12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга34
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский
3

Создание условий для социализации детей раннего возраста посредством применения в образовательной деятельности кинетического песка

Создание условий для социализации детей раннего возраста

посредством применения в образовательной деятельности кинетического песка


Подготовил:

О. И. Ли, воспитатель


В настоящее время дошкольное образование определено, как первая ступень общего образования, а детский сад выступает в качестве одного из социальных институтов социализации ребенка. Именно поэтому одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка и развития сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Позитивная социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

В целом социализация ребенка – это явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов таких, как наследственность, атмосфера, в которой ребенок воспитывается, среда, окружающая его, самопознание и саморазвитие.

Ранний возраст это период «социальной беспомощности» ребенка и очень важна в это время поддержка и помощь воспитывающих взрослых ответственных за обучение ребенка культурным нормам и усвоению социальных ролей.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. С этого времени начинается развитие и умножение контактов ребенка с социумом в условиях совместной деятельности. Это обогащает ребенка общественным опытом, и учит принимать себя и других. Происходит установка социальных стереотипов поведения – развитие самостоятельности, готовности находится в обществе (группа детей) и помогать другим.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям. Правильно организованная окружающая ребенка среда и окружение взрослых и детей способствуют обеспечению позитивной социализации воспитанников.

В связи с этим, важное значение для педагога приобретает проблема поиска эффективных методов и приемов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

На мой взгляд, эффективным методом решения задач социализации детей раннего возраста является использование кинетического песка в образовательной деятельности.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Податливость песка будит в детях желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок в песочнице сравним с созидателем: один жизненный сюжет меняет другой, все приходит и все уходит, но нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.

Кинетический песок представляет собой «живой» песок для детей – это удивительно нежная, пластичная и в то же время сыпучая масса. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. Поэтому, дотрагиваясь до него, дети испытывают приятные тактильные ощущения, успокаиваются и расслабляются.

Он похож на тесто для лепки, но не липнет к рукам. Его можно скатать в шар и разрезать на части, на нём можно рисовать, оставляя отпечатки; в него можно просто погружать руки, ощущать, как он струится между пальцами. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. 

С целью организации психолого – педагогической поддержки участников образовательных отношений в образовательной деятельности мной был разработан проект «Песочное детство».

Цель проекта была достигнута через реализацию следующих задач:

развивать условия для успешной адаптации детей раннего возраста к новым социальным условиям, установления доброжелательных отношений со сверстниками, с окружающими взрослыми;

развивать условия для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка во время пребывания в детском саду;

развивать тактильную «чувствительность»  как основу развития мануального интеллекта ребенка;

способствовать развитию познавательной и речевой активности детей, развивать интерес к сотрудничеству через участие в различных видах детской деятельности;

способствовать развитию коммуникативных умений и навыков совместной деятельности;

способствовать установлению и развитию партнерских отношений во взаимодействии «ребенок - ребенок», «ребенок – взрослый»;

повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности через организацию активных форм взаимодействия и сотрудничества.

В проекте приняли участие дети раннего возраста (1,5 – 3 лет), их родители и педагоги Детского сада. Проект реализовывался в течение двух лет.

Для реализации проекта был приобретен кинетический песок основных цветов, песочницы и емкости для песка, формочки и трафареты, подобраны игрушки и атрибуты для организации игровой деятельности. Были разработаны картотеки игр с песком, создан информационный банк по вопросам реализации направлений проекта.

Реализацию проекта начала с применения кинетического песка в адаптационный период. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе детьми во время адаптации к новым условиям. В процессе специально организованной педагогом деятельности ребенок что - то строит из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Многократно проживая эту тайну, дети достигают состояния равновесия, уходят тревога и страх. Одно из важнейших психотерапевтических свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится первоначально с помощью педагога, а постепенно и самостоятельно преодолевать возникающие трудности.

Наблюдая за действиями детей во время игры с песком, обратила внимание, что организация таких игр позволяет быстрее устанавливать доверительные отношения между воспитателем и ребенком, осваивать ребенку позитивные способы поведения, способствует появлению и/или усилению чувство доверия между участниками игры, спонтанному снижению высокого уровня психического напряжения как у ребенка, так и у воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Таким образом, специально организованные игры с песком позволяют ребенку с помощью взрослого проигрывать психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, тем самым сокращая сроки психофизической адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

С целью развития мануального (ручного) интеллекта в образовательной деятельности с детьми были проведены такие игры, как «Что получилось?», «Необыкновенные следы», «Дождь», «Заборчики», «Пекарня», «Угадай, что спрятано». Наблюдая за детьми в процессе игровых действий можно отметить, что такие совместные игры способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, установлению и налаживанию контактов между детьми, что в свою очередь является мощным стимулом речевого и интеллектуального развития ребенка.

Кинетический песок применялся мною и в различных видах детской деятельности. Например, для освоения понятий «один – много», «большой – маленький» детям были предложены формочки, ведерки, трафареты различных форм и величин для создания различных объектов.

Использование мелких игрушек в сочетании с кинетическим песком позволили создать условия для ознакомления детей с предметным окружением, подготовить их к освоению таких обобщающих понятий как «игрушки», «посуда», «животные», «овощи», «фрукты».

При обыгрывании отдельных бытовых сюжетов, например «Кукла Катя ест кашу», «К нам пришли гости», кинетический песок послужил детям средством изготовления продуктов питания. Структура песка позволила детям очень близко передать качества продуктов питания, например, каши, киселя.

Песок использовался мной и в процессе ознакомления детей с художественной литературой и фольклором. Например, при обыгрывании потешек «Я пеку, пеку, пеку…» и «Сорока-белобока» песок выступал средством для приготовления пирожков и каши.

Песок также является хорошим средством для обучения детей культурно – гигиеническим навыкам, в частности правилам мытья рук. Для этого я предлагала детям опустить свои руки в песок, а затем, пропуская его через пальцы, имитировала движения мытья рук. При этом обращая внимания на правильность выполнения детьми алгоритма.

Также кинетический песок применялся мною в организации строительных игр.

Я считаю, что такая организация образовательной деятельности с детьми дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем другие формы обучения, так как: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и действовать самостоятельно; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и мелкая моторика; совершенствуется предметно - игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков у ребенка.

Следует отметить, что игры с кинетическим песком являются еще и хорошим диагностическим методом и предоставляют возможность воспитывающим взрослым (педагогам и родителям) увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, что в свою очередь является условием для оказания своевременной психолого – педагогической помощи. Такие игры позволяют отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре.

Дети с огромным желанием делятся своими впечатлениями с родителями, тем самым снижая уровень конфликтных ситуаций, налаживая эмоциональный контакт в общении с родителями. 

Для повышения компетентности родителей педагогами нашей группы был организован семинар-практикум «Сенсорное воспитание детей в домашних условиях», на котором в том числе были предложены варианты познавательных и коммуникативных игр с кинетическим песком. Например, «Больше – меньше», «Куличики и формочки», «Клад», «Следы», «Готовим кушать».

Также для родителей были проведены индивидуальные и групповые консультации на темы «Кинетический песок как инновационное средство разностороннего развития детей», «Игры с кинетическим песком», «Что такое кинетический песок для детей и как с ним играть: 10 забавных игр».

Организованная мной деятельность по реализации проекта позволила достичь следующих результатов: снизилась доля детей с тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада; дети владеют простейшими навыками самообслуживания; проявляют самостоятельность в бытовом и игровом поведении; дети могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; проявляют интерес к сверстникам; наблюдают за их действиями и подражают им; у большинства детей развита мелкая и крупная моторика; родители обладают достаточным уровнем знаний по вопросам организации адаптационного периода и вовлечение их в образовательную деятельность.

Также я столкнулась с некоторыми затруднениями – вовлечение детей с недостаточным уровнем развития игровых действий и речи в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Проблема заключается в том, что для детей, испытывающих выше перечисленные проблемы, песочница становится своеобразным театром одного актера, они затрудняются устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми во время игр с песком, самостоятельно осуществлять игровые действия с предметами в течение определенного времени. Для преодоления данного затруднения и оказания соответствующей помощи детям необходимо привлечение специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) к участию в мероприятиях по реализации проекта.

В заключении, хочется отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности. Организуя работу с кинетическим песком, я обратила внимание, что выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние, а также учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивного общения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.