Конспект учебного занятия «Создание театральных масок по мотивам работ Пикассо»
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Конспект учебного занятия
Тема: «Создание театральных масок по мотивам работ Пикассо»
В рамках творческого игрового проекта
«Создай шедевр. Искусство для детей»
Составитель:
Павловских Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
ИЖЕВСК 2019
Цель:
Научить детей использовать инструменты кубизма в своих творческих и дизайнерских работах на примере театральных масок.
Задачи:
-познакомить с творчеством Пабло Пикассо, с его профессиональной дружбой с русским балетом;
-научить делать самостоятельный выбор образного решения творческой работы через игровую технологию случайного выбора;
-воспитывать любовь к прекрасному.
Планируемые результаты:
- научатся использовать инструменты кубизма на примере изготовления театральных масок;
- узнают о творчестве Пабло Пикассо, о его вкладе в искусство балета;
- осуществят свой творческий выбор при помощи игровых технологий самостоятельно;
- понимают, какие инструменты используются в искусстве для выражения мыслей и эмоций художника.
Методический совет: занятие может быть проведено на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Палитра.net». Можно проводить занятие как по предмету изобразительная грамота, так и по предмету компьютерный дизайн на усмотрение педагога.
Вид деятельности:
Рисование, бумажная пластика, работа с бумагой и вспомогательными материалами, либо компьютерная графика (на выбор педагога).
Возраст: 8-9 лет.
Оборудование:
Цветовой круг Иттена, оснащенный спиннером и стрелкой, таблицы пластических решений образов с полотен Пикассо, игральные кубики, Дженга с характерными прилагательными на деревянных блоках, иллюстративный материал по творчеству Пикассо, по театральным маскам, бумага, краски, кисти, карандаши, клей, ножницы, пастель, компьютер с графическим редактором(Paint, Paint.net).
План занятия:
1.Организация начала занятия, теоретические знания 15 минут.
2. Постановка учебной проблемы 15 минут.
3. Практическая работа 40 минут.
4. Подведение итогов 20 минут.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия, актуализация знаний, мотивация учащихся.
Приветствие, погружение в тему занятия. Презентация к занятию (Приложение 1).
Рассказ о художественном направлении КУБИЗМ в искусстве.
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.1
Знакомство с ярчайшим представителем кубизма Пабло Пикассо. (Слайд 2)
Кубизм в работах Пикассо отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Он означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Творческой целью Пикассо было конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.2
Изучение портретного жанра в работах Пикассо в стиле кубизм. Инструменты кубизма на примерах работ художника: членение на квадраты и прямоугольники, создание пространства , 2d-эффект, использование фактур, более пластичных форм, искажение формы, пространства, ракурса, использование геометрических теней. (Слайды 3,4,5)
Сотрудничество Пикассо с Сергеем Дягилевым. Театральные декорации, костюмы и маски работы Пикассо к балету «Парад».
Пикассо и Сергея Дягилева познакомила их общая подруга — французская пианистка русского происхождения Мисиа Серт. Во время Первой мировой войны (1914—1918) Серт подружилась с поэтом Жаном Кокто, и в 1916 году он попросил ее помочь с постановкой придуманного им балета. Как пишет голландский историк Шенг Схейн в книге «Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда», возможно, именно Мисиа свела вместе создателей будущего одноактного балета «Парад» — уже упомянутого Жана Кокто, композитора Эрика Сати и Пикассо. Скорее всего, она же посоветовала им обратиться к Сергею Дягилеву, успевшему стать известным в Европе вместе со своей балетной труппой. Для Пикассо это был первый опыт работы над балетной постановкой, и он очень увлекся процессом. В то время художник уже вовсю практиковал кубизм, и это отразилось как на декорациях, так и на костюмах.3(Слайд 6, 7, 8)
Видео – отрывок из балета (Приложение 2).
Театральные маски.
Маска – это специальная накладка на лицо из какого-либо материала, надеваемая с целью не быть узнанным или для защиты. Происходит от французского слова «masquе», в русском языке слову «маска» соответствует слово «личина». Форма маски обычно повторяет человеческое лицо, в ней имеются прорези для глаз, иногда еще для рта и носа. Маска призвана изображать чужое лицо или представлять «безличность», «безымянность, скрывая часть лица или лицо полностью.
В мировой театральной традиции с древних времен маски играют важную роль и являются атрибутом театрального действия. Театральные маски появились из обрядовых. Особенное значение маскам уделялось в восточных культурах. Их использование в театральной среде сохранилось до настоящего времени, хотя маски и претерпели изменения формы и выразительных средств. Традиционная форма маски бывает в виде накладки на лицо, что было присуще древнегреческому театру, буддистскому мистериальному театру, итальянской комедии дель арте (прообраз современных клоунов) и другим. Форма маски в виде грима присуща японским театрам Кабуки и Но.4 (Слайд 9, 10,11,12)
2. Постановка учебной проблемы.
Необходимо используя инструменты кубизма создать творческую работу – театральную маску. Цветовым решением работы должна стать классическая триада5, первый цвет определяется с помощью цветового круга, остальные основываясь на законы цветоведения (Приложение 3). Насыщенность и светлоту каждого цвета в творческой работе ученики определяют самостоятельно. Пластическое решение необходимо определить с помощью таблицы «Элементы маски» (Приложение 4) и игрального кубика. Бросков кубика должно быть пять: первым броском определяется форма лица, вторым – правый глаз, третьим – левый глаз, четвертым – нос, пятым броском – пластика носа. Характер и эмоциональную составляющую изображаемой маски определить с помощью игры Дженга. На деревянных блоках игры представлены следующие определения:
-счастливый
-грустный
-весёлый
-гневливый
-хитрый
-спокойный
-активный
-яркий
-тусклый
-громкий
-мелодичный
- колючий
- размеренный
- гордый
-властный
- усталый
- энергичный
Необходимо каждому учащемуся по очереди вытянуть блок с определением, при этом не уронив башню. Определение поможет при помощи изобразительных средств создать эмоциональный образ маски.
3. Практическая часть. Создание театральных масок в стиле кубизм Пабло Пикассо.
Отрисовка, декорирование, роспись, вырезание маски по заданным параметрам, либо рисование маски в графическом редакторе (на выбор педагога).
4.Подведение итогов. Просмотр творческих работ учащихся.
Защита готовых масок, представление каждым учеником характерных особенностей своей маски, её цветового, пластического и эмоционального решения.
Защита творческой работы каждым учащимся состоит из ответов на следующие вопросы:
Какие инструменты кубизма вы использовали в своей творческой работе (деление на геометрические фигуры, плоскостная передача объёма, условность)?
Охарактеризуйте цветовое решение своей творческой работы: дать определение классической триады, пояснить классическую триаду на примере своей работы, объяснить световое решение цвета в работе исходя из попавшихся эмоциональных определений на блоках Дженги.
Помогли ли игры для осуществления выбора цвета, пластики, эмоциональной окраски образа в создании творческой работы?
Какие приемы изобразительного творчества ты придумал в этой работе сам?
Приложение 3.
Приложение 4.
5 Классическая триада - это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. (Приложение 3)
Кияйкина Наталья Федоровна