Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
СОГЛАСОВАНО родитель (законный представитель) обучающегося ______________________________ подпись ФИО «______» ________________ 2024 г. | УТВЕРЖДЕН приказом МКОУ «Ш-И №18» от «23» августа 2024 г. № 133 |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 6б класса
Панюшкина Василия Николаевича
на 2024-2025 учебный год
срок реализации: 1 год
Ответственная
за реализацию программы:
Новикова Л.М.
Содержание
1. Индивидуальные сведения об обучающемся
2. Психолого-педагогическая характеристика
3. Условия реализации, потребности в уходе и присмотре
4. Индивидуальный учебный план. Расписание индивидуальных занятий
5. Содержание учебных предметов
6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Специальная индивидуальная программа развития разработана для не слышащего обучающегося с умственной отсталостью тяжёлой степени.
Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение обучающегося с нарушением слуха в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.
1. Индивидуальные сведения об обучающемся
ФИО обучающегося: Панюшкин Василий Николаевич
Возраст: 25 лет
Место жительства: Кемеровская область-Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, посёлок 348 квартал, улица Гайдара, дом 3 «Анжеро-Судженский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
Мать: -
Отец: -
Год обучения: шестой
Ступень обучения: 2
Форма обучения: домашняя
Режим обучения: классно-урочный
На основании освидетельствования гр. Панюшкин Василий Николаевич, 1999 г.р. страдает хроническим психическим расстройством в форме умственной отсталости тяжёлой степени (по МКБ – 10 F72), имеет I группу инвалидности.
2. Психолого-педагогическая характеристика
У Панюшкина Василия Николаевича отмечаются стойкие и грубые нарушения когнитивных, мнестических и интеллектуальных функций. Отсутствует критика к своему состоянию. Нуждается в постоянном уходе и контроле со стороны.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Жизненные компетенции
навыки самообслуживания
одеваться, раздеваться
обуваться, разуваться
есть
мыть руки
пользоваться туалетом
социально-бытовые навыки
убирать свое рабочее место
класть вещи в специально отведенный шкафчик или полку
выполнять поручения учителя
аккуратно складывать физкультурную форму
навыки коммуникации и социального взаимодействия
включаться в игру, фронтальную работу на уроке
оказать помощь другим детям, взрослым (например, при передвижении, спуске или подъеме по лестнице, при одевании)
выражать свои чувства, обращаться за помощью
адекватно действовать в различных социальных ситуациях
соблюдать нормы социально приемлемого поведения в общественных местах (транспорте, магазине, др. объектах инфраструктуры города).
Приоритетные предметные области:
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
3. Индивидуальный учебный план. Расписание занятий на 2024 – 2025 учебный год
При составлении индивидуального учебного плана учитывались рекомендации по образованию обучающегося с умственной отсталостью тяжёлой степени.
Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, соответствующие уровню актуального развития и устанавливает объем недельной нагрузки обучающегося.
Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающегося.
Из предметной области «Язык и речевая практика» изучается учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» - 3 часа в неделю.
Из предметной области «Математика» изучается учебный предмет «Математика» - 2 часа в неделю.
Из предметной области «Естествознание» изучается учебный предмет «Ознакомление с природным миром» - 2 часа в неделю.
Рабочие программы по учебным предметам адаптированы с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающегося, содержат материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы ему для успешной социальной адаптации.
Длительность урока может варьироваться в зависимости от состояния ребенка.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося от 30 до 40 минут.
Продолжительность учебного года - 34 учебные недели.
Предметные области
| Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Класс | 6б | |
Обязательная часть | ||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 3 |
Математика | Математика | 2 |
Естествознание | Окружающий природный мир | 2 |
Итого |
| 7 |
Всего к финансированию | 7 |
Расписание занятий
время | понедельник | вторник | среда | Четверг |
1030 - 1110 1120 - 1200 1210 - 1250 1410 - 1450 | Речь и альтернативная коммуникация Математика | Речь и альтернативная коммуникация Окружающий природный мир | Речь и альтернативная коммуникация Математика | Окружающий природный мир |
4. Содержание образования
Содержание учебных предметов
Для глухих детей, обучающихся по Специальной индивидуальной программе развития так же, как и для всех детей с глухотой, общение – важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Обучение коммуникации глухих детей с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для обучающегося уровне.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Цель обучения:
формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развитие речи как средства общения;
включение глухих обучающихся в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов;
достижение самостоятельности в доступных пределах в решении повседневных жизненных задач.
Задачи:
формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
понимать значение слов, обозначающих предметы окружающей действительности;
уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Учебный предмет «Математика»
Цель обучения:
формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи обучения:
формировать элементарные математические представления о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности;
формировать представления о количестве, числе, познакомить с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
развить умения самостоятельно пользоваться математическими представлениями при решении элементарных житейских задач.
Учебный предмет «Окружающий природный мир»
Цель обучения:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;
формировать временные представления;
формировать представления о растительном и животном мире.
Изучение программного материала не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей обучающегося.
5. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Особые образовательные потребности обучающегося требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения:
графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, пиктограммы, символы, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;
видеоматериалы.
различные по форме, величине, цвету наборы счётного материала;
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию доступных математических представлений.
6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Предметные результаты освоения учебного предмета
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений обучающегося, которое происходит в ходе выполнения заданий и действий
Критерии оценивания
№ п/п | Критерии и уровни освоения (выполнения) действий/операций | Оценка (от 0 до 3 баллов) |
1 | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
2 | Активное участие действие выполняется учеником: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции - по подражанию или по образцу - самостоятельно, с ошибками - самостоятельно, правильно | |
Система оценка предметных результатов реализуется в рамках накопительной бальной системы:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение