Специальная индивидуальная программа развития

4
0
Материал опубликован 25 March 2020






Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)


обучающегося _____класса


МОУ «Средняя школа № ___ »

НА 20___-20____УЧЕБНЫЙ ГОД


Срок реализации СИПР 1 год






















город, 20___г.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) разработана для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной умственной отсталостью. Целью СИПР является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

СИПР на 20__-20___ учебный год - нормативный правовой акт образовательной организации, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени на уровне общего образования и разработан в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики:

- «Об образовании» (ст. 3, 5, 76 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»);

-"О физической культуре и спорте" (Постановление № 1 -143 П-НС от 24.04.2015г),

-“Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” (Постановление № 1 -123 П-НС от 10.04.2015г.);

Приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной

Республики:

- «Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (от 14.08.2018г. №701);

- «О подготовке и организованном начале 2019-2020 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики» от 25.07.2019г .№1060);

«Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году» (от 07.08.2019 г. № 1110);



- «Об утверждении примерных адаптированных образовательных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019-2020 учебном году» (от 15.08.2019г. № 1137);

- «Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (№ 358 от 03.08.2015 г.);

- «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 17.07.15г.);

- «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» (от 16.08.2017 г. № 832);

- «Об утверждении Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике» (от 11. 04. 2018 г. № 318);

- «Об утверждении Концепции физического образования в Донецкой Народной Республике» (от 10.04.2018г. №316);

- «Об утверждении примерной структуры специальной индивидуальной программы развития» (от 15.08.2018г. №709);

- на основании заключения Республиканской психолого-медико-педагогической консультации от 27.06.2019г. №.8 и индивидуальной программы реабилитации ребёнка –инвалида.

Основной целью СИПР является:

- обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач;

- включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах;

- рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

Основные задачи СИПР:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

- воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

- формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

- развивать восприятие, память, внимание;

- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями;

- воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

- формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание;

- развивать художественное восприятие;

- воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.


Общие сведения

1.

Ф.И.О.ребенка


2.

Дата рождения

22.08.2010

3.

Возраст ребенка

8 лет

4.

Дата поступления в МОУ «Средняя школа № ____ »

Август 20___

5.

Место жительства


6.

Ф.И.О. родителей(сведения о родителях)

Мать

Отец

7.

Социальный статус семьи

Полная

8.

Бытовые условия

Удовлетворительные

9.

Выписка из анамнеза

Ребенок от 3 беременности, 2 родов.

10.


Особые пожелания родителей (законных

представителей)




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Мальчик обучался в МОУ «СШ № ___» С 2014 года. Семья полная. Социально-бытовые условия и материальное положение благополучные. Воспитанием и развитием ребенка занимается преимущественно мать. Ребенок вступает в контакт. Проявляет интерес к взаимодействию. Ситуативные эмоции: страх, робость. При выполнении заданий инструкции понимает частично. Задания выполняет с помощью взрослых. Общий темп деятельности медленный.

Внимание привлекается с трудом. Ребенок испытывает трудности концентрации внимания, часто отвлекается. Память преобладает механическая. Объем памяти мал 3 ед из 10 ед. Мышление тугоподвижное, наглядно-действенное. При дифференциации сходств и различий испытывает затруднения. Необходима помощь в виде наводящих вопросов. Кругозор ребенка ограничен.

Речь фразовая. Фразы простые без усложнений. Словарный запас ниже возрастной нормы. Фонематический слух развит слабо. Звуковой анализ и синтез не осуществляет.

Мелкая моторика руки развита слабо. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны достаточно хорошо.

Дмитрий за время учебы показал низкие познавательные интересы и слабое стремление к овладению новыми знаниями. Слабо концентрирует внимание на задании. Инструкцию понимает частично, выполняет с помощью педагога. Требования учителя на уроке выполняет. Не отвлекается, слушая новый материал, задает вопросы соответствующие учебному материалу. Знает порядковый счет до 10. Соотносит количество предметов с цифрой в пределах 10. Выполняет с помощью учителя вычислительные операции в пределах 5 на конкретном материале. Соотносит зрительный образ с цифрой. Буквы знает. Пишет. Предложения списывает. Фразу списывает, но выходит за границы строки, буквы крупные, не равномерные.Под диктовку не пишет. Изученные буквы показывает, называет. Навыки письма затруднены из-за трудностей зрительно - двигательной координации. Самостоятельно не читает. Слоги сливает с помощью. Слушает сказки прочитанные взрослым, понимает и передает смысл прочитанного по наводящим вопросам.

Оценка состояния общей моторики: динамическое и статистическое равновесие неудовлетворительная. Оценка ручной моторики неудовлетворительная. Зрительно-моторная координация: срисовывание геометрической фигуры и фразы не удовлетворительная. Тактильные ощущения удовлетворительные. Цвета, формы, величины различает зрительно и тактильно. Оценка зрительного и слухового восприятия нарушена. Пространственные и временные восприятия удовлетворительные. Нарушение чувства ритма неумение воспроизвести ритм простейших движений в различных перестроениях, ошибки при воспроизведении ритмических рисунков. Нарушение координации движений с речью - у обучающегося слово опережает движение или отстает от него, координация движений со словом отсутствует. затруднения в самостоятельном исправлении ошибок, в запоминании словесных инструкций.



ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Набор учебных предметов, представленных в индивидуальном учебном плане

обучающихся с умеренной умственной отсталостью, согласно Государственному

образовательному стандарту образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, состоит из учебных предметов обязательной части в объеме 5 часов в неделю, из них 3 обязательных часов и 2 коррекционных часа из коррекционной части учебного плана и коррекционными курсами СИПР в количестве 5 часов.

Учебные предметы Индивидуального учебного плана отбирались на основании ПМПк, заявления родителей, с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающегося.

Содержание учебных предметов, представленных в Индивидуальном учебном плане, отвечает следующим требованиям:

четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

максимальная связь учебного материала с реальной жизнью обучающегося, повышение мотивации к обучению;

использование специальных методических приемов обучения и воспитания, в том числе широкое применение внешних опор (разнообразной наглядности; дозированной, поэтапной помощи со стороны педагога т.д.);

вариативность учебных задач по степени сложности и распределения ролей участников учебно-воспитательного процесса;

использование межпредметных связей.

Предметная область «Филология» в рабочем учебном плане представлена учебными предметами: «Русский язык (письмо и чтение)», целью которых является восполнение пробелов в развитии обучающегося, расширение его кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. Основными задачами обучения чтению является формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи. Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающегося усвоения каких-либо правил. Целью учебного предмета «Письмо» является предоставление обучающемуся такой языковой образованности и речевого развития , которые помогли бы ему войти в социокультурное пространство социализироваться и адаптироваться в нем после окончания школы.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами «Математика» и «Информатика». При реализации учебного предмета «Математика» происходит формирование на доступном уровне простейших навыков счета, работы с калькулятором, обращению с деньгами разного достоинства и узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Предмет «Информатика» дает возможность идти в ногу со временем, а так же делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Все счётные операции закрепляются на уроках, трудового обучения и в повседневной жизни.

Предметная область «Естествознание» представлена учебным предметом «Мир растений» и «Мир животных». Главная цель изучения этого предмета - формирование элементарных представлений о живой и неживой природе; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Учебный предмет «Хозяйственно-бытовой труд» и «Ремесло» предметной области «Технология» ориентирован на усвоение обучающимися навыков самообслуживания, личной гигиены, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда, овладение умениями и навыками по изготовлению несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.

Предметная область «Обществознание» представлена учебным предметом «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» целью которого заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

Предметная область «Искусство» представлены предметами «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» У обучающегося формируется ценностное отношение к музыке и жизни. Он приобщается к разнообразным видам музыкальной и художественной деятельности, у ребенка раскрывается творческий потенциал.

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» предметом «Физкультура».Выполняя упражнения, обучающийся овладевает умениями, и связанными сними знаниями, развивают двигательные умения и связанные с ними интеллектуальные знания.


КОРРЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА


Коррекционно-развивающая область в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями: «Социально бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Предмет «Социально бытовая ориентировка» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития обучающихся.


КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Коррекционные занятия, направленные на коррекцию индивидуального развития, социализацию обучающегося в Индивидуальном учебном плане представлена следующими коррекционными курсами: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Ритмика».

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлен на формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекцию недостатков познавательной деятельности ребенка в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.

Занятия «Ритмики» способствуют коррекции недостатков психического и физического развития средствами музыкально-ритмической деятельности; мотивации двигательной активности; поддержке и развитию имеющихся движений, расширению диапазона движений и профилактике возможных нарушений.


ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАВСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

п/п

Ф.И.О. Специалиста, должность

Образование

Сведения об аттестации и повышении квалификации

Стаж педагогической работы

За что отвечает при реализации СИПР

1.


Специальность «Олигофренопедагогика»,

квалификация «Олигофренопедагог.Учитель вспомогательной школы»


26 лет







РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

День недели

Кол-во часов

Название занятия/уч. неделя

Время

Ф.И.О. педагога

Подпись учителя

I неделя

II неделя

IIIнеделя

IVнеделя




Пн.

4

Ритмика

Русский язык и чтение

Психомоторика СБО

Ритмика

Уроки гр. духов. Донбасса Психомоторика СБО

Ритмика

Русский язык и чтение

Психомоторика СБО

Ритмика

Мир растений


Психомоторика СБО

1. 08.30-09.15

2. 09.20-10.05

3. 10.15-11.00

4. 11.05-11.50



Вт.

3

Физ-ра

Математика

Психомоторика


ИЗО

Информатика

Психомоторика

Музыка

Ремесло

Психомоторика


ХБТруд

Мир животных

Психомоторика

1. 08.30-09.15

2. 09.20-10.05

3. 10.15-11.00



Ср.


-

-

-

-




Чет.

3

Ритмика

Психомоторика

СБО

Ритмика

Психомоторика

СБО

Ритмика

Психомоторика

СБО

Ритмика

Психомоторика

СБО

1. 08.30-09.15

2. 09.20-10.05

3. 10.15-11.00




Пят.


-

-

-

-




Всего


10

10

10

10





СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающегося в освоении отдельных предметов (курсов), образовательных областей, которые не рассматриваются как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы. Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Средства диагностики и проверки знаний, умений и навыков критерий оценивания каждый педагог выбирает самостоятельно, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Промежуточная психолого-педагогическая характеристика по реализации СИПР составляется педагогом раз в полугодие, с изменениями, сведениями о взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическая характеристика на конец реализации СИПР составляется с рекомендациями по дальнейшему образовательному маршруту.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ



Предметные области

Учебные предметы

Недельная нагрузка


Обязательная часть

3ч

Филология

Русский язык и чтение(письмо)

0,5

Математика и

информатика

Математика

0,25

Информатика

0,25

Обществознание

Уроки гражданственности и духовности Донбасса

0,25

Естествознание

Мир растений

0,25

Мир животных

0,25

Технология

Хозяйственно-бытовой труд

0,25

Ремесло

0,25

Искусство

Музыкальное искусство

0,25

Изобразительное искусство

0,25

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

0,25

Коррекционная часть

Социально бытовая ориентировка

2

Всего финансируется


























Директор


КОРРЕКЦИОНЫЕ КУРСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Часть формируемая участниками образовательного процесса

Недельная нагрузка


Коррекционныя курсы

5 ч

Ритмика

2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

3

Всего финансируется

5 ч.











Директор



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.