12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

На сегодняшний день проблема мотивации в учебной деятельности стоит особо остро. Опыт показывает, что ее снижение происходит от класса к классу. Причин много, но одна из них - это несовершенство ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешних школьников.

Не секрет, что многие дети ушли «вперед» учителя, имеют ежедневный выход в Интернет, доступ к компьютеру, впитывают, как губки, информацию с экранов телевизоров. Нынешнему ребенку недостаточно лишь поглощение готового учебного материала и выполнение действий по указанию учителя.

Чрезмерная строгость, казарменная дисциплина, авторитарность со стороны учителя сегодня неприемлемы. Необходимо искать новые средства обучения, способствующие развитию интереса к предметам гуманитарного цикла и воспитанию творческого и свободомыслящего человека.

За 25 лет работы в школе выявлена следующая закономерность: пример учителя – заинтересованность ученика. Дети достаточно наблюдательны и видят, как учитель относится к своему делу. Если учитель литературы интересно и эмоционально рассказывает о творчестве неординарного поэта В.В.Маяковского, о «бабочке поэтиного сердца», то 10 человек из 20 – ти непременно вдумчиво прочтут стихи и поймут, в чем смысл. Если этого не происходит, то дети понимают, что предмет деятельности неинтересен. Зачем его любить, если даже у учителя он не вызывает никакого интереса. Ведь хорошего учителя отличают знания по предмету и их умелое артистичное применение.

Следующий фактор, способствующий росту мотивации учащихся, - это создание ситуации успеха. В этом особенно нуждаются дети, испытывающие определенные затруднения в учении. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать детям учиться. На уроке возможно создание ситуации, когда в роли учителя выступают ученики. Они заранее готовят материал по теме урока, печатают карточки, разрабатывают упражнения. Как показывает практика, дети с большим удовольствием выполняют такую работу. Это еще и помощь учителю в пополнении методической копилки. В течение года все члены коллектива имеют возможность выступить в роли учителя. Кроме этого, по очереди помогают в проверке словарных диктантов, подготовленные дети консультируют слабых учащихся. Все обучаемые должны испытывать чувство преодоления, радоваться успеху. Это возможно, если понизить «учебную планку» для менее успевающих учеников.

Приведу пример. Вначале задаю вопросы менее способным ученикам, потом более сильные ученики отвечают на трудные вопросы. После этого прошу слабых учеников, слышавших эти ответы, повторить их своими словами. Это сложное для них задание, но не очень рискованное. (К тому же оно позволит им заучить материал, создав тем самым базу для будущих успехов.)

Чтобы помочь учащимся усвоить материал, можно предложить им самостоятельно придумать контрольную работу для проверки знаний по этому материалу. Их стараниями мы можем получить хорошие вопросы для будущего зачета, и тем самым сэкономить свое время.

Как же сделать занятия интересными и увлекательными? В 5 - 6 классах этому способствуют игровые ситуации. Казалось бы, игра – дело лишь маленьких детей, но практика показывает, что это не так. Например, на уроке английского языка по теме «Преступление» можно предложить разыграть жизненную ситуацию, присвоив себе роли героев учебного текста. При этом в реплики героев вставить свои слова, дать оценку происходящему. Дети с удовольствием примеряют на себя новую роль и, высказывая свое суждение, используют тематическую лексику.

Источником творческого развития в инновационной методике изучения предметов гуманитарного цикла является познавательный интерес, взаимодействующий с практическим способом действия. Эффективным учебным средством, основанным на сюжетно – лингвистической образности является рисунок – опора. Он помогает зрительно и в системе увидеть содержание материала.

Например, при изучении в 7 классе темы «Деепричастие» детям предлагается сделать лингвистическую визитку этой части речи.

Деепричастие = глагол + наречие

Место работы: Предложение

Занимаемая должность: Обстоятельство

Домашний адрес: Морфологическая Галактика

Проверенным способом мотивации является планирование целей и задач самим обучаемым. Индивидуальное целеполагание – испытанный способ достижения высоких результатов. Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее «чувство успешности» усиливает мотивацию. В конце урока желательно обратить внимание на результат: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом, происходит формирование и развитие навыков самоанализа, в результате чего становится всё больше детей, которые с пониманием относятся к результатам своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности.

Весьма эффективны групповые формы работы на уроках гуманитарного цикла. Они активизируют внимание, память даже у учащихся с невысоким уровнем обученности. На уроках русского языка такой вид работы способствует повышению мотивации. При работе над чтением текста каждый член группы выполняет посильную функцию. (Один вполголоса читает, другой ищет значение незнакомых слов в словаре и.т.д.) При затруднении каждый может рассчитывать на помощь более «сильного» ученика. Таким образом, каждый член группы старается быть не хуже других и, чувствуя поддержку товарищей, быстрее приобщается к активной работе.

Любой мотивационный прием от частого применения перестает действовать. Желательно чередовать различные методы мотивации в учебном процессе. Самое главное - помочь ребенку переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: «неуспех случаен, успех закономерен.» Важно переориентировать детей с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

В этом помогает использование технологии педагогических мастерских. Это особая форма сотрудничества, где гармонично сочетаются индивидуальная и коллективная работа. Это не простая передача информации учителя своим ученикам, а совместный процесс познания.

При проведении мастерской

- поощряется самостоятельность и инициатива учащихся

- обеспечивается сотрудничество учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого)

- развивается критическое и креативное мышление

В мастерских используются различные методические приемы:

а) Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно призвано затронуть внутренние струны сознания, актуализировать личный жизненный опыт каждого ученика. Индуктор – слово, фраза, рисунок – все, что может вызвать поток ассоциаций, ощущений.

б) Коллаж- соединение картинок и текста. (Особенно интересен учащимся

5-х- 8-х классов). Работу лучше выполнять в группах.

О фрагменте урока, приведенного по вышеназванной технологии, хочу рассказать. Проводился он в 7 классе по теме «На чем держится мир»? (по повести В. Железникова «Чучело»).

Цели: выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; развивать умение тонко чувствовать слово; развивать воображение, цветовое восприятие; приобщать детей к радости сотворчества, к законам открытия нового для них материала.

Из учащихся были сформированы творческие группы по выбранным ими цветным кружочкам (на каждом написано напутствие, созвучное теме урока) Например: Помни – ты не один.

На свете, кроме тебя есть другие люди,

И они нуждаются в твоей доброте, понимании,

Мужестве, в твоей защите и помощи.

Для каждой группы определена система вопросов.

Ход урока

Приветствие мастера (учителя)

Сегодня нам предстоит разговор важный и непростой. Мы попробуем с вами раскрыть истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни и попытаемся понять, на чем же держится наш хрупкий мир… Это повесть о вас и для вас!

Индуктор. (Звучит спокойная музыка).

Какие ассоциации возникли до чтения? (смех, юмор, нарисовали огородное чучело…)

После чтения? (грусть, жалость, недоумение…)

Работают индивидуально, затем в группах. Ответы озвучиваются, записываются на доске. Мастер знакомит со своими ассоциациями.

Выделите ключевые слова (предательство, прощение)

Как связаны эти ассоциации с темой урока?

Какова же цель нашего исследования? (Раскрыть мир детей и взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы…)

Далее группы получают творческие задания.

Первая группа работает с первой главой повести, выписывает наречия. Особо останавливаются на слове «прочь», ищут значение в словаре…

Вторая группа готовит инсценировку самого волнующего эпизода в повести

Третья группа создает коллаж по отдельным эпизодам текста и проводит его презентацию.

Четвертая группа проводит исследовательскую работу по отдельным вопросам. На партах лежат вопросы.

После работы в группах всем учащимся предлагается вопрос для обсуждения: Какова же идея произведения?

Рефлексия. Создание синквейна.

Например:

Жестокость

Жуткая, одержимая

Калечит, уродует, пронизывает

Становится страшно жить на белом свете…

Прощение

Что нового узнали вы сегодня на уроке? Поблагодарите друг друга за работу. Давайте научимся разбираться в друзьях, настоящих и мнимых; научимся прощать и беречь друг друга!

Что дают подобные уроки современному школьнику? Ребята учатся взаимодействовать, учатся самостоятельно приходить к важным жизненным выводам. В ходе таких уроков они имеют право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. Детям должно быть интересно учиться. Ведь успех в учебе – завтрашний успех в жизни!



Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.