Специальная индивидуальная программа развития
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося _____класса МОУ «Средняя школа № ___ » НА 20___-20____УЧЕБНЫЙ ГОД Срок реализации СИПР 1 год | |
город, 20___г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) разработана для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной умственной отсталостью. Целью СИПР является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
СИПР на 20__-20___ учебный год - нормативный правовой акт образовательной организации, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени на уровне общего образования и разработан в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики:
- «Об образовании» (ст. 3, 5, 76 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»);
-"О физической культуре и спорте" (Постановление № 1 -143 П-НС от 24.04.2015г),
-“Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” (Постановление № 1 -123 П-НС от 10.04.2015г.);
Приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики:- «Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (от 14.08.2018г. №701);
- «О подготовке и организованном начале 2019-2020 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики» от 25.07.2019г .№1060);
«Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году» (от 07.08.2019 г. № 1110);- «Об утверждении примерных адаптированных образовательных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019-2020 учебном году» (от 15.08.2019г. № 1137);
- «Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (№ 358 от 03.08.2015 г.);
- «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 17.07.15г.);
- «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 16.08.2017 г. № 832);
- «Об утверждении Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике» (от 11. 04. 2018 г. № 318);
- «Об утверждении Концепции физического образования в Донецкой Народной Республике» (от 10.04.2018г. №316);
- «Об утверждении примерной структуры специальной индивидуальной программы развития» (от 15.08.2018г. №709);
- на основании заключения Республиканской психолого-медико-педагогической консультации от 27.06.2019г. №.8 и индивидуальной программы реабилитации ребёнка –инвалида.
Основной целью СИПР является:
- обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;
- включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах;
- рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Основные задачи СИПР:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
- воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
- формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
- развивать восприятие, память, внимание;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями;
- воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
- формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание;
- развивать художественное восприятие;
- воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Общие сведения
1. | Ф.И.О.ребенка | |
2. | Дата рождения | 22.08.2010 |
3. | Возраст ребенка | 8 лет |
4. | Дата поступления в МОУ «Средняя школа № ____ » | Август 20___ |
5. | Место жительства | |
6. | Ф.И.О. родителей(сведения о родителях) | Мать Отец |
7. | Социальный статус семьи | Полная |
8. | Бытовые условия | Удовлетворительные |
9. | Выписка из анамнеза | Ребенок от 3 беременности, 2 родов. |
10. | Особые пожелания родителей (законных представителей) |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Мальчик обучался в МОУ «СШ № ___» С 2014 года. Семья полная. Социально-бытовые условия и материальное положение благополучные. Воспитанием и развитием ребенка занимается преимущественно мать. Ребенок вступает в контакт. Проявляет интерес к взаимодействию. Ситуативные эмоции: страх, робость. При выполнении заданий инструкции понимает частично. Задания выполняет с помощью взрослых. Общий темп деятельности медленный.
Внимание привлекается с трудом. Ребенок испытывает трудности концентрации внимания, часто отвлекается. Память преобладает механическая. Объем памяти мал 3 ед из 10 ед. Мышление тугоподвижное, наглядно-действенное. При дифференциации сходств и различий испытывает затруднения. Необходима помощь в виде наводящих вопросов. Кругозор ребенка ограничен.
Речь фразовая. Фразы простые без усложнений. Словарный запас ниже возрастной нормы. Фонематический слух развит слабо. Звуковой анализ и синтез не осуществляет.
Мелкая моторика руки развита слабо. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны достаточно хорошо.
Дмитрий за время учебы показал низкие познавательные интересы и слабое стремление к овладению новыми знаниями. Слабо концентрирует внимание на задании. Инструкцию понимает частично, выполняет с помощью педагога. Требования учителя на уроке выполняет. Не отвлекается, слушая новый материал, задает вопросы соответствующие учебному материалу. Знает порядковый счет до 10. Соотносит количество предметов с цифрой в пределах 10. Выполняет с помощью учителя вычислительные операции в пределах 5 на конкретном материале. Соотносит зрительный образ с цифрой. Буквы знает. Пишет. Предложения списывает. Фразу списывает, но выходит за границы строки, буквы крупные, не равномерные.Под диктовку не пишет. Изученные буквы показывает, называет. Навыки письма затруднены из-за трудностей зрительно - двигательной координации. Самостоятельно не читает. Слоги сливает с помощью. Слушает сказки прочитанные взрослым, понимает и передает смысл прочитанного по наводящим вопросам.
Оценка состояния общей моторики: динамическое и статистическое равновесие неудовлетворительная. Оценка ручной моторики неудовлетворительная. Зрительно-моторная координация: срисовывание геометрической фигуры и фразы не удовлетворительная. Тактильные ощущения удовлетворительные. Цвета, формы, величины различает зрительно и тактильно. Оценка зрительного и слухового восприятия нарушена. Пространственные и временные восприятия удовлетворительные. Нарушение чувства ритма – неумение воспроизвести ритм простейших движений в различных перестроениях, ошибки при воспроизведении ритмических рисунков. Нарушение координации движений с речью - у обучающегося слово опережает движение или отстает от него, координация движений со словом отсутствует. затруднения в самостоятельном исправлении ошибок, в запоминании словесных инструкций.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Набор учебных предметов, представленных в индивидуальном учебном плане
обучающихся с умеренной умственной отсталостью, согласно Государственному
образовательному стандарту образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, состоит из учебных предметов обязательной части в объеме 5 часов в неделю, из них 3 обязательных часов и 2 коррекционных часа из коррекционной части учебного плана и коррекционными курсами СИПР в количестве 5 часов.
Учебные предметы Индивидуального учебного плана отбирались на основании ПМПк, заявления родителей, с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающегося.
Содержание учебных предметов, представленных в Индивидуальном учебном плане, отвечает следующим требованиям:
четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
максимальная связь учебного материала с реальной жизнью обучающегося, повышение мотивации к обучению;
использование специальных методических приемов обучения и воспитания, в том числе широкое применение внешних опор (разнообразной наглядности; дозированной, поэтапной помощи со стороны педагога т.д.);
вариативность учебных задач по степени сложности и распределения ролей участников учебно-воспитательного процесса;
использование межпредметных связей.
Предметная область «Филология» в рабочем учебном плане представлена учебными предметами: «Русский язык (письмо и чтение)», целью которых является восполнение пробелов в развитии обучающегося, расширение его кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. Основными задачами обучения чтению является формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи. Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающегося усвоения каких-либо правил. Целью учебного предмета «Письмо» является предоставление обучающемуся такой языковой образованности и речевого развития , которые помогли бы ему войти в социокультурное пространство социализироваться и адаптироваться в нем после окончания школы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами «Математика» и «Информатика». При реализации учебного предмета «Математика» происходит формирование на доступном уровне простейших навыков счета, работы с калькулятором, обращению с деньгами разного достоинства и узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Предмет «Информатика» дает возможность идти в ногу со временем, а так же делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Все счётные операции закрепляются на уроках, трудового обучения и в повседневной жизни.
Предметная область «Естествознание» представлена учебным предметом «Мир растений» и «Мир животных». Главная цель изучения этого предмета - формирование элементарных представлений о живой и неживой природе; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Учебный предмет «Хозяйственно-бытовой труд» и «Ремесло» предметной области «Технология» ориентирован на усвоение обучающимися навыков самообслуживания, личной гигиены, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда, овладение умениями и навыками по изготовлению несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.
Предметная область «Обществознание» представлена учебным предметом «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» целью которого заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Предметная область «Искусство» представлены предметами «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» У обучающегося формируется ценностное отношение к музыке и жизни. Он приобщается к разнообразным видам музыкальной и художественной деятельности, у ребенка раскрывается творческий потенциал.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» предметом «Физкультура».Выполняя упражнения, обучающийся овладевает умениями, и связанными сними знаниями, развивают двигательные умения и связанные с ними интеллектуальные знания.
КОРРЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Коррекционно-развивающая область в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями: «Социально бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Предмет «Социально бытовая ориентировка» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития обучающихся.
КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Коррекционные занятия, направленные на коррекцию индивидуального развития, социализацию обучающегося в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционными курсами: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Ритмика».
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлен на формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекцию недостатков познавательной деятельности ребенка в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
Занятия «Ритмики» способствуют коррекции недостатков психического и физического развития средствами музыкально-ритмической деятельности; мотивации двигательной активности; поддержке и развитию имеющихся движений, расширению диапазона движений и профилактике возможных нарушений.
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАВСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
№п/п | Ф.И.О. Специалиста, должность | Образование | Сведения об аттестации и повышении квалификации | Стаж педагогической работы | За что отвечает при реализации СИПР |
1. | Специальность «Олигофренопедагогика», квалификация «Олигофренопедагог.Учитель вспомогательной школы» | 26 лет |
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
День недели | Кол-во часов | Название занятия/уч. неделя | Время | Ф.И.О. педагога | Подпись учителя | ||||||
I неделя | II неделя | IIIнеделя | IVнеделя | ||||||||
Пн. | 4 | Ритмика Русский язык и чтение Психомоторика СБО | Ритмика Уроки гр. духов. Донбасса Психомоторика СБО | Ритмика Русский язык и чтение Психомоторика СБО | Ритмика Мир растений Психомоторика СБО | 1. 08.30-09.15 2. 09.20-10.05 3. 10.15-11.00 4. 11.05-11.50 | |||||
Вт. | 3 | Физ-ра Математика Психомоторика | ИЗО Информатика Психомоторика | Музыка Ремесло Психомоторика | ХБТруд Мир животных Психомоторика | 1. 08.30-09.15 2. 09.20-10.05 3. 10.15-11.00 | |||||
Ср. | - | - | - | - | |||||||
Чет. | 3 | Ритмика Психомоторика СБО | Ритмика Психомоторика СБО | Ритмика Психомоторика СБО | Ритмика Психомоторика СБО | 1. 08.30-09.15 2. 09.20-10.05 3. 10.15-11.00 | |||||
Пят. | - | - | - | - | |||||||
Всего | 10 | 10 | 10 | 10 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающегося в освоении отдельных предметов (курсов), образовательных областей, которые не рассматриваются как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы. Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Средства диагностики и проверки знаний, умений и навыков критерий оценивания каждый педагог выбирает самостоятельно, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Промежуточная психолого-педагогическая характеристика по реализации СИПР составляется педагогом раз в полугодие, с изменениями, сведениями о взаимодействии с родителями.
Психолого-педагогическая характеристика на конец реализации СИПР составляется с рекомендациями по дальнейшему образовательному маршруту.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Предметные области | Учебные предметы | Недельная нагрузка | |
Обязательная часть | 3ч | ||
Филология | Русский язык и чтение(письмо) | 0,5 | |
Математика и информатика | Математика | 0,25 | |
Информатика | 0,25 | ||
Обществознание | Уроки гражданственности и духовности Донбасса | 0,25 | |
Естествознание | Мир растений | 0,25 | |
Мир животных | 0,25 | ||
Технология | Хозяйственно-бытовой труд | 0,25 | |
Ремесло | 0,25 | ||
Искусство | Музыкальное искусство | 0,25 | |
Изобразительное искусство | 0,25 | ||
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 0,25 | |
Коррекционная часть | 2ч | ||
Социально бытовая ориентировка | 2 | ||
Всего финансируется | 5ч |
Директор
КОРРЕКЦИОНЫЕ КУРСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Часть формируемая участниками образовательного процесса | Недельная нагрузка |
Коррекционныя курсы | 5 ч |
Ритмика | 2 |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | 3 |
Всего финансируется | 5 ч. |
Директор