Специальная индивидуальная программа развития для надомного обучения (срок освоения 9 лет)

1
0
Материал опубликован 14 November 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приполярная средняя общеобразовательная школа»


 

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ

Приполярная СОШ

___________ Д.А.Матросова _________Войтович Н.Б. ____________ О.Л.Сысолина

Протокол № 1от 30.08.2019г. 02.09.2019г. Приказ № 74/1 от 16.09.2019г.

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ДЛЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Разработана учителем русского языка

и литературы

Крупенко Евгенией Владимировной

 

п. Приполярный

2019г.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Приполярной средней общеобразовательной школы, реализующей адаптированную

образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому (нормативный срок освоения 9 лет)

на 2019-2020 уч.г. III вариант.

 

 


 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Зрительно-слуховая стимуляция

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Тактильная стимуляция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Стимуляция обонятельной чувствительности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коммуникативная стимуляция

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого:

10

10

10

10

10

10

10

10

10

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к индивидуальному учебному плану Приполярной средней общеобразовательной школы,

реализующей адаптированную образовательную программу начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому (нормативный срок освоения 9 лет)

на 2019-2020 уч.г.

 

Настоящий учебный план для обучающегося с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, получающего образование на дому разработан на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 22 августа 2011 года № 662 « О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2007 года № 99»;

Письма Минобрнауки России от 30 сентября 2009 года № 06-1254 «О рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов. Нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»;

Письма Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011года., регистрационный № 19993)

Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными учебными планами для образовательных учреждений, региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения.

Количество часов учебного плана определяется письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей- инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» максимально допустимое количество учебных часов при организации обучения детей с ОВЗ определён в соответствии с региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 22 августа 2011 года № 662 « О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2007 года № 99»), СанПин 2.4.2.2821-10, Примерными основными образовательными программами начального общего, основного общего образования.

Обучение осуществляется на основании решения РПМПК с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося.

Ученику 1Б класса Печенкину Ярославу рекомендовано обучение по адаптированной программе с задержкой умственного и психического развития (Заключение ПМПК: дегенеративное заболевание нервной системы, неуточненная форма). Дети, обучающиеся по данной программе, изучают специальные предметы, вместо традиционных Особенности развития Печенкина Ярослава, позволяют организовать учебный процесс с применением нетрадиционных форм обучения, при этом, не допуская перегрузки ребенка. Это повысит познавательный интерес к учебному материалу, обеспечит его развитие, повлияет на воспитание положительных качеств личности. 

Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длительными. Все зависит от состояния здоровья ребенка. В день у обучающегося не более 1-2 предметов (видов деятельности). Надомное обучение по адаптированной программе для 1-4 классов составляет 10 часов в неделю. Учебный план предусматривает особый режим работы. При составлении расписания учитывались особенности развития ребенка.

Цель программы: 

Обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы: 

Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Ценности программы: 

Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка. Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Адресность программы:

Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса Печенкина Ярослава, имеющего отклонения здоровья (Заключение ПМПК: дегенеративное заболевание нервной системы, неуточненная форма).

Учебный план составлен на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию и СИПР (СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ).

Рабочая программа для обучения детей-инвалидов на дому разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Для достижения планируемых результатов обучающегося на дому количество часов сокращено за счет объединения тем.

Печенкину Ярославу рекомендовано обучение по адаптированной программе с задержкой умственного и психического развития. Дети, которые учатся по адаптированной программе, проходят специальные предметы, в отличие от их ровесников, обучающихся в школе. Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными. Все зависит от состояния здоровья ребенка. В день у ребенка не более 1-2 предметов (видов деятельности). Надомное обучение по адаптированной программе для 1-4 классов составляет 10 часов в неделю. Учебный план предусматривает особый режим работы. При составлении расписания учитывались особенности развития ребенка

 

 

Описание организационно-педагогических условий

Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания: Печенкин Ярослав имеет заболевание опорно-двигательного аппарата, является инвалидом детства.

Особенности развития Печенкина Ярослава, позволили организовать учебный процесс с применением нетрадиционных форм обучения, при этом, не допуская перегрузки ребенка. Это повысит познавательный интерес к учебному материалу, обеспечит развитие ребенка, повлияет на воспитание положительных качеств личности. При обучении используются новые типы деятельности: игры в целях формирования деятельностных способностей младшего школьника.

 

Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:

Личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Дифференцированное обучение и воспитание .

Проблемное обучение и воспитание.

Обучение и воспитание без насилия.

Рефлексивное обучение и воспитание.

Здоровьесберегающие технологии.


Система форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся

Во втором классе четырехлетней начальной школы предусматривается система бального (отметочного) оценивания. Но в связи с особенностями развития Печенкина Ярослава обучение во втором классе предусматривает безоценочную систему. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (солнышко, грибок, звездочка и т.п.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты как думаешь», «это твое мнение» и т.д. Никакому оцениванию не подлежат результаты психолого-педагогических диагностик. Данные исследований служат основой для построения процесса обучения для учителя. 

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Второй год обучения

Социальная картина положительная. Бытовые условия хорошие, отношение семьи к ребенку положительное.

Симптоматическая фокальная эпилепсия, приступный период. Гиперкинетический синдром. Синдром диффузной мышечной гипотонии, выраженной степени. Псевдобульбарный синдром. Грубая задержка психомоторного развития. острый ларинготрахеит, реконвалесцент. правосторонний грудной паралитический сколиоз 2 степени. Паралитическая эквино-плоско-вальгусная деформация обеих стоп. вторичное сходящееся косоглазие. частичная атрофия зрительного нерва. Дисметаболическая кардиопатия.

Состояние во время бодрствования в виде гиперемии лица, бледности носогубного треугольника, выраженного беспокойства продолжительностью от нескольких минут до 1,5 суток, без эффекта от внутримышечного введения магнезии. Навязчивые движения руками, ногами постоянно в период бодрствования. Задержка психомоторного развития.

Базовые учебные действия отсутствуют.

Коммуникативные возможности (речь, общение) отсутствуют.

Игровая деятельность не развита.

Предметно-практическая деятельность не развита.

Не может самостоятельно себя обслуживать.

Бытовая и трудовая деятельность отсутствует.

Математические представления отсутствуют.

Представления об окружающем мире отсутствуют.

Необходимый объем помощи со стороны окружающих - полный.

Потребность в присмотре - требуется постоянный присмотр.

Приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период - найти контакт с ребенком, развивать игровую деятельность.

 

Формирование базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания со взрослыми и сверстниками

Спокойное пребывание в новой среде

Принятие контакта, инициированного взрослым

Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)

Формирование учебного поведения

Поддержание правильной позы

Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

Подражание простым движениям и действиям с предметами

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Принятие помощи взрослого

Использование по назначению учебных материалов

Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

Выполнение действий с предметами (по подражанию)

Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)

Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)

Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям)

Сидение за столом в течение определенного периода времени

 

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полуго-е

2 полуго-е

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

 

 

Коммуникация с использованием вербальных средств.

 

 

Установление зрительного контакта с собеседником

 

 

Установление контакта с собеседником

 

 

Реагирование на собственное имя

 

 

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

 

 

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

 

 

Выражение своих желаний звуком, словом (предложением)

 

 

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

 

 

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

 

 

Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

 

 

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

 

 

Коммуникация с использованием невербальных средств.

 

 

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос

 

 

Выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание)

с использованием мимики

 

 

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

 

 

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

 

 

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

 

 

Импрессивная речь

 

 

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

 

 

Реагирование на собственное имя

 

 

Узнавание (различение) имён членов семьи

 

 

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь и др.)

 

 

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы и др.)

 

 

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть,

сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

 

 

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

 

 

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

 

 

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

 

 

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

 

 

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

(в, на, под, из, из-за и др.)

 

 

Понимание простых предложений

 

 

Понимание сложных предложений

 

 

Понимание содержания текста

 

 

1.2.2. Экспрессивная речь

 

 

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

 

 

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

 

 

Называние собственного имени

 

 

Называние имён членов семьи

 

 

Кинестетическое восприятие.

 

 

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

 

 

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

 

 

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

 

 

Адекватная реакция на давление на поверхность тела

 

 

Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела

 

 

Адекватная реакция на изменение положения тела

 

 

Адекватная реакция на положение частей тела

 

 

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

 

 

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)

 

 

Восприятие запаха.

 

 

Адекватная реакция на запахи

 

 

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

 

 

Восприятие вкуса.

 

 

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

 

 

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)

 

 

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

 

 

Двигательное развитие

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя

 

 

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения

 

 

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

 

 

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

 

 

Выполнение движений плечами

 

 

Опора на предплечья, на кисти рук

 

 

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

 

 

Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой)

 

 

Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

 

 

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину

 

 

Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево)

 

 

Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево)

 

 

Вставание на четвереньки

 

 

Ползание на животе (на четвереньках)

 

 

Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине»

 

 

Вставание на колени из положения «сидя на пятках»

 

 

Стояние на коленях

 

 

Ходьба на коленях

 

 

Вставание из положения «стоя на коленях»

 

 

Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры

 

 

Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад

 

 

Альтернативная коммуникация

14.1. Основы коммуникации

 

 

Основы коммуникации

 

 

Адекватная ответная реакция на прикосновения человека

 

 

Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

 

 

Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

 

 

Коммуникация с использованием невербальных средств

 

 

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

 

 

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

 

 

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

 

 

Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

 

 

 

Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

Гареева Резида Ахатовна

Заместитель директора по УВР

Крупенко Евгения Владимировна

учитель русского языка и литературы, логопед

 

Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи

участие в тренингах

участие в занятиях коррекционной группы

участие в семейных встречах «Клуба выходного дня»

индивидуальные консультации с психологом

 

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

тематические семинары:

 

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

участие родителей в разработке и реализации СИПР

посещение родителями уроков/ занятий в организации

домашнее визитирование

ведение дневника наблюдений (краткие записи)

информирование электронными средствами

личные встречи, беседы

ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома

 

Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий

участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией

участие родителей во взаимодействии с другими организациями

участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации

 

 

Технические средства и дидактические материалы,

необходимые для реализации СИПР

Специальные игрушки для развития сенсорного восприятия, для развития двигательной  активности ребенка (например: Дары Фрёбеля, сенсорные игрушки и т.д.).

Расписание уроков

для индивидуального обучения учащегося 1 класса

с ограниченными возможностями здоровья

по адаптированной программе

на 2018-2019 уч. г.

 

 

Дни недели

Уроки

Понедельник

Зрительно-слуховая стимуляция

Адаптивная физическая культура

Вторник

Коммуникативная стимуляция

Тактильная стимуляция

Среда

Зрительно-слуховая стимуляция

Адаптивная физическая культура

Четверг

Коммуникативная стимуляция

Стимуляция обонятельной чувствительности

Пятница

Зрительно-слуховая стимуляция

Адаптивная физическая культура.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.