Специальная индивидуальная программа развития
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
на 2024 – 2025 учебный год
по предметам индивидуального учебного плана
ученика 4 класса
СИПР (2 вариант)
Составитель:
Учитель нач.кл. Кожанова И.Н.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе
Цель реализации СИПР:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.
Задачи:
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Овладение обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравтвенно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества;
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сферы.
Приоритетные направления индивидуальной коррекционно-образовательной работы:
Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде на доступном уровне;
Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
Формирование на доступном уровне знаний о природе и окружающем мире.
Коррекционно-развивающие задачи:
Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
Корректировать и развивать память (кратковременную, долговременную);
Корректировать и развивать зрительное восприятие;
Корректировать и развивать тактильное восприятие;
Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук в доступной форме (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
Корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);
Корректировать и развивать личностные качества ученика, эмоционально-волевую сферу, навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 час в год
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Естествознание».
Важным аспектом обучения детей с умственной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, ее многообразий, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях живой природы (снег, дождь, туман…) цикличности в природе – сезонных явлениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится сразнообразиям растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному обращению к ней.
Цель:
Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
Формировать первоначальное представление о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
Обеспечивать необходимую мотивацию речи, посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
Воспитывать отношение к сверстнику, как к объекту взаимодействия, развивать субъективно-объективные отношения;
Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения;
Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела; способ передвижения, питание);
Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона, зрительно, тактильно;
Закрепить полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Окружающий природный мир»
Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Самостоятельное обучение | | |||
| | |||||||
| ||||||||
1 | Живая и неживая природа. Знакомство с временами года и их названиями. | 1 | | Знакомство с временами года и их названиями. | ||||
2 | Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. | 1 | | Одежда людей осенью. | ||||
3 | Растения осенью. Животные осенью. | 1 | | Труд и занятия людей осенью | ||||
4 | Различение растений (дерево, куст, трава). | 1 | | Изменение окраски листьев, листопад, увядание трав. | ||||
5 | Части растений | 1 | | Строение и сходство растений | ||||
6 | Фрукты. Ягоды. | 1 | | Овощи | ||||
7 | Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека. | 1 | | Фрукты.(яблоко, груша.) Овощи (огурец, помидор.) | ||||
8 | Кто такие птицы (Домашние, дикие, перелетные птицы) | 1 | | Жизнь птиц | ||||
9 | Название и простейшие признаки объектов неживой природы (Небо, звезды, солнце, месяц, луна ) | 1 | | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | ||||
10 | Значение воды в природе. | 1 | | Значение воды жизни человека. | | |||
11 | Значения солнца в жизни человека и в природе. | 1 | | Значения солнца в природе. | | |||
12 | Значение луны в природе и жизни человека. | 1 | | Почему Луна бывает разной? | | |||
13 | Время суток: утро, день, вечер, ночь (признаки) | 1 | | Смена дня и ночи. | | |||
14 | Зима. | 1 | | Откуда берутся снег и лёд? | | |||
15 | Животные зимой. | 1 | | Труд и занятия людей зимой. | | |||
16 | Огонь. Свойства огня. | 1 | | Огонь. Свойства огня. | | |||
17 | Значение огня в жизни человека. | 1 | | Правила обращения с огнем. | | |||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | | Как живут животные? | | |||
19 | Детеныши диких и домашних животных. | 1 | | Детеныши диких и домашних животных. | | |||
20 | Питание и образ жизни домашних животных. | 1 | | Значение домашних животных в жизни человека. | | |||
21 | Питание и образ жизни диких животных.Значение диких животных в природе и жизни человека. | 1 | | Значение диких животных в природе и жизни человека. | | |||
22 | Весна. Признаки весны. | 1 | | Живая природа. | | |||
23 | Растения и животные весной. | 1 | | Труд и занятия людей весной. | | |||
24 | Явления природы весной | 1 | | Явления природы весной | | |||
25 | Первые цветы весной – подснежники | 1 | | Наблюдения за жизнью растений в своей местности. | | |||
26 | Насекомые весной | 1 | | Наблюдения за жизнью насекомыми в своей местности. | | |||
27 | Травянистые растения. | 1 | | Узнавание травянистых растений. | | |||
28 | Части травянистых растения: корень, лист, цветок. | 1 | | Части травянистых растения: корень, лист, цветок. | | |||
29 | Значение травянистых растений в природе. | 1 | | Значение травянистых растений в жизни человека. | | |||
30 | Лето. Признаки лета. | 1 | | Летние месяцы. | | |||
31 | Одежда людей летом. | 1 | | Труд и занятия людей летом. | | |||
32 | Растения летом. | 1 | | Животные летом. | | |||
33 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | Почему радуга разноцветная? | | |||
34 | Повторение пройденного материала. | 1 | | Повторение пройденного материала. | |
ЧЕЛОВЕК
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 час в год
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир».
Цель:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
Формирование представления о себе, о гигиене тела;
Знакомство с последовательностью действий при надевании и снятии предметов одежды;
Формирование представлений о своей ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Общая характеристика:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается в развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Семья, «Гигиена», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задач, требующие обучения отдельным операциям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Человек»
Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Самостоятельное обучение |
| ||||
1 | Я – человек. | 1 | | Пол, возраст, имя фамилия. О чем расскажет имя? |
2 | Я – мальчик. Я – девочка. Идентификация себя, как мальчика (девочки). | 1 | | Представление о себе. |
3 | Я и мои друзья. | 1 | | Знакомство с новыми друзьями |
4 | Я – один дома. Опасности в быту.Правила обращения за помощью «Один дома» | 1 | | Правила поведения дома. |
5 | Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком» | 1 | | Безопасное поведение |
6 | Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, губы). | 1 | | Знание назначения частей лица. |
7 | Узнавание различных частей тела человека (Туловище – спина, живот, бока) | 1 | | Знание назначения частей тела. |
8 | Режим дня. Правила здорового образа жизни. | 1 | | Режим дня школьника. |
9 | Режим дня. Полезные привычки. | 1 | | Полезные и вредные привычки |
| ||||
10 | Читаем произведение К.Чуковского «Мойдодыр» | 1 | | Читаем произведение К.Чуковского «Мойдодыр» |
11 | Уход за волосами | 1 | | Мои уши, уход за ушами. |
12 | Предметы личной гигиены ( Расческа, мыло, зубная паста, полотенце для рук, для ног). | 1 | | Наши руки. Что они умеют? Чистота рук- залог здоровья |
13 | «Моё самочуствие», «Мне плохо» | 1 | | «У меня болит живот, голова, рука…» |
14 | Узнавание (различие) предметов одежды (пальто, шуба). | 1 | | Узнавание (различие) предметов одежды (куртка, плащ). |
15 | Узнавание (различие) предметов одежды (свитер, джемпер, кофта) | 1 | | Узнавание (различие) предметов одежды (свитер, джемпер, кофта) |
16 | Практические упражнения. Застегивание пуговиц, молнии. | 1 | | Практические упражнения. Застегивание пуговиц, молнии. |
| ||||
17 | Узнавание (различие ) сезонной обуви (зимняя, демисезонная, летняя) | 1 | | Узнавание (различие ) сезонной обуви (зимняя, демисезонная, летняя) |
18 | Различие лицевой и изнаночной, передней и задней стороны. Упражнения в различении лицевой (изнаночной) стороны. | 1 | | Практическое упражнение «Выворачивание». |
19 | Снятие (надевание) предметов одежды (например, кофты - захват за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты. | 1 | | Снятие (надевание) предметов одежды |
20 | Туалет. Последовательность действий в туалете. | 1 | | Правила пользование туалетом |
21 | Правила этикета за столом | 1 | | Правила этикета за столом |
22 | Зарядка и ее значение. | 1 | | Правильная осанка человека. |
23 | Сон и его значение. | 1 | | Режим дня. Сон. |
24 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 1 | | Закаливание: что это такое и для чего нужно |
25 | Представление о бытовой и досуговой деятельности семьи. (кто чем занимается) | 1 | | Члены семьи |
26 | Моя досуговая деятельность. Игра, хобби. | 1 | | Традиции моей семьи |
| ||||
27 | Наши праздники «Новый год. 8 марта. День рождение». | 1 | | Традиции, подготовка, празднование. |
28 | Контроль своего внешнего вида. | 1 | | Внешний облик человека. |
29 | Профессии. | 1 | | Профессия моих родителей |
30 | Чтение «Кем быть» В. Маяковского | 1 | | Чтение «Кем быть» В. Маяковского |
31 | Закрепление по учебному курсу: «Мои части тела», «Мои данные и половая принадлежность» | 1 | | Закрепление по учебному курсу: «Мои части тела», «Мои данные и половая принадлежность» |
32 | Закрепление по учебному курсу «овощи, фрукты в жизни человека» | 1 | | Самые полезные овощи и фрукты. |
33 | Закрепление по учебному курсу «Нужды человека», «Мое самочувствие» | 1 | | Закрепление по учебному курсу «Нужды человека», «Мое самочувствие» |
34 | Моделирование жизненных ситуаций. Скоро каникулы. | 1 | | ПДД. Дорога. |
Окружающий социальный мир
Учебная нагрузка: 0,5 час в неделю
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».
Цель:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика:
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Окружающий социальный мир»
Учебная нагрузка: 0,5 час в неделю
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Самостоятельное обучение | |||||||||||||||
1 | Школа. Я – ученик. Правила поведения на уроке, перемене. | 1 | | Распорядок школьного дня. Школьные принадлежности. | |||||||||||||||
2 | Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Типы домов: одноэтажный, многоэтажный. каменный – деревянный, городской – дачный дом. Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности. | 1 | | Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. | |||||||||||||||
3 | Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения во время аварийных ситуаций в доме. | 1 | | Правила поведения в общественных местах. | |||||||||||||||
7 | Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) | 1 | | Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) | |||||||||||||||
8 | Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла | 1 | | Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) | |||||||||||||||
9 | Знание свойств ткани. Узнавание предметов, изготовленных из ткани | 1 Праздник Новый год. История праздника. | 1 | 08.12 | | ||||||||||||||
10 | Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит) | 1 | | Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) | |||||||||||||||
11 | Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) | 1 | | Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) | |||||||||||||||
12 |
| 1 | . | Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение. | | | | | | ||||||||||
13 | Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен.Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами. | 1 | | Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. | | | | | |||||||||||
14 | Страна, в которой я живу - Россия. | 1 | | Город, в котором я живу. Достопримечательности города. | | | | | |||||||||||
15 | Велосипед. Я – водитель. | | | Магазин. Я – продавец | | | | | |||||||||||
16 | Магазин. Я - покупатель. | 1 | | Праздник День Победы. История праздника. | | | | | |||||||||||
17 |
Наземный, воздушный, водный, космический транспорт. Его назначение. | 1 | |
| | | | |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» является основной частью предметной области «Искусство».
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умственной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя, как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляют им много положительных эмоций.
Цель:
Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
Развить интерес к изобразительной деятельности;
Формирование умений пользоваться инструментами;
Обучать доступными приемами работы с различными материалами;
Обучать изображению (изготовлению) отдельных элементов;
Развивать художественно-творческие способности;
Развивать способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Изобразительная деятельность»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Самостоятельное обучение |
1 | Правила безопасной работы. Упражнение на различение предметов по форме. Знакомство с учебными принадлежностями. | 1 | | Знакомство с учебными принадлежностями. |
2 | Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень». | 1 | | «Здравствуй, солнце!» - раскрасить и дорисовать рисунок |
3 | Лепка. Изготовление бубликов, баранок методом раскатывания. | 1 | | Техника безопасности на уроке. |
4 | Рисование дождя красками | 1 | | «Осенний ковёр» - аппликация из сухих листьев (наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков) |
5 | Отщипывание пластилина. Осеннее дерево. | 1 | | Аппликация «Арбуз» (из мелких кусочков рваной бумаги) |
6 | «Собери человечка» - аппликация (из бумажных и картонных шаблонов) | 1 | | «Собери человечка» - аппликация (из бумажных и картонных шаблонов) |
7 | «Девочка»- раскрашивание готового контура | 1 | | Техника безопасности на уроке. |
8 | «Мальчик» - раскрашивание готового контура | 1 | | Техника безопасности на уроке. |
9 | Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке». | 1 | | Лепка шариков. «Разноцветные шары» |
10 | Нарядный мухомор в травке. Приклеивание шляпки, ножки, рисование травки. | 1 | | «В лесу много ягод»- раскрашивание карандашами готовых контуров |
11 | Аппликация «Разноцветный коврик» (из рваной бумаги) | 1 | | Аппликация «Ёжик» (из рваной бумаги) |
12 | Рисование ладошкой «Ёлочка» | 1 | | «Волшебная бутылка» - поделка.(сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку) |
13 | Рисование ватными палочками «Рябина» | 1 | | Рисование ватными палочками «Яблоня» |
14 | Лепка. «Снеговик» | 1 | | Лепка. «Зайка» |
15 | Аппликация из бумажных комочков « Зима пришла». | 1 | | Аппликация из бумажных комочков « Ёлочные игрушки». |
16 | Аппликация. Снеговик из ватных дисков. | 1 | | Аппликация из ватных дисков. «Зимушка - зима» |
17 | «Наливное яблочко»- аппликация из кусочков бумаги ( наклеиваем кусочки бумаги на контур дерева) | 1 | | Аппликация из кусочков бумаги «Бабочка» |
18 | «В лесу много ягод»- раскрашивание карандашами готовых контуров | 1 | | «Овощи» - раскрашивание карандашами готовых контуров |
19 | Лепка «Фруктовый сад» ( прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева) | 1 | | Лепка «Фрукты» |
20 | Цветик-семицветик – аппликация (из заготовок бумаги). | 1 | | Правило по технике безопасности на уроке. |
21 | «Маленький пушистый котёнок»- аппликация из шариков бумаги (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги) | 1 | | «Мой любимый питомец»- аппликация из шариков бумаги (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги) |
22 | Рисование, аппликация «Мячики» (раскрашивание и наклеивание кружочков на лист) | 1 | | Рисование, аппликация «Улитка» (раскрашивание и наклеивание кружочков на лист) |
23 | «Бабочка» - рисование красками методом монотипии. | 1 | | «Лес» - рисование красками методом монотипии. |
24 | «Ёжик» из пластилина и заготовок из спичек. | 1 | | «Объемные фигуры» из пластилина и заготовок из спичек. |
25 | «Зайчик» - аппликация из нескольких частей. | 1 | | «Волк» - аппликация из нескольких частей. |
26 | Сминание бумаги. «Мимоза» | 1 | | Сминание бумаги. «Золотая рыбка» |
27 | Аппликация. Светофор | 1 | | Аппликация из геометрических фигур |
28 | Аппликация «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги) наклеиваем на заранее подготовленный лист | 1 | | Аппликация «Радуга» (из мелких кусочков рваной бумаги) наклеиваем на заранее подготовленный лист |
29 | Лепка шариков, обыгрывание композиции «Гусеница на листочке». | 1 | | Правило по технике безопасности на уроке. |
30 | Рисование пальчиками «Весна» | 1 | | Рисование пальчиками «Жар-птица» |
31 | Рисование пальчиками «Воздушный шар» | 1 | | Рисование пальчиками «Комнатный цветок» |
32 | Ракета – аппликация (из заготовок бумаги). | 1 | | Космический корабль – аппликация (из заготовок бумаги). |
Музыка и движение:
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часов в год
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Музыка и движение» является основной частью предметной области «Искусство».
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения.
Цель:
Формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.
Задачи:
Организация музыкально-речевой среды;
Формирование интереса к музыкальным занятиям;
Формирование музыкально-ритмических движений;
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности;
Формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;
Развитие стремления учащегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
Развитие минимальной творческой индивидуальности;
Воспитание музыкального вкуса;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Музыка и движение»
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Самостоятельное обучение |
1 | Мир музыки. Вводный урок. Выявление уровня актуального психического и музыкального развития с целью создания оптимальных условий обучения | 1 | | Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов) |
2 | Знакомство с музыкальными игрушками. Детские музыкальные инструменты (бубен, маракасы, бубенцы, ложки и т.п.) Слушание, игра. | 1 | | Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны |
3 | Средства музыкальной выразительности. Громко-тихо. | 1 | | Музыкально-ритмические игры на подражание движениям животных: ходить как медведь, прыгать как заяц, топать как слон, бегать как лошадка и др. |
4 | Осень – Волшебница. Пальчиковая гимнастика. Попевки, прибаутки. | 1 | | Танцевать под музыку: "Кораблик на волнах"- раскачиваться |
5 | Осень – Волшебница. Песенки, слушание. | 1 | | Музыкально-дидактическая игра: “Определи по ритму” |
6 | Игры с детскими музыкальными инструментами. Детские музыкальные инструменты (Бубен, колокольчики, погремушки, шейкер и т.п.) Слушание, игра. | 1 | | Детские музыкальные инструменты (Бубен, колокольчики, погремушки, шейкер и т.п.) Слушание, игра. |
7 | Красавица Зима. Пальчиковая гимнастика | 1 | . | Игра на ложках. |
8 | Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах | 1 | | Музыкально-дидактическая игра: “Угадай, на чём играю?" |
9 | Узнавание (различение) колыбельной песни (марша) | 1 | | Музыка вечера. |
10 | Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки | 1 | | Музыка утра |
11 | Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление | 1 | | Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление |
12 | Красавица Зима. Песенки, слушание. | 1 | | Слушание песен про зиму |
13 | Ритмический рисунок. Хлопки | 1 | | Музыкальные портреты. |
14 | Музыкальные игры. Пальчиковые игрушки. | 1 | | Музыкальные игры. Пальчиковые игрушки. |
15 | Звуки и голоса природы. Лес. | 1 | | Разыграй сказку. |
16 | Звуки и голоса природы. Птицы. | 1 | | Пение птиц |
17 | Зимняя сказка. Пальчиковая гимнастика | 1 | | Разыграй сказку. |
18 | Музыкальные игры. Бубен. | 1 | . | Музы не молчали. |
19 | Мама- милая моя. Песенки, слушание, заучивание. | 1 | | Мамин праздник. |
20 | Мама- милая моя. Песенки, слушание, заучивание. | 1 | | Мама- милая моя. Песенки, слушание, заучивание. |
21 | Мама- милая моя. Пальчиковая гимнастика | 1 | | Музыкально-дидактическая игра: “Определи по ритму” |
22 | Пение. «Высоко-низко. Грустно-весело. Плавно-отрывисто.» | 1 | | Музыкальные инструменты |
23 | Звуки и голоса природы. Лес. | 1 | | Природа и музыка. |
24 | Весна – красна. Пальчиковая гимнастика. | 1 | | Слушание песен о весне |
25 | Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. | 1 | | Музыкальные инструменты-флейта |
26 | Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. Закрепление | 1 | | Музыкальные инструменты-скрипка |
27 | Викторина. | 1 | | Музыка в цирке. |
28 | Разучивание песни про лето | 1 | | Разучивание песни про лето |
29 | Разучивание песни про лето | 1 | | “Ничего на свете лучше нету.” Разучивание песни |
30 | «Мини-концерт» | 1 | | Повторение изученного материала |