Спецкурс «Модуль и параметр»
Спецкурс «Модуль и параметр»
Спецкурс "Модуль и параметр" для учащихся 7 классов предполагает изучение материала во втором полугодии 7 класса. Уравнения и другие задачи, связанные с модулем и параметрами, в последние годы стали широко использоваться в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решать эти проблемы и призван настоящий курс.
Цель спецкурса: Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, повышение уровня математической культуры учащихся.
Задачи:
- расширить рамки школьной программы;
- показать практическое значение математики;
- развить интерес к математике; способствовать развитию логического мышления.
Формы проведения занятий: Сочетание индивидуальных форм с групповыми
1.Планируемые результаты изучения спецкурса по алгебре "Модуль и параметр",
7 класс
Личностные результаты.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формирование инициативы, находчивости, активности при решении задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер);
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
уметь использовать математические знания для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
• преобразовывать выражения с модулем;
• решать уравнения с использованием геометрического смысла модуля;
• решать линейные уравнения с модулем;
• решать уравнения, содержащие переменную под знаком модуля методом интервалов;
• строить графики функций, содержащих знак модуля:, , , ,
• решать линейные уравнения с параметром;
• решать уравнения и системы линейных уравнений с модулем и параметром.
• различным методам решения уравнений с модулем и с параметром, систем линейных уравнений с модулем и параметром, построению графиков функций, содержащих знак модуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
•овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
•применять нестандартные методы рассуждения при решении задач с модулем и параметром;
•применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих модуль и параметр;
•проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики;
•использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
2.Содержание спецкурса по алгебре
1. Модуль.
1.Модуль и его свойства.
Определение модуля, алгебраический и геометрический смысл. Некоторые свойства модуля. Выражения с модулем. Преобразование выражений, содержащих переменную под знаком модуля.
2.Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
Решение уравнения с использованием геометрического смысла модуля. Решение линейных уравнений с модулем. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля методом интервалов.
3.Модуль и графики.
Кусочно-заданные функции. Графики кусочно-заданных функций. Построение графиков функций, содержащих знак модуля:, , , ,
2. Решение задач повышенной сложности.
1.Олимпиадные задачи.
Решение олимпиадных задач.
2.Задачи международного конкурса «Кенгуру».
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
3. Параметр.
1.Знакомство с параметром.
Основные понятия. Что такое параметр. Что значит решить уравнение с параметром. Понятия равносильности уравнений.
2.Решение линейных уравнений с параметром.
Методы решения уравнений с параметрами, контрольные значения параметра. Линейные уравнения с параметром. Графический способ решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
3.Уравнения и системы линейных уравнений с модулем и параметром.
Методы решения уравнений с модулем и параметром. Системы линейных уравнений с модулем и параметром. Методы решения систем линейных уравнений с модулем и параметром.
3. Тематическое планирование.
№ |
Название темы, количество часов на изучение |
Форма занятия |
Форма контроля |
1. Модуль (9 ч) |
|||
Модуль и его свойства (2 ч) |
|||
1/1 |
Определение и свойства модуля, алгебраический и геометрический смысл. |
Лекция. |
Наблюдение, собеседование |
2/2 |
Выражения с модулем. Преобразование выражений с модулем. |
Практическая работа. |
Фронтальный опрос |
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля (3 ч) |
|||
3/1 |
Решение уравнения с использованием геометрического смысла модуля. |
Практикум |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
4/2 |
Решение линейных уравнений с модулем. |
Лекция, Практическая работа. |
Наблюдение, фронтальный опрос |
5/3 |
Решение уравнений с модулем методом интервалов. |
Занятие – консультация. Работа в группах |
Групповой опрос |
Модуль и графики (4 ч) |
|||
6/1 |
Кусочно-заданные функции и их графики. |
Мини-лекция, исследовательская работа |
Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос |
7/2 |
Построение графиков функций, содержащих знак модуля: у=|х|, у=k|х|, у=|kх|. |
Практическая работа. |
Фронтальный опрос |
8/3 |
Построение графиков функций, содержащих знак модуля: у=k|х|+b, у=|kх+b|. |
Практическая работа. |
Фронтальный опрос |
9/4 |
Практическая исследовательская работа по теме «Построение графиков функций, содержащих знак модуля». |
Практическая исследовательская работа. |
Индивидуальный опрос |
2. Решение задач повышенной сложности (3ч) |
|||
Олимпиадные задачи (2 ч) |
|||
10/1 |
Решение олимпиадных задач. |
Занятие – консультация. |
Наблюдение, фронтальный опрос |
11/2 |
Решение олимпиадных задач. |
Занятие – консультация |
Наблюдение, фронтальный опрос |
Задачи международного конкурса «Кенгуру» (1ч) |
|||
12/1 |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
Занятие – консультация. Обсуждение. |
Наблюдение, фронтальный опрос |
3. Параметр (5ч) |
|||
Знакомство с параметром (1ч). |
|||
13/1 |
Основные понятия. Что такое параметр. Что значит решить уравнение с параметром. Понятия равносильности уравнений |
Лекция |
Наблюдение, фронтальный опрос |
Решение линейных уравнений с параметром (2 ч) |
|||
14/1 |
Методы решения уравнений с параметрами, контрольные значения параметра. |
Мини-лекция, исследовательская работа. |
Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос |
15/2 |
Линейные уравнения с параметром. Графический способ решения. |
Практическая работа. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Уравнения и системы линейных уравнений с модулем и параметром (2ч) |
|||
16/1 |
Методы решения уравненийс модулем и параметром. |
Лекция, практическая работа. |
Наблюдение, фронтальный опрос |
17/2 |
Методы решения систем линейных уравнений с модулем и параметром |
Мини-лекция, исследовательская работа |
Наблюдение, фронтальный опрос |
18 |
Резервное занятие |
|
|
4.Литература
1.Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
2.В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003
3.Лебединская Е. А. и др. Задания для обучения и развития учащихся, М.:Интелект-центр, 2002.
4.Г.И.Зубелевич «Занятия математического кружка», М. «Просвещение», 2005г
5.Т.Д.Гаврилова «Занимательная математика на уроках в 5-11 классах», Волгоград, 2008.
6. Журнал «Математика в школе»,№5-1999г., Зиновьева Л.А., Щеглова Н.Д., Зиновьев А.И. «Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля»
7. Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Смоляков А.Н. «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля».
8.Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Чаплыгин В.Ф. «Сравнение и классификация в упражнениях с модулями».
9. Журнал «Математика в школе»,№7-2003г., Шабунин М. И. «Уравнения и системы уравнений с параметрами.
10. Журнал «Математика в школе»,№7-2003г Евсеева А. И. «Уравнения с параметрами».
11. Первое сентября. Математика.№44-2004г., Шестаков С. «Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений и неравенств».