Специфика обучения математике учащихся с НОДА с применением дистанционных образовательных технологий
Пригода Ольга Яновна,
учитель математики
краевого центра дистанционного
образования детей-инвалидов Алтайского края,
г. Барнаул
Специфика обучения математике учащихся с НОДА с применением дистанционных образовательных технологий
Для ребенка, чье тело ограничено в движении, мир часто замыкается в стенах комнаты. Но есть пространство, где ограничений не существует — это цифровое образовательное пространство. В нашем центре дистанционного образования мы не просто «проходим» математику. Мы строим мосты, по которым к нашим ученикам приходит уверенность, логика и ощущение могущества мысли. И ключ к этому — грамотное применение дистанционных технологий.
В краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов всего обучается 180 обучающихся со всего Алтайского края. Из них более 60% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Как правило, предмет «Математика» один из сложнейших, вызывающих трудности в освоении учебного материала.
Математика — это язык строгих правил и безграничной креативности. Для ребенка с НОДА она становится полем для самореализации. Здесь не важна скорость письма или разборчивость почерка, здесь важна сила ума. А дистанционный формат — это не вынужденная мера, а зачастую оптимальная среда, где можно создать персонализированное, комфортное и технологически оснащенное рабочее место прямо у себя дома.
Наш арсенал: не просто «урок в Max», а экосистема технологий.
Мы отошли от модели «говорящей головы» в видео звонке. Наш подход — это интерактивная образовательная среда, которая строится на нескольких китах.
1. Интерактивная онлайн-доска (Miro, Jamboard, Idroo).
Это наша главная учебная тетрадь и классная доска.
Как применяем? Учитель и ученик в реальном времени видят и редактируют одно пространство. Ребенок, который не может держать мел или ручку, с помощью мыши, тачпада или специального джойстика перемещает объекты, решает задачи, строит графики.
Например, изучая тему «Геометрические фигуры», мы не рисуем унылый треугольник в тетради. Мы создаем на доске Miro красочный «город геометрии», где ученик перемещает дома-квадраты, дороги-отрезки и озера-окружности, изучая их свойства. Чтобы доказать теорему, мы не переписываем учебник, а двигаем и накладываем друг на друга виртуальные фигуры, видя их свойства в динамике.
2. Визуализация и геймификация (GeoGebra, Desmos, интерактивные тренажеры).
Абстрактные понятия становятся осязаемыми.
Как применяем? Для изучения функций мы используем Desmos. Ребенок ползунком меняет коэффициент и прямо на глазах видит, как парабола становится уже или шире, как прямая «взбирается» вверх. Создается прямая связь между формулой и ее визуальным образом.
Конкретный пример: Урок по теме «Координатная плоскость» превращается в квест «Найди клад». Учитель задает координаты, а ученик, перемещая точку, ищет сокровища. Так сложная тема усваивается легко и навсегда.
3. Асинхронное обучение и микро-уроки (платформы типа Learnis, образовательные блоги).
Мы понимаем, что физическое состояние ребенка может колебаться. Не всегда есть силы на полноценный 40-минутный урок.
Как применяем? Учитель заранее записывает 5-7-минутные видеообъяснения ключевой темы или берет готовые в интернет-пространстве. К этому прилагается интерактивный тренажер для самопроверки. Ученик может посмотреть урок в удобное время, в комфортном темпе, перемотать и пересмотреть сложный момент.
Так, перед темой «Проценты» ученик в качестве домашнего задания получает короткий ролик о том, как проценты используются в реальной жизни (скидки, банковские операции), и ссылку на тренажер. Приходя на онлайн-урок, он уже подготовлен, и мы не тратим время на объяснение азов, а углубляемся в решение практических задач.
4. Технологии для преодоления барьеров.
Мы активно используем: программы голосового ввода (например, встроенный в Google-документы), когда у ребенка затруднена моторика рук, и он не может печатать;. синтезаторы речи, которые озвучивают задания для детей с сопутствующими нарушениями; цифровые конспекты и облачные хранилища, где вся история обучения всегда под рукой, и можно в любой момент вернуться к прошлому материалу.
И конечно, главный результат — не оценка, а огонек в глазах.
Когда ребенок, который не может выйти из дома, с помощью цифровых инструментов строит трехмерную модель в GeoGebra или побеждает в викторине по логике с другом из другого города, происходит нечто большее, чем обучение. Он обретает власть над миром чисел и идей. Он понимает, что его ум — это самая мощная сила, а дистанционные технологии — его личный космический корабль для покорения новых вершин.
Математика в нашем исполнении — это не сухая наука, а язык, на котором наши ученики говорят с миром на равных, доказывая себе и всем, что единственные настоящие ограничения — это те, что мы устанавливаем в своем сознании.