предлагает обучающимся заполнить таблицу в рабочих листах о вариантах толерантного и интолерантного поведения, сравнить собственное поведение с позициями, указанными в таблице. Предлагает детям определить формы реализации толерантного поведения (при этом заменяет на доске «листья» на названия позитивных форм реализации толерантного поведения) |
Обучающиеся обсуждают просмотренный видеоряд, отвечают на поставленные вопросы. Работают с рабочими листами (заполняют таблицу, анализируя информацию в сопроводительном тексте) Делают выводы по изученному на уроке материалу |
Личностные: формирование собственного аргументированного представления об изучаемом, навыков толерантного поведения и стремления к бесконфликтному поведению Познавательные: анализ собственных мыслительных операций, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение разными формами речи Регулятивные: контроль, коррекция, оценка действий |
|
«Релаксация» |
5 мин. |
Создание условий для снятия утомляемости обучающихся |
- |
Просмотр видеофрагмента |
Обучающиеся просматривают видеофрагмент и делают самостоятельные выводы (без обсуждения) |
Личностные: формирование позитивного настроя к изученной теме, мотивация к самостоятельному выбору активной и нравственной жизненной позиции Познавательные: - Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: самооценка своей деятельности |
|
Домашнее задание |
2 мин. |
Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
- |
Учитель знакомит обучающихся с содержанием домашнего задания, дает комментарий к его выполнению |
Обучающиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Личностные: - Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных задач, поставленных в домашнем задании Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование самостоятельной работы по домашнему заданию |