Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

0
0
Материал опубликован 8 December 2024

СОГЛАСОВАНО

родитель (законный представитель) обучающегося ______________________________

подпись ФИО

«______» ________________ 2024 г.


УТВЕРЖДЕН

приказом МКОУ «Ш-И №18»

от «23» августа 2024 г. № 133













Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося 6б класса

Панюшкина Василия Николаевича

на 2024-2025 учебный год

срок реализации: 1 год





Ответственная

за реализацию программы:

Новикова Л.М.













Содержание


1. Индивидуальные сведения об обучающемся 

2. Психолого-педагогическая характеристика

        3. Условия реализации, потребности в уходе и присмотре 

4. Индивидуальный учебный план. Расписание индивидуальных занятий

        5. Содержание учебных предметов 

        6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 

        7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения 


Специальная индивидуальная программа развития разработана для не слышащего обучающегося с умственной отсталостью тяжёлой степени.

Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение обучающегося с нарушением слуха в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.


1. Индивидуальные сведения об обучающемся

ФИО обучающегося: Панюшкин Василий Николаевич

Возраст: 25 лет

Место жительства: Кемеровская область-Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, посёлок 348 квартал, улица Гайдара, дом 3 «Анжеро-Судженский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

Мать: -

Отец: -

Год обучения: шестой

Ступень обучения: 2

Форма обучения: домашняя

Режим обучения: классно-урочный

На основании освидетельствования гр. Панюшкин Василий Николаевич, 1999 г.р. страдает хроническим психическим расстройством в форме умственной отсталости тяжёлой степени (по МКБ – 10 F72), имеет I группу инвалидности.


2. Психолого-педагогическая характеристика

У Панюшкина Василия Николаевича отмечаются стойкие и грубые нарушения когнитивных, мнестических и интеллектуальных функций. Отсутствует критика к своему состоянию. Нуждается в постоянном уходе и контроле со стороны.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Жизненные компетенции

навыки самообслуживания

одеваться, раздеваться

обуваться, разуваться

есть

мыть руки

пользоваться туалетом

социально-бытовые навыки

убирать свое рабочее место

класть вещи в специально отведенный шкафчик или полку

выполнять поручения учителя  

аккуратно складывать физкультурную форму

навыки коммуникации и социального взаимодействия

включаться в игру, фронтальную работу на уроке

оказать помощь другим детям, взрослым (например, при передвижении, спуске или подъеме по лестнице, при одевании)

выражать свои чувства, обращаться за помощью

адекватно действовать в различных социальных ситуациях

соблюдать нормы социально приемлемого поведения в общественных местах (транспорте, магазине, др. объектах инфраструктуры города).


Приоритетные предметные области:

1. Язык и речевая практика

2. Математика
3. Естествознание


3. Индивидуальный учебный план. Расписание занятий на 2024 – 2025 учебный год

При составлении индивидуального учебного плана учитывались рекомендации по образованию обучающегося с умственной отсталостью тяжёлой степени.

Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, соответствующие уровню актуального развития и устанавливает объем недельной нагрузки обучающегося.

Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающегося.

Из предметной области «Язык и речевая практика» изучается учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» - 3 часа в неделю.

Из предметной области «Математика» изучается учебный предмет «Математика» - 2 часа в неделю.

Из предметной области «Естествознание» изучается учебный предмет «Ознакомление с природным миром» - 2 часа в неделю.


Рабочие программы по учебным предметам адаптированы с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающегося, содержат материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы ему для успешной социальной адаптации.

Длительность урока может варьироваться в зависимости от состояния ребенка.

Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося от 30 до 40 минут.

Продолжительность учебного года - 34 учебные недели.


Предметные области

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Класс

6б

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

Математика

Математика

2

Естествознание

Окружающий природный мир

2

Итого

 

7

Всего к финансированию

7

Расписание занятий


время

понедельник

вторник

среда

Четверг


1030 - 1110


1120 - 1200




1210 - 1250



1410 - 1450



Речь и альтернативная коммуникация






Математика







Речь и альтернативная коммуникация


Окружающий природный мир








Речь и альтернативная коммуникация


Математика

Окружающий природный мир


4. Содержание образования

Содержание учебных предметов

Для глухих детей, обучающихся по Специальной индивидуальной программе развития так же, как и для всех детей с глухотой, общение – важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Обучение коммуникации глухих детей с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для обучающегося уровне.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

Цель обучения:

формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развитие речи как средства общения;

включение глухих обучающихся в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов;

достижение самостоятельности в доступных пределах в решении повседневных жизненных задач.

Задачи:

формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

понимать значение слов, обозначающих предметы окружающей действительности;

уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Учебный предмет «Математика»

Цель обучения:

формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи обучения:

формировать элементарные математические представления о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности;

формировать представления о количестве, числе, познакомить с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

развить умения самостоятельно пользоваться математическими представлениями при решении элементарных житейских задач.

Учебный предмет «Окружающий природный мир»

Цель обучения:

формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;

формировать временные представления;

формировать представления о растительном и животном мире.

Изучение программного материала не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей обучающегося.


5. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Особые образовательные потребности обучающегося требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения:

графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, пиктограммы, символы, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;

видеоматериалы.

различные по форме, величине, цвету наборы счётного материала;

пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

мозаики;

пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;

рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания;

обучающие компьютерные программы, способствующие формированию доступных математических представлений.


6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметные результаты освоения учебного предмета

 При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений обучающегося, которое происходит в ходе выполнения заданий и действий

Критерии оценивания ​​​​​​​

п/п

Критерии и уровни освоения (выполнения) действий/операций

Оценка

(от 0 до 3 баллов)

1

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)


2

Активное участие 

действие выполняется учеником:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно, с ошибками

- самостоятельно, правильно



Система оценка предметных результатов реализуется в рамках накопительной бальной системы:

0 баллов – нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.