12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красина Лидия Александровна446
Я счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом!
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Непреходящей ценностью для человека всегда была, есть и будет семья. Ее не сможет заменить ни один социальный институт. Именно в семье ребенок получает первые представления о мире, социуме, нравственных ценностях. В семье начинается воспитание.

Многие известные педагоги: Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. С. Макаренко, С.Т. Шацкий , Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский – размышляли о проблемах семейного воспитания, о взаимодействии семьи и школы, разрабатывали методологические подходы к организации взаимодействия школы и семьи.

Всем нам знакомы слова В. А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Но в последнее время все чаще и чаще педагоги и родители оказываются в положении противостояния, нежели сотрудничества и партнерства. Пришло время педагогам и родителям вместе выступать против проблем, с которыми сталкиваются наши дети.

Сотрудничество семьи и школы, на мой взгляд, должно основываться на взаимном принятии, понимании, уважении, поддержке. При такой совместной деятельности, которая объединена общей целью, важно доверие и доброжелательность. Установление контакта часто зависит от педагога, вернее от его поведения, манеры общаться с людьми, умения слушать и вести диалог.

Основным методом взаимодействия с родителями, используемым нами ежедневно, была и остается беседа. Часто мы спешим передать информацию родителям, не учитывая многие нюансы: характер собеседника, его настроение, спешим донести свои претензии, высказать «наболевшее», нужные сведения, решить проблемы. В лучшем случае получая недопонимание, в худшем - негатив…

Каждому учителю необходимо овладеть искусством ведения диалога. В этом могут помочь советы, памятки и рекомендации по правилам ведения беседы, которых много в свободном доступе. Важно при проведении диалога не только помнить о тонкостях диалога, но и активно применять их на практике, также помнить о цели беседы и ясно представлять ее результат. В противном случае диалог превратится в бессмысленный разговор. Вроде бы простая беседа, а сколько тонкостей. Пожалуй, о проведении беседы можно написать отдельную статью.

В своей практике использую беседу как основной метод взаимодействия с родителями. Индивидуальные беседы, групповые, беседы с приглашением психолога, членов администрации, учителей-предметников.. Вид зависит от причины встречи, ситуации. Считаю этот метод и самым результативным, так как, общаясь с человеком, вижу, как он (она) реагирует на мою информацию, как ее воспринимает. Часто беседа с взрослым человеком помогает понять поведение и поступки самих учеников, ведь дети воспитываются на личном примере своих родителей. Так что беседа – любимый, действенный, результативный, информативный метод взаимодействия с родителями.

В последнее время учитель активно использует в своей практике форму переписки через различные мессенджеры. Такое общение привычно и удобно, но не всегда эффективно. В своей практике использую для объявлений, актуальной информации для родителей всех детей класса, но не для решения возникающих вопросов по поведению и обучению. Живое общение такая форма заменить не может. Для общения в моем классе созданы чаты в WhatsAp, группа класса в ВКонтакте. В группе класса размещаю информацию о мероприятиях, проводимых в классе, с согласия родителей размещаю фотографии, публикую различные памятки, поздравления (информация, которую видят и дети, и родители). В беседе в WhatsAp - информация только для родителей, общая, которая касается всех участников. Такой метод взаимодействия с родителями помогает мне и как учителю-предметнику. Современные технологии помогают своевременно донести необходимую информацию до родителей. На практике мне такая форма помогает в работе с неуспешными детьми. Постоянно вызывать родителей в школу для бесед не будешь. А такие дети требуют усиленного контроля. Общение с родителями по телефону, посредством переписки помогает в корректировке успеваемости, поведения ребенка.

​​​​​​​Конечно же, в использовании мессенджеров есть и минусы: ночные СМС, звонки в неурочный час…- всем знакомые и понятные, но если работа с родителями ведется в системе, переходит на уровень взаимо - (доверия, понимания, уважения), то эти раздражающие неудобства исчезнут.

Еще одной традиционной формой работы с родителями остается родительское собрание.

Каждый классный руководитель хорошо знаком с данной формой сотрудничества. Одной из проблем такого взаимодействия часто является низкая посещаемость родителей. Большое значение придаю явки родителей на собрания, об этом говорю своим мамочкам и папочкам и настаиваю на присутствии всех. Но на практике, сами понимаете, всегда находятся «уважительные» причины для отсутствия, в таком случае (по нашему общему решению с родителями) обязательна личная встреча после собрания. Такая система дисциплинирует родителей.

Считаю, что на родительских собраниях должны обсуждаться вопросы, которые касаются всех родителей. Это могут быть вопросы по воспитанию, психологии, особенностях общения взрослых и детей (освещение теоретических вопросов воспитания и обучения, своего рода семинары); практические занятия (тренинги, решение ситуативных задач). Следует отметить, такие элементы требуют серьезной подготовки, но родителям (во всяком случае, моего класса) нравятся деловые игры и обсуждение решений сложных ситуаций. Обязательно на родительские собрания приглашаю учителей – предметников (заранее обговариваю план выступления, чтобы не переходить на обсуждение личностей, все индивидуальные рекомендации только при личных беседах). Вызывает интерес у родительской общественности различные тесты, анкеты, диагностики (подбираю в зависимости от тематики собраний и проблем класса). Конечно, обязательно стараюсь поддерживать обратную связь – интересуюсь, что волнует родителей, какие вопросы следует обсудить на следующих собраниях. Безусловно, на собраниях говорим и об организации и проведении различных классных и школьных мероприятий (в том числе и совместных с родителями), хозяйственные вопросы, обсуждаем возникающие ситуации. Не могу похвастаться, что на практике все получается гладко и идеально. Возникают различные ситуации, иногда приходится напоминать присутствующим об уважении, возвращать к теме собрания. Бывают жаркие споры, претензии, недопонимание. Но самое главное, помнить, что нас объединяют одна цель и интересы детей, что мы союзники, а не враги. Сама демонстрирую уважение и доверие к родителям. Отказываться от такого метода взаимодействия нельзя. Убеждена, что перед современной школой важной задачей является просвещение (а в некоторых вопросах и обучение) родителей. Поэтому раз в четверть провожу собрание, о тематике сообщаю заранее, чтобы родители имели представление о том, что их ожидает.

Интересной формой взаимодействия является подготовка «сюрпризов» для родителей. Наше взаимодействие с родителями развивается для детей, поэтому не должно быть без них. В качестве «сюрпризов» может быть любое проявление внимания детей к своим родным. В пятом классе мы готовили видеоролики с поздравлениями на День матери, 8 марта. Перед праздниками ребята делали открытки для родителей и родных. Перед родительскими собраниями оформляю кабинет работами детей: рисунки, проекты, плакаты, поделки. У родителей такие выставки вызывают интерес. Планирую выступление ребят на родительских собраниях перед Новым годом, в конце года можно провести выставку детских достижений.

Далеко не обо всех методах взаимодействия рассмотрела в своей статье. Думаю, каждый педагог выбирает тот формат взаимодействия с родителями, который комфортен. Главное, чтобы общение с родителями представляло собой сотрудничество и давало возможность лучше узнать детей, посмотреть на них с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании их индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.

Родители детей моего класса являются активными помощниками и единомышленниками. А вместе мы – сила!



Литература:


Абрамов С.И. Технологии сотрудничества педагога с родителями / С.И. Абрамов. – М.: ПСТГУ, 2018;

Грибоедова Т.П., Костюкова, Т.А. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству. // Вестник ТГПУ. – 2008. – Выпуск 3 (77). – С. 47 – 50. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-gotovnost-k-sotsialno-obrazovatelnomu-partnerstvu/viewer;

Перунова О. Д. «Семья и образование: технологии взаимодействия»,

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.1urok.ru/categories/13/articles/21289

Любицкая, К.А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе [Текст] / К.А. Любицкая, М.А. Шакарова // Вопросы образования. – 2018.

Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.08.22 в 14:52 0Ответить Пожаловаться
Хорошо ,что есть такие помощники и единомышленники,Лидия Александровна!
Красина Лидия Александровна, 09.08.22 в 15:26 1Ответить Пожаловаться
Да, согласна с вами, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.