Формирование условий развития функциональных компетенций обучающихся посредством проектно-исследовательской ориентации содержания образования.
Чернышев Эдуард Николаевич,
учитель проектной деятельности МБОУ СОШ №6
г.Красный Сулин Ростовская область
(eduardlaw@yandex.ru; 89508548772)
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Проектно-исследовательская специализация является доминирующей основой содержания образования в МБОУ СОШ №6 г.Красный Сулин. Находя воплощение в дидактических модулях учебных предметов и курсов, методах и способах познания, средствах достижения образовательных результатов и стилях общения участников образовательных отношений, проектно-исследовательская доминанта позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, управляемость им и раскрытие потенциала ФГОС для выявления, развития и поддержки высокомотивированных и способных обучающихся.
Под «проектно-исследовательской специализацией» понимается такая специфическая образовательная практика, в которой каждый педагогический факт рассматривается, во-первых, как несоответствие «того что есть» «тому, что надо», а, во-вторых, как неизведанный путь, проектирование которого находится в абсолютном приоритете того, кто осознает указанное несоответствие.
Вопрос об обоснованности выбранной специализации школы обусловлен ее многолетним опытом сотрудничества с учреждениями высшего образования, наличием высококвалифицированных кадров и современной материально-технической базы и сообразна словам А.Н. Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».[3]
Достижение оптимальных результатов учебно-исследовательской специализации школы обусловлено качеством профессионально-
-педагогического наставничества педагога в отношении школьников. Эти качества определены нами следующим образом:
признание педагогом исследовательской и поисковой деятельности в качестве действенного способа самореализации и жизнетворчества;
высокий уровень узкоспециализированной (предметной) компетентности, выходящей за рамки ФГОС;
постоянное самообразование и самосовершенствование на основе адекватного прагматизма и критицизма;
готовность транслировать опыт в сотрудничестве, признавать позитивные аспекты разнообразия;
способности к распознанию высокомотивированных обучающихся, способных к научному творчеству;
готовность наставлять и мотивировать к занятиям проектно-
-исследовательской деятельностью обучающихся, испытывающих соответствующие затруднения;
личностные качества: целеустремленность, терпеливость, настойчивость, эмпатия, интеллектуальная честность, эмоциональная стабильность и др.
При этом педагогами используются различные методы наставничества в отношении высокомотивированных и способных обучающихся:
1. Метод диффузного наблюдения: увидеть отличного от других, интересующегося, мыслящего нешаблонно, стремящегося к творческому самовыражению.
2. Метод нетривиальных решений: составь контрольно-измерительный материал, реши (докажи) нестандартно, реши олимпиадные задания и т.п.
3. Метод экспертных ролей: подготовь рецензию к решению, проекту, модели и т.п.
4. Метод генерализации: проблемное поле в той области, которая наиболее интересна, привлекательна.
5. Метод проектных проб.
Возникающий у ученика вопрос «А зачем мне нужно учиться проектной деятельности?» разрешается на этапе начала общего образования, когда обучающиеся в серии практик осознают жизненную необходимость такой деятельности для современного человека. Ибо в любой сфере деятельности необходимо владение интеллектом, навыками решения нестандартных задач, способами познания окружающего мира и успешного в нем жизнетворчества… Интегрированно эти понятия концентрируются в педагогической категории «функциональная грамотность», выступающей индикатором качества деятельности в описываемом опыте. [1]
Существует две группы интеллектуальных задач: познавательные и практические. К познавательным относятся задачи получения новых знаний о себе и об окружающем мире. Практические задачи же делятся на задачи совершенствования и задачи создания. К задачам совершенствования относятся те, решение которых направлено на совершенствование, улучшение какого-либо объекта, процесса или явления (повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение школьного сайта или процедуры подготовки к экзаменам и т.п.). К задачам создания относятся те, решение которых предполагает создание какого-либо технического устройства, программного продукта, новой научной теории и т.п. [4, с. 6]
Соответственно этой классификации происходит формирование содержания управления образовательным процессом в школе в целом, а обучающиеся выполняют авторские проектные задания.
Их специфика обуславливается установленными в локальных правовых актах требованиях. К ним относятся следующие:
1. Обязательное наличие целостного научно-методического аппарата (цель, задачи, гипотеза, индикаторы качества достижения цели, методы научного исследования); при этом является обязательным использование трех групп методов: теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление аналогий, генерализация, формулирование выводов и др.); эмпирических (опыт, эксперимент, опрос, анкетирование, апробация и др.); математических (расчет средних, построение гистограмм и частотных таблиц, расчет корреляционной зависимости сопоставимых показателей и др.). В научном аппарате проекта обязательно описывается его актуальность (важность) для групп людей или их взаимоотношений, исходя из принципов необходимости и достаточности, общепринимаемых в научных исследованиях.
2. Содержание письменного текста проекта должно отражать уникальную деятельность автора по решению познавательных либо практических задач. Уникальность проекта, установленная в пределах от 30% до 70% в зависимости от образовательного ценза автора, принята на основе многолетних наблюдений. Рефераты или сообщения на внепрограммную тему проектами не являются и к защите не допускаются.
3. Наличие авторского творческого продукта является обязательным требованием к проекту. К таким продуктам относятся: целостная научная теория (методика), полноценный сайт или работоспособный программный продукт, экспозиция в школьном музее, программа системы мероприятий и их фактическое проведение, ландшафтный объект, образовательная (просветительская) программа и ее фактическая реализация, действующая модель (конструкция).
Выполнение указанных требований позволяет добиваться высокого качества проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Для поддержки проектно-исследовательской деятельности используются ресурсы Центра образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», школьного шахматного клуба «Белая ладья», имеющего регистрацию на федеральном уровне, первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых» и другие организационные и образовательные ресурсы школы.
Для осуществления методической поддержки участников проектной деятельности школой создан специализированный сайт. [2]
В качестве положительного примера общешкольной проектно-исследовательской деятельности следует привести реализуемые в настоящее время в образовательной организации интегрированные проекты «Проект наставничества для высокомотивированных, талантливых и одаренных обучающихся», «Антиплагиат+», «Шахматный всеобуч», «Школа для родителей» и другие.
Очевидно, что наиболее полное и зримое воплощение проектно-исследовательская специализация находит в проектах, подготовленных обучающимися и ставшими победителями и призерами конференций Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ), ее Красносулинского филиала, муниципальных конференций «Юный исследователь», «Красный Сулин покоряет Вселенную», «Мультиверсум» и др. Так, в ноябре 2023 года 61 учащийся школы принял участие в научных коллоквиумах городской очно-заочной школы «Эрудит», в январе 2024 года девять обучающихся школы заняли 1-2 места на конференции Красносулинского филиала ДАНЮИ.
Специфика разрабатываемых обучающимися проектов разнообразна и далеко выходит за рамки школьной программы.
В проекте «Деревья Бережнева» сконструированы и описаны свойства фрактальных кривых в аффинной системе координат. По внешнему виду эти кривые образуют симметричные многоугольники, а, при достаточно развитом воображении, образующих образы деревьев. Автор проекта фактически создал локальную научную теорию, описав способ построения и многочисленные свойства этих фигур.
Отметим, что нами поощряется «авторское» название создаваемых исследователями научных теорий или объектов; так, например, был создан проект «Квадрат Бедного» по имени его автора и др.
В проекте «Об авторской технологии подготовки обучающихся к решению экономических задач в экзаменационных заданиях» автор описал проведенный им двухлетний эксперимент, в который были вовлечены не только более десяти учителей, но и все обучающиеся 8-11-х классов школы. Суть эксперимента состояла в том, чтобы апробировать механизм подготовки выпускников к решению экономических задач, которые громоздко сформулированы, но достаточно легко решаемы. Автором доказана гипотеза о том, что если предварять решение задачи разбором аналогичного сюжета, в котором известны все величины, то повышается уровень понимания задачи ее решателем и успешность самого решения.
В проекте «Мотивационная основа внутриклассного наставничества» автором разработана и проведена серия мероприятий среди обучающихся 8-х классов по повышению уровня заинтересованности обучающихся во взаимоподдержке. До реализации проекта попытки организовать внутриклассное взамодействие школьников при оказании помощи друг другу в учебе были малоэффективными.
В проекте «Гидропоника в домашних условиях» был проведен эксперимент по выращиванию домашних плодоносящих растений, используя специальные грунты, производимые как промышленностью, так и автором проекта самостоятельно. Выращенные огурцы оказались более успешными и достойными по вкусу по сравнению с аналогичными грунтового происхождения.
Следует отметить, что количество выполняемых обучающимися проектов растет ежегодно, как и их научно-образовательная ценность.
Конечно, овладение подростком методами проектно-исследовательской деятельности не моэет гарантировать стопроцентного успеха в достижении желаемых показателей функциональной грамотности, но они повышают его вероятность. Осваивая способы проектной деятельности, входящий во взрослую жизнь может развить те компетенции, которые будут полезными ему в жизни, чем бы он ни занимался:
● способность анализировать проблемные ситуации;
● способность проектировать цели;
● навыки планирования процесса достижения целей;
● навыки адекватной оценки решений и совершения обоснованного выбора;
● мотивацию к постановке и решению познавательных задач;
● мотивацию к конкуренции и кооперации, эффективной работе в группе.
В обеспечении условий для овладения этими компетенциями педагогический коллектив школы видит главный смысл своей совместной деятельности, миссию современного качественного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2022_v297_N4/15-19.pdf
https://studylib.ru/doc/433884/a.n.-kolmogorov.-nauchno-issledovatel._skaya-deyatel._nost._
Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. Сургут, РИО СурГПУ, 2014.