12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Оксана Михайловна102
Моя работа - любовь и забота!
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
3

Статья «Спортивные праздники с детьми среднего дошкольного возраста как средство сохранения их здоровья»

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ

 

О.М. Жукова

воспитатель первой категории

Новосибирск 2014

 

Актуальность исследования. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования заботы о своём здоровье актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков заботы о своём здоровье, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

Ученый Г.М. Соловьев [35, c.33], выделил пять основных направлений воспитания заботы о своём здоровье: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.

Главным результатом воспитания заботы о своём здоровье является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.

Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования и воспитания заботы о своём здоровье детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Для достижения здоровья и гармоничного развития дошкольника через воспитания заботы о своём здоровье необходимо соответствующее построение педагогического процесса, совместных усилий всего коллектива ДОУ, а также большая работа педагогов и воспитателей над собой.

Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с дошкольного образовательного учреждения, данное исследование весьма актуально.

Здоровье человека в понимании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое понимание близко понятию, которое используется для описания удовлетворенностью жизнью и называется качеством жизни. Общее качество жизни человека - одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы в широком смысле [6].

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психо-эмоциональное) и социальное здоровье.

Физическое здоровье - определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома [1].

Душевное здоровье - определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять [14].

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим [3].

При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель образования - научить человека быть здоровыми в течение всей жизни.

Итак, здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психо-эмоциональное) и социальное здоровье. При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель образования - научить человека быть здоровыми в течение всей жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [31].

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [2].

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [34].

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [30].

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными [8].

Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется [9].

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих [29].

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок [26].

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности [23].

Современный подход к повышению качества образования в Федеральной Концепции модернизации образования до 2010 г. связан с развитием приоритетных направлений: физкультурно-оздоровительного, социально-личностного, художественно-эстетического, интеллектуального [20]. Все программы нового поколения ориентированы на их реализацию. В связи с темой исследования проведем сравнительный анализ реализации физкультурно-оздоровительного направления в программах, по которым в основном работают детские сады города. При проведении структурного анализа за основу взят план сравнения программ воспитания и обучения, предложенный Л.И. Фалюшиной [36].

Программа «Радуга» авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко [36].

Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно.

Отличительные особенности раздела: для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составлять на каждого ребенка своеобразную «карту-прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. В карте-прогнозе: отражаются (на каждом возрастном этапе) особенно­сти развития ребенка (развитие мышц, органов, систем и т. д.); определяются те участки тела, для укрепления которых нужны развивающие, закрепляющие или совершенствующие действия; определяются те движения, которые на данном этапе противо­показаны ребенку, могут нанести ему вред; подбираются те формы движений, которые позволяют достичь возрастного фи­зического совершенства (не отдельных двигательных навыков, а физического совершенства применительно к данному возрасту). Такой анализ требует совместного труда медицинских работни­ков и педагогов групп, а также родителей.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [36]. Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

В программе акцентируется внимание, что правильное фи­зическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле. За время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиени­ческие навыки, потребность в ежедневной двигательной дея­тельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.

Отличительные особенности: опираясь на обстоятельные методические рекомендации, оказывающие большую помощь в реализации данной программы, педагогический коллектив избежит многих трудностей. Для успешной работы могут быть использованы современные методики и технологии воспитания дошкольников.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие» разработана творческим коллекти­вом под руководством профессора Л. А. Венгера [36]. Особенность программы заключается в том, что она ориентирует педагогов, прежде всего, на овладение детьми способами получения новых знаний, умений, навыков, а не на простое усвоение их. В программу также включен раздел «Одаренный ребенок».

Отличительные особенности: ориентация на личность воспитателя, создающего атмосферу сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Собственно программа не содержит в себе раздела по фи­зическому развитию детей. До недавнего времени авторы про­граммы при организации физического воспитания дошколь­ников рекомендовали использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 году были выпущены методиче­ские рекомендации «Воспитание здорового ребенка» (М. Д. Маханева, 1998), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний Новгород) [24]. Авторы программы «Развитие» во введении к выпущенным методи­ческим рекомендациям представляют его как «необходимое дополнение к своей программе, которая не содержит в себе раздела по физическому развитию детей» [36].

Гармоничному физическому и полноценному психическо­му развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Авторы рекомендуют «гибкий режим дня в дошкольном учреждении» рассматривать в аспектах организации динамичного режима дня детей; гибкого графика работы воспитателей, специали­стов и всего обслуживающего персонала.

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: на основании индивидуаль­ных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о со­стоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в от­дельности. Эту схему-анализ и конкретные рекомендации же­лательно, по мнению авторов, занести в групповые «Журналы здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкуль­турно-оздоровительную работу в соответствии с особенностя­ми здоровья детей.

Авторы рекомендаций считают, что особое внимание в ре­жиме дня следует уделять проведению закаливающих проце­дур, различных для детей каждого возрастного периода, а также уровня подготовленности, отличные в зависимости от времени года.

Основное внимание в программе уделяется не содержанию обучения, а средствам и методам преподнесения содержания образования ребенку. Воспитатели должны хорошо ориентироваться в методиках диагностики и развития способностей.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена. Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу [36].

Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.

В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни , полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.

Модульная программа Зимониной В.Н. «Расту здоровым» [15, с.57]. Программа обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности. Проанализируем подробно структуру данной программы

Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции.

Оздоровительная работа строится по двум блокам: «Здоровье» и «Азбука движения». В блоках имеются разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания».

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Введе­ны формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Оздоровитель­ный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (зимние и весенние).

Основной формой обучения детей в каждом блоке являются занятия, но их количество, предложенное автором, ограничено. Не разработан цикл познавательных занятий, направленных на воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни. Нет системы в реализации блоков, не предусмотрена совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Это и послужило основой для проектирования педагогической системы по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов [27].

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами [6].

Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяет сформулировать основные подходы к их классификации.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Доминирующие задачи в празднике следующие [11]:

1. Формировать здоровый образ жизни.

2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.

3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.

4. Демонстрировать спортивные достижения.

5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.

6. Формировать познавательную активность. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, биологии, литературы и т.д.

Детский спортивный праздник, это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Эстафеты, конкурсы и другие подвижные игры, конечно же, должны присутствовать на мероприятии детского спортивного праздника. Для того, чтобы детский спортивный праздник удался, важно приготовить сценарий детского спортивного праздника, в котором обязательно учитывают следующие факторы [17]:

- где будет проводиться мероприятие, в зале, или же на улице;

- сколько детей, и какого возраста будет принимать участие в конкурсах (будет ли это им интересно? смогут ли они это делать?);

- и, конечно же, декорации, плюс наличие спортивных снарядов (мячи, скакалки и так далее).

Планируя провести детский спортивный праздник, обязательно медицинское разрешение на участие того или иного ребенка. Все дети-участники по медицинским показаниям не должны иметь противопоказаний к физическим нагрузкам. Желательно присутствие на спортивном празднике медицинского работника [28].

Детские спортивные праздники должны заинтересовать детей в здоровом образе жизни, физических нагрузках. Должны научить их быстро и правильно мыслить. И, конечно же, развить в ребенке командный дух [19].

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам [35].

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков [32].

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности. Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды [25].

Широкое использование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка [18].

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику [21].

По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом [22]:

1. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).

2. На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу и т.д.).

3. На основе спортивных упражнений (катание на велосипеде, катание на самокате и т.д.).

4. На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).

5. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).

Методика организации любого праздника или досуга – достаточно сложный процесс. При составлении плана сценария необходимо [22]:

- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;

- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие напряжения;

- чередовать массовые и индивидуальные задания;

- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение для всех моментов [16].

Спортивный досуг может проводить как воспитатель, так и инструктор по физической культуре, у которых должно быть несколько помощников, которые помогают расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Жюри выбирается заранее из 3-5 человек. Необходимо продумать, как жюри будет озвучивать результаты. В конце праздника уместно организовать массовый танец [19].

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры рекомендуется разместить на самом почетном месте в группе. Такой «победный уголок» является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему: «Наш праздник» [10].

Два раза в год проводятся каникулы продолжительностью в одну неделю. На время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью. Особое место занимают физкультурные досуги, которые проводятся во всех возрастных группах во время каникул и ежемесячно в течение года. Содержание физкультурного досуга составляют все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, вызывающие у детей интерес и радостные эмоции. В дни каникул большое место отводится прогулкам, на которых организуются игры-аттракционы с элементами спортивных соревнований [33].

Итак, вся работа по проведению спортивно-физкультурных мероприятий в детском саду направлена на решение задачи воспитания у детей интереса к физической культуре. При этом мы учитываем, что наибольшие успехи в ней могут быть достигнуты только при условии сотрудничества детского сада и семьи.

База исследования: МДОУ №368 г.Новосибирск. В исследовании приняли участие 24 ребёнка, в возрасте 6-7 лет, 24 родителя данных детей, в возрасте 26-33 лет.

Для изучения уровня здоровья детей у детей старшего дошкольного возраста была проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа:

I. констатирующий этап

Цель этапа: определить уровень сформированности здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

II. формирующий этап

Цель этапа: разработать содержание работы воспитателя по организации и проведению спортивных праздников в детском саду.

III. контрольный этап

Цель этапа: определить эффективность проведённой работы воспитателя по организации и проведению спортивных праздников в детском саду.

Для диагностики уровня здоровья детей у до­школьников нами был разработан диагностический комплекс на основе разработок следующих авторов: Е.Н. Васильевой, Л.Г.Касьяновой и разработки И.М.Новиковой [26], тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца; тесты мотометрической шка­лы Озерецкого-Гельнитца.

Диагностический комплекс состоит из следующих субтестов:

Субтест 1. Анализ когни­тивного и поведенческого компонентов представлений о здоровье.

Цель: изучить представления о здоровье у дошкольников.

Опишем задания субтеста 1: В ходе диагностики уровня здоровья детей у детей среднего дошкольного возраста необходимо изучить, имеющиеся у старших дошкольников представления: о здоровье, о взаимосвязи здоровья и деятельности, питания, отдыха, о вреде и пользе просмотра телевизионных передач и рекламы, компьютерных игр, о причинах заболеваний, их лечении, о влиянии на здоровье природных факторов окружающей среды в сравнении с представлениями об этом детей. Показа­тели уровня здоровья детей у до­школьников:

Представления об окружающей среде.

Представления о методах сохранения и укрепления сво­его здоро­вья.

Знание основных терминов физической культуры.

Знание строения своего тела, назначения внутренних ор­ганов.

Знание того, что полезно и что вредно для организма.

Умение самостоятельно проводить утреннюю гимна­стику.

Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повсе­дневной дея­тельности.

Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физиче­ской куль­туре и в повсе­дневной жизни.

В целях диагностики мы применяли традицион­ные методы (уст­ные во­просы, бе­седы с детьми, направленные на определение уровня сформированно­сти, наблюдение).

Учитывая, что дети отличаются друг от друга по уровню развития познавательной деятельности, мы предположили, что представления о здоровье у них также будут различаться, и, частично, опираясь на показатели и критерии оценки представлений о здоровье, предложенные Л.Г.Касьяновой [26], разработали показатели и критерии качественного анализа когни­тивного и поведенческого компонентов представлений о здоровье у дошкольников среднего возраста, которыми стали полнота, осознанность, обобщенность, системность, инициативность, самостоятельность.

Эти показатели качественного анализа представлений о здоровье у детей, оцениваемые нами в условных баллах по 4-х балльной системе в направлении от высшего к низшему, приведены в приложении А.

Были разработаны следующие условные уровни сфор­мированности знания ос­нов здоро­вого образа жизни у детей старшего до­школьного возраста:

1. Достаточный (19-24 балла). Дети имеют полное представление об окру­жаю­щем мире, умеют отражать связь между его объ­ектами, обобщать, диффе­ренци­ро­вать, срав­ни­вать, исполь­зуют ранее полученные знания, пра­вильно выполняют за­дания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точ­ных, обобщен­ных и осознанных знаний о здоро­вом об­разе жизни; умением са­мостоятельно, полно анализи­ровать жиз­ненную ситуа­цию, выделять ее сущест­венные при­знаки и выдвигать на этой основе аде­кватную задачу в своей дея­тельно­сти, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умствен­ном плане. Дети умеют планировать свою дея­тельность. Ответы детей на во­просы, связанные со здоро­вым образом жизни, чет­кие, яс­ные, полные, аргумен­тирован­ные.

2. Необходимый (13-18 баллов). Дети имеют неполное, но достаточ­ное пред­ставле­ние об окружаю­щем мире, умеют использо­вать знания, кото­рые были по­лучены са­мо­стоятельно, допус­кают несущественные ошибки и не­точности при выполне­нии заданий на сравнение, анализ, про­гнози­ро­вание. Дети за­трудняются при само­стоятельном решении проблемных заданий и не­редко нуждаются в по­мощи вос­питателя. Планировать по­рядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последователь­ности, уве­ренно, самостоятельно. В ряде дей­ствий ими допуска­ются неточности, но неко­то­рые из дейст­вий при этом выполняются достаточно рационально. От­веты на во­просы, свя­зан­ные со здоровым образом жизни, у та­ких детей недостаточно раз­вернутые и слабо аргу­ментированные.

3. Недостаточный (0-12 баллов). Дети имеют неполное представле­ние об окружающем мире, затрудня­ются использовать зна­ния, которые были получены самостоя­тельно, ну­ждаются в постоянной помощи воспитателя при решении про­блем­ных задач и даже при наличии по­мощи не могут пра­вильно ре­шить их, сде­лать вы­воды, слабо владеют приемами интеллекту­альной ра­боты. Не умеют диф­ференци­ровать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на во­просы, свя­занные со здо­ровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, сла­бые, не­уверенные и не­аргументи­рованные.

Субтест 2. Карта воспитанности

Цель: изучение культуры личности ребёнка

Карта состоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Таблица разделена на колонки, содержащие определенные интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

культура общения (общительность) – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

культура поведения (дисциплинированность) – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

культура внешнего вида (аккуратность) – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Внутренняя культура личности:

отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;

дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

любознательность – устойчивый интерес к знаниям;

честность – искренность, умение говорить всегда только правду;

эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей группе – 3 качества, в средней группе – 4 качества, в старшей группе – 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.

Оценка интегративных качеств личности:

1 балл – данное качество присутствует у ребенка, всегда является устойчивой чертой его личности;

0,5 балла – поведение ребенка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

0 баллов – иногда поведение ребенка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:

8,5 - 9 баллов – высокий уровень;

4,5 - 8 баллов – средний уровень;

0 - 4 балла – низкий уровень.

Для изучения уровня здоровья детей родителям была предложена анкета «Будем здоровы», которая представлена в приложении Б.

Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни родителей и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни. Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.

В ходе диагностики, на констатирующем этапе, были получены результаты, которые отражены в таблицах и диаграммах.

Результаты исследования уровня здоровья детей у дошкольников по субтесту 1, занесены в таблицу, которая представлена в приложении Б.

У 6 детей достаточный уровень сформированности здорового образа жизни, у 18 детей необходимый.

Наглядно результаты исследования сформированности культуры здорового образа жизни по субтесту 1, в (%), на констатирующем этапе, отображены в диаграмме на рисунке 1.

t1570266782aa.gif

Рис.1. Уровни сформированности культуры здорового образа жизни в по субтесту 1, в (%), на констатирующем этапе.

Как мы видим на диаграмме (рис.1) наибольший процент испытуемых детей с необходимым уровнем сформированности здорового образа жизни.

Далее были заполнены карты воспитанности по субтесту 2, параметры изучения культуры личности занесены в таблицу , которая представлена в приложении Б.

Уровень культуры здоровья по субтесту 2 на констатирующем этапе у 17 детей средний, у 3 детей высокий.

Наглядно уровни культуры здоровья детей по субтесту 2, на констатирующем этапе исследования, в (%), отобразим в диаграмме на рисунке 2.

t1570266782ab.gif

Рис.2. Уровни культуры здоровья детей по субтесту 2, на констатирующем этапе исследования, в (%)

Как показывает диаграмма (рис.2) наибольший процент детей со средним уровнем развития культуры здоровья.

Также было проведено анкетирование родителей, результаты которого занесены в таблицу, которая представлена в приложении Б.

Таким образом, 42 балла и выше набрали 3 родителя, т.е. у них высокий уровень индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

41 – 31 балл набрали 16 родителей, т.е. у них средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

30 – ниже баллов набрали 5 родителей, у них низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.

Наглядно уровни индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью у родителей, на констатирующем этапе исследования, в (%), отобразим в диаграмме на рисунке 3.

t1570266782ac.gif

Рис.3. Уровни индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью у родителей, на констатирующем этапе исследования, в (%)

Как видно на диаграмме (рис.3) наибольший процент родителей со средним уровнем индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью.

Для определения общего уровня развития культуры ЗОЖ у испытуемых, занесём данные, полученные в ходе всего исследования в таблицу, которая представлена в приложении Б.

У 3 детей с высоким уровнем здоровья, родители показывают высокий уровень индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью; у 17 детей со средним уровнем развития здоровья, родители показывают средний и низкий уровень индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью.

Наглядно общий уровень здоровья у испытуемых на констатирующем этапе, в (%) соотношении, отображён в диаграмме на рисунке 4.

t1570266782ab.gif

Рис.4. Общий уровень развития культуры ЗОЖ у испытуемых на констатирующем этапе, в (%)

Итак, можно сделать общий вывод: у 85% испытуемых средний уровень здоровья, у 15% - высокий. Поэтому необходимо повышение уровня здоровья детей, т.к. это является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья ребёнка, через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Данная работа будет проводиться при помощи организации и проведении спортивных праздников в ДОУ.

Методика организации любого праздника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.

Подготовка к празднику - это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Подготовительная работа проводилась при сотрудничестве с инструктором по физической культуре. Весьма ощутимую помощь в организации спортивных праздников оказали старшие братья и сестры, родители [5].

Длительность праздника определялась возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет. Праздники проводились 1 раз в квартал, как итоговое мероприятие месяца, сценарии праздников представлены в приложении В.

Начало праздника. Красочное, соответствующее тематике оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований вызывало у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимал весь коллектив дошкольного учреждения [13].

В назначенный для проведения праздника день с утра уже создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок вместе с воспитателем отвечал за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносил пригласительные билеты, кто-то расставлял скамейки, развешивал праздничные гирлянды, шары, устанавливал табло... В процесс подготовки праздника вовлечены все дети, им была предоставлена возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.

Праздник начинался точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой целью физкультурные праздники проводились во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня) [4].

Ход праздника. Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая - вводная - часть начинается с торжественной части - выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников [7].

После торжественной части следует основная — показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях — колоннах, двух кругах (один внутри другого), квадратах, колонне или шеренге по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, мячами, обручами.

Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнениях с длинными лентами, разноцветными мячами, булавами и другими предметами). Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе праздника ведущий приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним [12].

На празднике обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным мероприятием с заранее известным концом.

Поддержанию интереса, созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента — неожиданное появление Зимы, Деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Нептуна, Бабы Яги, Красной Шапочки, доктора Айболита и других сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключение подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод, танцы, парад участников.

В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.

Ход праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.

Подведение итогов, награждение. Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба».

На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Формы поощрений предусматриваются следующие: результаты детей в индивидуальных упражнениях (движениях) отражаются на экране соревнований, команды-победители награждаются дипломами, команды-участники праздника получают памятные вымпелы. Награждения победителей и участников могут быть самыми неожиданными. Так, в честь победителей исполняется песня или танец, дети-участники получают сладкие призы (им могут быть вручены и разнообразные медали собственного изготовления). Дети младшего дошкольного возраста преподносят победителям цветы. Необходимо также отметить не только детей, но и взрослых, принимавших активное участие в подготовке и проведении мероприятия.

Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Чтобы определить эффективность использования спортивных праздников в повышении уровня здоровья детей, было проведено повторное исследование по методикам констатирующего этапа.

Результаты исследования по всем методикам занесены в таблицы (см.приложение В) и отображены в диаграммах.

У всех детей и их родителей уровень здоровья высокий. Дети имеют полное представление об окру­жаю­щем мире, умеют отражать связь между его объ­ектами, обобщать, диффе­ренци­ро­вать, срав­ни­вать, исполь­зуют ранее полученные знания, пра­вильно выполняют за­дания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точ­ных, обобщен­ных и осознанных знаний о здоро­вом об­разе жизни; умением са­мостоятельно, полно анализи­ровать жиз­ненную ситуа­цию, выделять ее сущест­венные при­знаки и выдвигать на этой основе аде­кватную задачу в своей дея­тельно­сти, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умствен­ном плане. Дети умеют планировать свою дея­тельность.

Ответы детей на во­просы, связанные со здоро­вым образом жизни, чет­кие, яс­ные, полные, аргумен­тирован­ные. Дети стали осознавать значение своего здоровья, а также значение для здоровья состояния окружающей среды; они способны выявить направленную на формирование здоровья сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; дети проявляют инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения; дети проявляют самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивают переданный взрослыми опыт, переносят его в самостоятельную деятельность.

Сравним уровень здоровья детей, по среднему баллу, на констатирующем и контрольном этапах исследования, в диаграмме на рисунке 5.

t1570266782ad.gif

Рис.5. Уровень здоровья детей, по среднему баллу, на констатирующем и контрольном этапах исследования

Как мы видим на рисунке 5 у всех детей и их родителей наблюдается следующее:

По субтесту 1, по среднему баллу уровень сформированности представлений о здоровье вырос на 18,12 балла;

По субтесту 2, по среднему баллу, уровень сформированности культуры личности ребёнка вырос на 7,7 балла;

Анкетирование родителей показывает, что уровень индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью у родителей вырос на 18,33 балла.

Сравним сформированность культуры здорового образа жизни детей, на констатирующем и контрольном этапах исследования, в процентном соотношении, в диаграмме на рисунке 6.

t1570266782ae.gif

Рис.6. Сформированность культуры здорового образа жизни детей, на констатирующем и контрольном этапах исследования, в процентном соотношении

Как видно на диаграмме (рис.6) уровень сформированности культуры здорового образа жизни у детей и их родителей, на контрольном этапе исследования вырос: со среднего до высокого.

Итак, дети среднего дошкольного возраста и их родители, участвующие в исследовании приобрели некоторые правильные представления о спортивных праздниках как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний; стали осознавать значение для здоровья состояния окружающей среды; стали способны выявить направленную на формирование здоровья сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; стали активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях; представления детей о своём здоровье стали носить элементарный, но целостный характер; дети стали проявлять инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения.

Таким образом, можно сказать, что при специально организованной работе воспитателя в ДОУ, направленной на создание условий для повышения уровня здоровья детей дошкольного возраста посредством спортивных праздников, повышается уровень сохранения здоровья у дошкольников среднего возраста, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

«Здоровье ребенка – это полная  самореализация его личности, происходящая в образовательном процессе по образам,  принятым  в человеческом  обществе» М.Л. Лазарев. 

Здоровье как «состояние полного физического, психологического и социального благополучия» не существует само по себе, раз данное и навсегда неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека, особенно в дошкольном возрасте.

Современная ситуация со здоровьем детей такова, что оно не только не улучшается, а ухудшается с каждым годом. Это отмечают и родители, и педагоги, и медики. Именно поэтому главным приоритетом современного дошкольного образования становятся здоровьесберегающие технологии, объединяющие все направления деятельности дошкольного учреждения по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей.

Средний дошкольный возраст имеет свои особенности: происходит становление самосознания, проявляется личная заинтересованность, развивается активная познавательная деятельность, интеллектуальная и эмоциональная сфера. Подход к оздоровительной работе с детьми данного возраста мы строим на основе формирования мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни, просвещения родителей в данной области.

Поведенческие навыки заботы о своём здоровье как устойчивые формы и способы поведения людей по образцам, принятым в обществе, формируются как собственный стиль жизни на основе осмысленной цели и  побуждаются реально действующими в этом возрасте мотивами.
Вне понятной и принимаемой ребенком цели, побуждаемой значимыми мотивами, овладение любым способом является навязанным извне и лишенным внутреннего смысла.  

Работая над формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, главная цель - обеспечить возможность сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, способствовать снижению уровня заболеваемости детей группы.

 

Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников/ В.А. Ананьев. - Томский университет,2010,С2-14.

Арнольдов, А.И. Концепция социальной работы/ А.И.Арнольдов. - М., 2003. -123-147 с.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы/ В.Г.Бочарова. - М. - 2004. - 234 с.

Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”/ Ю.В. Василькова. - М., 2008, с.424

Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания/ Б.З.Вульфов//Педагогика. - 2012. - № 5/6. -С.45-49.

Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Н. Ефименко. - М., 2009.

Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования/ Г.К. Зайцев// Автореф. докт. дис. - СПб., 2013. - 48 с.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2010, С-88.

Зелинская, Д. Школа здоровья/ Д. Зелинская - М, 2005,т.2. С 2-12

Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. - М., 2009.

Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. /Ю.Ф. Змановский // Ж. Дошкольное воспитание, 2013, N 9.

Змановский, Ю.Ф. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях/ Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова // Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 2012.

Змановский, Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: Физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский. - М., 2007.

Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/Э.М. Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова// Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во ВЛАДОС, 2010. - 192 с.

Касаткин, В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья/В.Н, Касаткин// Автореф. докт. дис. - М., 2010. - 44 с.

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2100» //
Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.

Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)/В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров// Программно-методическое пособие. - М., 2010.

Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр./ Р.М.Куличеснко. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2008,- 240с.

Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей/ С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение, 2007.

Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом /Л.И. Латохина// Дошкольное воспитание. - 2009. - N 10.

Лесгафт, П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста/ П.Ф. Лесгафт. - М, 2012, т,2 с-234.

Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках/ С.М. Мартынов. - М.: Просвещение, 2011.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д. Маханева. - М., 2010.

Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов.: 2010.

Новикова И.М. / Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет – М., 2013. – 67с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М, 2004, С-205.

Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2010.

Прокопенко, В.И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе/ В.И. Прокопенко, Л.Н. Волошина // Учеб. мет. пособие. Екатеринбург, -2012.-с 334.

Ротенберг, Р.И. Расти здоровым/ Р.И. Ротенберг. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

Рунова, М. Помогите ребенку укрепить здоровье! /М. Рунова// Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.

Рунова, М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка/М. Рунова // Ж. Дошкольное воспитание. - 2009. - N 6.

Рунова, М.А, Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М., 2010.

Симонова, С. Без здоровых детей у страны нет будущего /С.Симонова// Народное образование. 2009, № 8, с. 159-167.

Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию/В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова// Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2013. - 192 с.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2010.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Оценка показателей качественного анализа представлений

о здоровом образе жизни у старших дошкольников

Показатель

Балл

Критерии

Когнитивный компонент

 

1.Полнота

 

4

Ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний

3

Ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний

2

Представления ребенка о ЗОЖ связаны с его личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер; он трактует понятие «здоровье» как состояние человека, когда он выздоравливает после болезни; имеет элементарные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей среды, о возможных причинах заболеваний

1

Ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья

 

2.Осознанность

4

Ребенок осознает значение для здоровья ЗОЖ, а также значение для здоровья и ЗОЖ состояния окружающей среды

3

Ребенок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, значение для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров

2

Ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни, ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; не осознает зависимость здоровья от окружающей среды

1

Ребенок не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды

 

3.Обобщенность

4

Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях

3

Ребенок способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально – стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы

2

Ребенок способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально - стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры

1

Ребенок не способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности

 

4.Системность

4

Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер

3

У ребенка сформированы единичные представления о ЗОЖ

2

У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды

1

У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды

Поведенческий компонент

 

5.Инициатив-ность

4

Ребенок проявляет инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения

3

Ребенок может проявлять инициативу в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием

2

Ребенок проявляет инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет

1

Ребенок инициативу не проявляет

 

6.Самостоя-тельность

 

4

Ребенок проявляет самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность

3

Ребенок может проявлять самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием по следам обучения; частично присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность

2

Ребенок проявляет самостоятельность на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность

1

Ребенок самостоятельность не проявляет


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета «Будем здоровы!»

Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

Регулярно ли вы делаете зарядку?

Да, это для меня необходимость;

Иногда делаю;

Нет, не делаю вовсе.

Часто ли вы с детьми используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

Регулярно (как минимум два раза в месяц);

Иногда (2 – 3 раза в пол года);

Никогда или очень редко.

Хорошо ли вы спите?

Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;

Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;

Просыпаюсь почти каждую ночь.

Часто ли вы болеете?

Очень редко (не чаще 1 раза в год);

Болею 3 – 4 раза в год;

Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

Нет;

Затрудняюсь ответить;

Да.

7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

Да, стараюсь всегда его соблюдать;

Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

Часто ли вы устаете после работы?

Почти никогда не устаю;

Иногда устаю очень сильно;

Да, почти всегда сильно устаю.

Занимаетесь ли вы спортом?

Да, я регулярно;

Периодически;

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

Курите ли вы?

Нет, я никогда не пробовал;

Да, но лишь изредка;

Да, курю постоянно.

Употребляете ли вы спиртное?

Нет, даже пиво;

Иногда бывает;

Выпиваю довольно часто.

Пьете ли вы кофе?

Очень редко, в основном предпочитаю чай;

Пью не больше одной чашки в день;

Пью его очень много.

Анонимность диагностики гарантирована.

Благодарим за участие!

42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

30 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица Б.1 - Уровень здоровья на констатирующем этапе

 

Параметры оценки в баллах

 

 

Имя ребёнка

1.Полнота

2.Осознанность

3.Обобщенность

4.Системность

5.Инициативность

6.Самостоятельность

сумма баллов

уровень

1.Женя Ш.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

2.Максим Р.

4

3

3

3

3

3

19

достаточный

3.Алина В.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

4.Марина З.

3

3

4

3

3

3

19

достаточный

5.Вова Ж.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

6.Костя Д.

4

4

4

4

4

4

24

достаточный

7.Антон Ю.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

8.Даша К.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

9.Ира Ц.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

10.Алёна Р.

4

3

4

3

4

4

22

достаточный

11.Вероника П.

4

3

4

4

4

4

23

достаточный

12.Вика Р.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

13. Вика П.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

14. Андрей Г.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

15. Лена Р.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

16. Кристина Е.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

17. Витя С.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

18. Кирилл Л.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

19. Денис Т.

3

4

3

4

4

4

22

достаточный

20.Олег П.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

21. Семён Р.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

22. Маша Т.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

23. Таня В.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

24. Ира Л.

3

3

3

3

3

3

18

Необходимый

Средний балл

3,16

3,08

3,16

3,12

3,16

3,16

18,87

5,38

Таблица Б.2 - Уровень культуры здоровья на констатирующем этапе

Имя Ф.Ребёнка

общительность

Дисциплинирован-ность

аккуратность

доброта

дружелюбие

самостоятельность

любознательность

честность

эмпатия

сумма баллов

уровень

1.Женя Ш.

1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

6,5

 Средний

2.Максим Р.

0,5

0

0

1

1

0,5

0

0,5

1

4,5

 Средний

3.Алина В.

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

7

 Средний

4.Марина З.

1

0

0

1

1

0,5

1

0,5

1

6

 Средний

5.Вова Ж.

0,5

0

0

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

4,5

 Средний

6.Костя Д.

1

0,5

0,5

1

1

0,5

1

1

1

7,5

 Средний

7.Антон Ю.

0,5

0

0

1

0,5

1

0,5

1

1

5,5

 Средний

8.Даша К.

1

0

0

1

1

0,5

1

0,5

1

6

 Средний

9.Ира Ц.

0,5

0

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

5

 Средний

10.Алёна Р.

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

8,5

 Высокий

11.Вероника П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

 Высокий

12.Вика Р.

1

0,5

0,5

1

1

1

0,5

1

1

7,5

 Средний

13. Вика П.

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

1

8

 Средний

14. Андрей Г.

0,5

0

0

1

0,5

1

0,5

1

1

5,5

 Средний

15. Лена Р.

1

0

0

1

1

0,5

1

0,5

1

6

 Средний

16. Кристина Е.

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

1

8

 Средний

17. Витя С.

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

1

8

 Средний

18. Кирилл Л.

1

0

0

1

1

0,5

1

0,5

1

6

 Средний

19. Денис Т.

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

8,5

 Высокий

20.Олег П.

1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

6,5

 Средний

21. Семён Р.

0,5

0

0

1

1

0,5

0

0,5

1

4,5

 Средний

22. Маша Т.

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

7

 Средний

23. Таня В.

0,5

0

0

1

0,5

1

0,5

1

1

5,5

 Средний

24. Ира Л.

1

0

0

1

1

0,5

1

0,5

1

6

 Средний

Средний балл

0,85

0,27

0,43

1

0,89

0,7

0,7

0,66

1

6,54

1,3

Таблица Б.3 - Уровень индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью

 № п\п

балл

уровень

1

28

низкий

2

30

средний

3

32

средний

4

22

низкий

5

30

средний

6

25

низкий

7

33

средний

8

31

средний

9

32

средний

10

48

высокий

11

44

высокий

12

30

средний

13

20

низкий

14

34

средний

15

19

низкий

16

35

средний

17

33

средний

18

36

средний

19

50

высокий

20

31

средний

21

33

средний

22

36

средний

23

30

средний

24

34

средний

средний балл

32,33

 

 

Таблица Б.4 - Сводная таблица данных

п\п

субтест 1

субтест 2

анкетирование родителей

общий уровень

1

Необходимый

 Средний

низкий

средний

2

достаточный

 Средний

средний

средний

3

Необходимый

 Средний

средний

средний

4

достаточный

 Средний

низкий

средний

5

Необходимый

 Средний

средний

средний

6

достаточный

 Средний

низкий

средний

7

Необходимый

 Средний

средний

средний

8

Необходимый

 Средний

средний

средний

9

Необходимый

 Средний

средний

средний

10

достаточный

 Высокий

высокий

высокий

11

достаточный

 Высокий

высокий

высокий

12

Необходимый

 Средний

средний

средний

13

Необходимый

 Средний

низкий

средний

14

Необходимый

 Средний

средний

средний

15

Необходимый

 Средний

низкий

средний

16

Необходимый

 Средний

средний

средний

17

Необходимый

 Средний

средний

средний

18

Необходимый

 Средний

средний

средний

19

достаточный

 Высокий

высокий

высокий

20

Необходимый

 Средний

средний

средний

21

Необходимый

 Средний

средний

средний

22

Необходимый

 Средний

средний

средний

23

Необходимый

 Средний

средний

средний

24

Необходимый

 Средний

средний

средний

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В.1 - Уровень здоровья на контрольном этапе

Имя ребёнка

Субтест 1

 

Субтест 2

 

Анкетирование родителей

Итоговый уровень

сумма баллов

уровень

сумма баллов

уровень

сумма баллов

уровень

1.Женя Ш.

24

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

2.Максим Р.

24

достаточный

9

Высокий

50

Высокий

Средний

3.Алина В.

24

достаточный

9

Высокий

48

Высокий

Высокий

4.Марина З.

24

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

5.Вова Ж.

24

достаточный

9

Высокий

50

Высокий

Средний

6.Костя Д.

24

достаточный

9

Высокий

51

Высокий

Высокий

7.Антон Ю.

24

достаточный

9

Высокий

51

Высокий

Средний

8.Даша К.

24

достаточный

9

Высокий

55

Высокий

Высокий

9.Ира Ц.

24

достаточный

9

Высокий

48

Высокий

Средний

10.Алёна Р.

24

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

11.Вероника П.

24

достаточный

9

Высокий

47

Высокий

Высокий

12.Вика Р.

24

достаточный

9

Высокий

52

Высокий

Высокий

13. Вика П.

22

достаточный

9

Высокий

54

Высокий

Высокий

14. Андрей Г.

24

достаточный

9

Высокий

52

Высокий

Высокий

15. Лена Р.

22

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

16. Кристина Е.

23

достаточный

9

Высокий

51

Высокий

Высокий

17. Витя С.

23

достаточный

9

Высокий

46

Высокий

Высокий

18. Кирилл Л.

24

достаточный

9

Высокий

47

Высокий

Высокий

19. Денис Т.

24

достаточный

9

Высокий

57

Высокий

Высокий

20.Олег П.

20

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

21. Семён Р.

22

достаточный

9

Высокий

54

Высокий

Высокий

22. Маша Т.

24

достаточный

9

Высокий

57

Высокий

Высокий

23. Таня В.

24

достаточный

9

Высокий

52

Высокий

Высокий

24. Ира Л.

24

достаточный

9

Высокий

49

Высокий

Высокий

Средний балл

23,5

 

9

 

50,66

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.