Статья на тему «Создание положительной атмосферы в классе, взаимодействие учителя и родителей»
Создание положительной атмосферы в классе, взаимодействие учителя и родителей
Попробуем разобраться, что же необходимо для создания положительной атмосферы в классе и для плодотворного сотрудничества классного руководителя и семьи?
В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьёй школьника.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в заинтересованности изучения ребёнка обоими сторонами, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет учителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Сотрудничество школы и семьи - это результат работы длительного периода времени классного руководителя, которая предполагает систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
В современном мире система семейного воспитания претерпевает значительные перемены. Можно отметить, что разрушение традиционного понимания семьи усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
– малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
– отделение молодых семей от своих родителей. С одной стороны, это очень хорошо, так как улучшение жилищных условий позитивно сказывается на микроклимате семьи, но в то же время влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость;
– практически утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль». Часто, балуя ребенка и поощряя все капризы, ссылаясь на малолетний возраст малыша, родители не замечают, как становятся манипулируемы собственным ребенком и порой сложно бывает противостоять всем потребностям и запросам своего чада, что приводит к конфликтам интересов и негативно сказывается на всех членах семьи;
– социальные и экономические трудности нередко осложняют процесс воспитания.
Классному руководителю необходимо быть заинтересованным в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям с организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые делятся на следующие классификации:
– по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные;
– по составу: а) родители и дети, б) дети, родители, родители родителей;
– неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
– внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.
Также в педагогике классифицируют семьи и по характеру взаимоотношений, например, такие как «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
– в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
– «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, семья не особо занимается воспитанием детей;
– «неблагополучные» семьи, в которых явно просматриваются недопустимые взаимоотношения, такие как постоянные крики, наказания детей. Всё это может создать надлом в душе ребёнка и сделать его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
– наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей наблюдается в высокообеспеченных семьях, где дети часто предоставлены на воспитание няням.
Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.
К сожалению, есть семьи, которым, так сказать, «некогда» воспитывать своих детей в силу каких-либо причин, и они считают, что школа должна научить всему. В этом случае, хотелось бы порекомендовать педагогам ознакомить родителей со статьей 63 СК РФ, в которой говорится о том, что преимущественное право на обучение и воспитание своих детей предоставлено родителям.
Взаимодействие педагога с семьями не должен носить шаблонный характер, формы взаимодействия могут быть различны. Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы. Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные:
- к индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи;
- к групповым формам относят родительские собрания, которые в последнее время претерпели изменения в структуре и содержании.
Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании не является эффективным взаимодействием, в отличие от диалога с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Не менее значима форма приглашения родителей на собрание. Например:
«Уважаемая Мария Ивановна и Петр Степанович!
Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2020 г. в 18.00 часов в школе.
Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Иванова Полина Ивановна.»
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий;
– помощь в оформлении;
– уборка кабинета;
– создание органов самоуправления (родительский комитет и др.).
Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные мероприятия.
Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи, заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.
Совместная деятельность педагога, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную и плодотворную работу.
4