СОЗДАНИЕ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЗДАНИЕ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Прилуцкая Людмила Александровна, г. Нарьян-Мар, учитель информатики ГБУ НАО «СШ №1 г. Нарьян-Мара».
Современный выпускник – это человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Совокупность этих качеств называется «компетностью».
Одна из ключевых компетенций современного школьника – исследовательская.
При формировании исследовательской компетенции происходит сознательное усвоение материала, четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков.
Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход и преемственность к формированию данных умений при изучении различных предметов.
Для формирования исследовательской компетенции необходима развивающая среда (это совокупность условий, организуемых учителем при обязательном участии самих учащихся с целью максимального развития личности обучающегося).
Развивающая среда должна быть:
- комфортной;
- эмоционально насыщенной (поддерживающей интерес и внимание учащихся);
- обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп обучения;
- стимулирующей познавательную активность (побуждающей к самостоятельности и творчеству);
- здоровьесберегающей.
Решить поставленную задачу можно используя нескольких современных педагогических технологий. К таким технологиям относятся исследовательская и проектная.
Исследование. В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Ставим перед учениками исследовательскую задачу: произошло некоторое явление (событие). Необходимо объяснить его, выяснить причины… Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Что сделать, чтобы этого избежать?
Например, при изучении темы «Информация-Компьютер-Информатика» мы рассматриваем зрительные иллюзии. Выясняем, почему возникает та или иная иллюзия. Выслушиваем различные гипотезы, проверяем их. Затем дети создают свой рисунок иллюзии. В конце урока проводим итоги: какое исследование мы с вами проводили на уроке, какова была цель нашего исследования, какая гипотеза подтвердилась?
При изучении темы «Наглядные формы представления информации» предлагаю учащимся текстовую информацию, и прошу ответить на вопросы по тексту, выясняем, что для этого им приходится несколько раз прочитывать текст. Предлагаю преобразовать информацию в более наглядную форму. Обсуждаем работы. Приходим к выводу, что удобнее всего информацию представить в виде таблицы, рисунка, диаграммы.
В задания практикума добавляется исследовательская составляющая. А что будет, если мы сделаем так или так? Учащимся предоставляется возможность выбрать и проверить действия инструментов, составляющих меню или алгоритмов.
Например, в задании «Шутка», где надо вставить в текст рисунки, изображающие животных вместо многоточий. Мы сначала выясняем, как рисунок становится на свое место, какие инструменты для этого нужно использовать, как сделать так, чтобы рисунки были одинакового размера, что бы при увеличении или уменьшении шрифта рисунки не смещались. Делаем вывод, что нужно изменить формат рисунка, выясняем, что в данный момент к рисунку формат «Обтекание», а нам нужен формат «В тексте». Применяем его, и рисунки после изменения шрифта остаются на нужных местах. Делаем вывод, что изменение формата рисунков изменяет их положение в документе.
При изучении темы «Графический редактор» после изучения основных инструментов, предлагаю ученикам создать инструкцию по рисованию выбранного ребенком объекта. Инструкция может быть оформлена по разному: в виде текста, последовательности рисунков и т.д.
На уроках по теме «Алгоритмы и исполнители» в учащиеся создают программы для исполнителя Колобок, Чертежник, Робот. Изучив основные алгоритмические конструкции и системы команд, учащиеся получают инструментарий для широкого круга экспериментов. Выполняя задание, учащемуся приходится не только решить определенный круг задач, но и провести эксперимент, чтобы достигнуть результата. Одна и та же задача может быть решена различными способами. Рассматриваем различные решения, обсуждаем использованные алгоритмические конструкции и выбираем оптимальное решение.
Основной тезис современного понимания метода проектов – понимание учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Например проект «Цвет в компьютерной графике», в котором ученица 9 «А» класса Хохлова Наталья ответила на вопрос: «Почему цвет изображения на экране монитора отличается от цвета этого же изображения при печати?». В ходе проекта были проведены физические и компьютерные эксперименты по цветообразованию, даны советы, как избежать потери цвета при печати изображения.
Межпредметные проекты выполняются, чаще всего, во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Такие проекты можно выполнять и на уроках, например проект «Ненецкие сказки» (5 класс): рисунки выполняются на уроке ИЗО, форматирование текстов, обработка отсканированных изображений, рисование ненецких орнаментов, верстка выполняются на уроках информатики.
Проект «Физика в пословицах», в этом проекте проиллюстрированы пословицы, в которых описывается влияние силы трения на окружающие предметы».
Проект «Трение», цель которого создать вычисляемую таблицу для выполнения практической работы «Исследование зависимости коэффициента трения от рода трущихся поверхностей».
На уроке физики учащимся задана подготовка к лабораторной работе. На уроке информатики при закреплении темы «Электронные таблицы» обучающимся было предложено подготовить вычисляемую таблицу для выполнения расчетов и заготовку для построения графика данной зависимости, так чтобы при занесении в таблицу результатов расчеты и график построились автоматически. На следующем уроке физики ученики заносили результаты измерений в таблицу, автоматически строился график. Школьники видели, что использование Excel освободило их от рутинной вычислительной работы и избавило от вычислительных ошибок, что значительно повысило плотность урока.
В ходе итогового повторения физики и тем «Коммуникационные технологии», «Мультимедиа», «Моделирование» в курсе информатики и ИКТ был создан проект «Повторяем физику». На уроках физики учащимся были предложены темы. Они подбирали необходимый текстовый и иллюстративный материал используя материалы из коллекции электронно-образовательных ресурсов, составляли план ответа, который обсуждался участниками и руководителями проекта. После утверждения плана дети на уроках информатики приступали к работе по оформлению презентаций.
Краткосрочные проекты требуют выделения нескольких уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Работа по сбору информации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Например, проект «Занимательная информатика», 5 класс. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
В ходе проекта «Книга сказок» создан иллюстрированный сборник авторских сказок. В проекте были использованы рисунки учащихся, выполненные дома. При изучении темы «Текстовый редактор» дети набирали, редактировали и форматировали сказки, сочиненные ими на уроках русского языка. В ходе выполнения практической работы «Создаем комбинированные документы» дети иллюстрировали свои фрагменты сказок предварительно отсканированными учителем рисунками. По окончании работы переносили свои работы в общий сборник сказок. Обложку к книге выбирали на конкурсе обложек.
Групповые проекты «Русских сказок чудеса», «Чудеса света», «Мир в цифрах», Это интересно, «Мои увлечения» выполняются с помощью облачных сервисов Google (сервисы интернет, позволяющие создавать, хранить, редактировать и форматировать различные документы с помощью интернет инструментов и предоставляют возможность коллективной работы с документами). На уроке определяется тема проекта, создается заготовка для работы. Учащимся дается доступ к документу. Дети с удовольствием выполняют свою часть работы, наблюдают за работой других, общаются в чате, помогают друг другу. Самым сложным становится именно процесс выявления и уточнения интересов учащихся, совместного формулирования замысла будущего проекта.
Одним из примеров проектной деятельности в 5 классах является создание анимации в презентациях. Выясняем, что такое анимация, как она создается. Как создать ее при помощи программы PowerPoint. Затем ребята выбирают свою тему, рисуют героев, «оживляют» их. На завершающем этапе проходит защита проектов.
В заданиях на построение графика функции работы «Создаем графики и диаграммы» сначала строим график функции y=x2 по описанию в учебнике. Затем предлагаю учащимся построить несколько графиков функций: y=2x2, y=-2x2, y=5x2, y=1/2x2.
Обсуждаем, приходим к выводу о необходимости использования отдельной ячейки для коэффициента и необходимости использования абсолютной ссылки на данную ячейку. Выполняем построение графика, проводим эксперимент и делаем выводы относительно расположения графика функции в зависимости от коэффициента.
Проекты успешно можно использовать и для контроля знаний, и для исследовательской работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.
Ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские компетенции.
Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми. Информационные технологии позволяют представить результаты более наглядно, вовлечь в процесс обсуждения и работы множество других людей.
Список использованной литературы
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007.
Зимняя И. А. Компетентность человека новое качество результата образования / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования, кн. 1.
Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003: Краткий отчет. — М.: ИСМО РАО, НФПК, 2004.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — с.58–64.